Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 15:18, контрольная работа
Культура в теории психоанализа З. Фрейда
Культура в аналитической психологии К. Юнга
План.
Введение.
Культура в теории психоанализа З. Фрейда
Культура в аналитической психологии К. Юнга
Заключение.
Список литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный
Кафедра литературы и культурологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Тема 3. Культура в теориях З. Фрейда и К. Юнга
Выполнила: ст. МО-10, 1 курса, ИПиУ,
менеджмент организации
Лисова Марина Вячеславовна,
№ зачет. книжки 091455
Проверил: ________________________
Хабаровск 2010
План.
Введение.
Заключение.
Список литературы.
В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача-психиатра и психолога З. Фрейда. Создателя этого учения часто сравнивают с Аристотелем, Коперником, Колумбом, Магелланом, Ньютоном, Гете, Дарвином, Марксом, Эйнштейном. Его называют "ученым и провидцем", "Сократом нашего времени", "одним из великих основоположников современной социальной науки", "гением в действии"" сделавшим решающий шаг к подлинному пониманию внутренней природы человека.
И в то же время, Фрейда называют фанатиком, шарлатаном, антииллюзионистом, "трагическим Вотаном сумерков буржуазной психологии", а разработанную им психоаналитическую теорию сопоставляют с хиромантией. Возникнув как теория и метод лечения неврозов, психоаналитическое учение Фрейда превратилось со временем в исключительно влиятельную философско-антропологическую концепцию, претендующую на роль всеобщего мировоззрения.
Зигмунд Фрейд родился
в 1856 г. в Австрии. Еще в школьные
годы Фрейд познакомился с учением
Дарвина, под влиянием которого у
него созрело решение стать ученым-
Фрейдовский психоанализ в известной степени был попыткой синтезирования двух плоскостей исследования человеческой природы рассмотрения природных элементов человеческого существа, раскрытия психических влечений человека, его внутреннего мира, смысла человеческого по ведения и значения культурных и социальных образований для формирования психической жизни человека и его психологических реакций. Метод "описательной" и "объяснительной психологии" органически переплетаются между собой в учении Фрейда, образуя своеобразный метод психоаналитического исследования человеческой природы, особый подход к анализу человека.
До Фрейда психология в
качестве объекта исследования имела,
как правило, нормального, физически
и психически здорового человека
и исследовала феномен
Неврологические учения второй половины XIX века, сосредоточив внимание на патологических отклонениях от традиционно признанных норм разума, обнажили необходимость исследования внутрипсихических характеристик личности и под углом зрения их болезненных нарушений.
Это предполагало постижение
скрытых мотивов поведения
И Фрейд как психопатолог, изучая характер и причины возникновения неврозов, оказался перед необходимостью исследования природы психического, в том числе тех структур психики, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке. Таким образом, сами задачи и объект исследования привели его к допущению таких психических актