Культура в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:32, реферат

Описание

Бытующее в массовом сознании представление о том, что в современных условиях широкие слои населения могут осуществлять властные функции, в полной мере участвовать в политическом процессе, в действительности оказывается иллюзией. На практике их участие ограничивается выборами, а реальную власть осуществляют политические элиты

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Понятие, сущность и механизм формирования политической элиты…........3
2.Властвующая элита: понятие и структура…………………………………….5
3.Теории элит…………………………………………………………………...…8
4. Особенности политических элит в России……………………………….....16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 34.59 Кб (Скачать документ)

Следует отметить, что теория руководящего класса Г.Моска далеко выходит за рамки собственно политических проблем, поскольку, согласно ей, вся история  человеческого общества есть не что  иное, как процесс, сознательно руководимый  элитами.

Теория «круговорота элит»  В.Парето.

Парето рассматривает общество как систему, находящуюся в состоянии  динамического равновесия, придает  детерминирующее значение "остаткам", лежащим в основе как дериваций, так и деления общества на элиту ("лучшие") и неэлиту. Социальная гетерогенность обосновывается биологически, т. е. наличием определенных биопсихологических качеств индивидов. Деление на способную  к управлению элиту и неэлиту  Парето считает существенной чертой всех человеческих обществ, а "круговорот" элит, т. е. их стабилизацию и последующую  деградацию, - движущей силой общественного  развития, лежащей в основе всех исторических событий. Согласно этой концепции, индивиды, наделенные от рождения "остатками", т. е. предрасположенностью к манипулированию  массами при помощи хитрости и  обмана ("лисы") или способностью применения насилия ("львы"), создают  два различных типа правления, которые  приходят на смену друг другу в  результате исчерпания соответствующих "остатков" с последующей деградацией  элиты, приводящей ее к упадку. Если правящая элита не противодействует этому путем кооптации новых  членов из низших классов, в изобилии обладающих соответствующими качествами, то наступает социальная революция, весь смысл которой, по Парето, заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки - элиты общества.

В области хозяйственной деятельности "львам" и "лисам" соответствуют  типы "спекулянтов" и "рантье", прототипами которых являются бизнесмены и их противоположность - робкие вкладчики, живущие стрижкой купонов. Преобладание в обществе "рантье" - свидетельство  стабилизации общества, переходящей  затем в загнивание. Преобладание "спекулянтов" предопределяет развитие в социальной и экономической  жизни. Чередование экономических  и политических циклов связано в  концепции социального равновесия Парето с циклами духовного производства - интеллектуального, религиозного, художественного  и т. п. Здесь происходит ритмическая  смена периодов веры и скептицизма, в основе которых, в конечном счете, лежат "остатки" первого и второго  классов.

Теория "круговорота элит" строится Парето на основе исследования врожденных биопсихологических свойств индивидов. Однако политические, идеологические и экономические изменения не являются простым следствием изменений  в личном составе правящего меньшинства. Процесс циркуляции элит выражает глубокие общественные процессы, прежде всего, социально-экономического характера. Политические изменения происходят тогда, когда правящие группировки  не в состоянии разрешить социально-экономические  проблемы, возникающие в ходе общественной практики, и вынуждены прибегнуть к политическому маневрированию. Парето ценил некоторые социологические  концепции Маркса, в частности  деления общества на классы, ведущей  роли классовой борьбы в истории. Однако в целом он был противником  научного социализма и резко критиковал исторический материализм, неправомерно отождествляя его с "экономическим  материализмом". Он ставил перед  собой задачу "превзойти" марксизм при помощи "более широкой" социологической концепции, построенной  не на экономическом, а на психологическом  фундаменте, который казался Парето более универсальным. Многие идеи Парето заимствованы структурным функционализмом. Среди западных политологов популярна  его концепция идеологий как  теоретических построений, призванных маскировать эмоции и предрассудки. Большое влияние имеет и его  теория элит, послужившая отправным  пунктом для исследований механизмов власти с различных теоретических  позиций.

Теория «железного закона олигархии» Р. Μихельса.

Иную систему доказательства неизбежности деления общества на правящее меньшинство  и пассивное большинство предлагал  Р. Михельс (1876—1936), ставший одним  из идеологов фашизма и другом Б. Муссолини. Он пытался доказать невозможность  осуществления принципов демократии в западных странах в силу внутренне  присущих политическим организациям данных обществ свойств и «олигархических  тенденций» в массовых политических организациях — партиях, профсоюзах. В своей главной работе «Политические  партии. Очерк об олигархических тенденциях демократии» (1911) он анализировал кризис парламентской демократии и обосновывал  правомерность элитизма.5

Причины политического расслоения (стратификации) и потому невозможности  осуществления демократии Р. Михельс  видел, во-первых, в сущности человека; во-вторых, в сущности политической борьбы, и, в-третьих, в сущности организаций. Поэтому, делал вывод Михельс, демократия ведет к олигархии, превращается в нее.

Феномен олигархии, согласно Р. Михельсу, «объясняется частично психологически (психологией масс и психологией  организаций), частично органически (законами структур организаций)», причем главную  роль играют факторы первой группы. Поведение господствующего класса в условиях демократии во многом обусловливается  воздействием «массы» на политический процесс. Понятие «массы» у Р. Михельса имеет психологическое  содержание и интерпретируется как  совокупность психических свойств  массового обывателя: политической индифферентности, некомпетентности, потребности в руководстве, чувстве  благодарности вождям, потребности  в почитании лидеров и т.п. Поэтому  «массы» не способны к самоорганизации  и не могут самостоятельно управлять.

Из групп, претендующих на власть в  рамках парламентской демократии, наиболее эффективными оказываются те, которые  обеспечивают поддержку своим целям  со стороны «организованных масс». Однако сам «принцип организации», являющийся необходимым условием руководства  «массами», приводит к возникновению  иерархии власти. Руководство организацией предполагает наличие профессионально  подготовленных для этого людей, то есть аппарата. Он придает устойчивость организации, но одновременно вызывает перерождение организованной «массы». Аппарат совершенно меняет местами  лидеров и «массу». Процесс организации  неизбежно делит любую партию или профсоюз на руководящее меньшинство  и руководимое большинство. Складывающееся «профессиональное руководство» все  дальше отрывается от «масс», имеет  тенденцию противопоставлять себя рядовым членам. Оно образует более  или менее закрытый внутренний круг, и стремится закрепить власть в своих руках. Суверенитет масс оказывается иллюзорным. Так, согласно Р. Михельсу, действует «железный  закон олигархии».

Следовательно, олигархическая структура  власти основана не только на тенденции  вождей к своему увековечиванию и  укреплению личного авторитета, но и, главным образом, на инертности масс, готовых полагаться на немногих специалистов-профессионалов, а также на структурных свойствах  политической организации.

Сама политическая элита является, по мнению Р. Михельса, продуктом национальной психики: «элитарный характер нации» стремится  к воплощению в господствующих группах. В структуре господствующего  класса он выделил три самостоятельных  элемента: политический, экономический  и интеллектуальный. Каждый раз в  определенных исторических условиях реальную власть может осуществлять «политико-экономический», «политико-интеллектуальный» или  «волевой политический класс». Кризис институтов парламентской демократии в Италии, Германии в 1920-х гг. выдвинул на первые роли «волевой политический класс». Воплощением идеала «волевого  класса», по мнению Р. Михельса, была организация  итальянских фашистов во главе с  Б. Муссолини. Впоследствии Михельс  стал апологетом фашистских режимов  в Италии и Германии.

Таким образом, итальянская школа  политической социологии внесла существенный вклад в развитие не только политической науки, но и других областей обществознания (например, философии истории, социологии, правоведения, социальной психологии и др.). Впоследствии концепция элитизма обрела как сторонников, так и критиков. Противники указывали на несовместимость ее с идеями демократии и самоуправления. Они считали ошибочной теорию, которая не признает самостоятельной роли личности в политике, способности масс влиять на власть; критиковали за излишний психологизм в интерпретации мотивов политического поведения и причин политического неравенства в обществе. Однако последователи концепции элитизма углубляли и развивали основные положения теории в новых социальных условиях.6

4. Особенности политических элит  в России.

Говоря о российской властвующей  политической элите, в первую очередь  нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности, политического сознания и поведения новой волны "российских реформаторов", по природе и сущности своей не воспринимающих иных методов  действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими  самими, так и их предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению, много  раз исторически доказанным, является то, что политическая культура складывается веками и изменить ее за короткое время  невозможно.

Именно поэтому политическое развитие сегодняшней России приняло такой  привычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной  демократии, тогда как, в настоящий  момент существует ярко выраженная потребность  в новом пути развития политических отношений.

В данный момент в Росси государственная  власть характеризуется тремя основными  признаками:

  • первое — власть неделимая и не смещаемая (фактически можно сказать наследственная);
  • второе — власть полностью автономна, а также полностью неподконтрольна обществу;
  • третье — традиционная связь российской власти с обладанием и распоряжением собственностью.

Именно под эти сущностные характеристики российской власти и подгоняются  принципы либеральной демократии, которая  превращается в свою полную противоположность. На текущий момент центральная проблема российской политической системы —  это реализация власти (в первую очередь ее разделяемость и смещаемость). Исторический опыт российского парламентаризма (его развития) подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а иногда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти маргинальной законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из мирового опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии между этими  ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и обеспечивает контроль общества над государственной  властью.

Политическая властвующая элита  Российской Федерации состоит из целого ряда группировок. При этом что  характерно, мировоззренческие основания  этих групп особой роли не играют, в  реальности они выступают лишь идеологическим флером в политических дискуссиях. Идеи же справедливости, государственного порядка, эффективности власти разделяют все партии, что делает их выглядящими на одно лицо и мало отличимыми друг от друга.. При этом социально-экономическое структурирование на местах, имевшее место несколько лет назад сменилось социально-политическим и даже этническим фактором, что свидетельствует о растущей политизации общественных настроений.

Современные властвующие политические элиты России состоят в основном из следующих социально-политических групп:

  • бывшая партноменклатура (КПСС);
  • бывшая демократическая оппозиция (Демократическая Россия);
  • бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена;
  • бывшие комсомольские работники;
  • работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов).

Кроме этого, можно принять во внимание и небольшой процент интеллектуальной элиты — интеллигенции.

Указанные выше группы, как часть  властвующей элиты, обладают рядом  свойственных ей признаков:

  • деятельность по принципу управленческих команд, жестко подчиненных главе исполнительной власти;
  • обязательность существования личной преданности главе, первому лицу на любом уровне;
  • наличие на каждом уровне соответствующих вождей с личной преданной командой;
  • тщательно маскируемая вовлеченность в раздел и присвоение госсобственности (приватизация);
  • обычна связь с организованной преступностью и непосредственное лоббирование ее интересов.

Эта градация, как уже говорилось, основана на исследованиях в провинции, но, опять же, она достаточно репрезентативна  и для всей политической элиты  Российской Федерации.

В целом же, в политической структуре  России можно выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с  другом — это политические элиты  и электорат столичных городов  и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее  время выдвигается на первый план этнический фактор в силу прямой национальной разграниченности. Отсюда, как раз, и происходит замеченная выше группировка  общественного мнения и политических элит вокруг национал-патриотических партий, движений и блоков.

Заключение.

Политическая элита — это  специализированная социальная группа, концентрирующая в своих руках  государственную власть и занимающая командные посты в управлении обществом. В политическую элиту  общества входят профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными  функциями и полномочиями. К политической элите также следует отнести  высших государственных служащих, профессионально  подготовленных к участию в разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии политического развития общества. Основные функции политической элиты — руководство и управление обществом, выработка ценностных ориентации и задач его генезиса, программ развития государства, мобилизации общества на решение актуальных задач, его стабилизация и интеграция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Макорта, Г.А., Политология: в вопросах и ответах: учеб. пособие /Г.А. Макорта.-М.: Проспект, 2005.-224 с.
  2. Мухаев Р.Т. , Политология: учебник для вузов /Р. Т. Мухаев.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 495 с.
  3. Мухаев Р.Т., Политология: Хрестоматия: [Пособие для вузов, юрид. и гуманитар. фак.] /Р. Т. Мухаев.-М.: Приор, 2000.- 479 с.
  4. Василик М.А., Политология: Элементарный курс /М.А.Василик, М.С.Вершинин.-М.: Гардарики, 2001.- 270 с.
  5. Пугачев В.П., Введение в политологию: [Учеб. для вузов] /Пугачев Василий Павлович, Соловьев Александр Иванович.-М.: Аспект Пресс, 2002.- 477 с.
  6. Пушкарева Г.В., Политология: Краткий курс лекций /Г.В. Пушкарева.-М.: Юрайт, 2003.-238 с.
  7. Куликов Л.М., Основы социологии и политологии: Учеб.пособие для вузов /Куликов Л.М.-М.: Финансы и статистика, 1999.- 336 с.

Информация о работе Культура в обществе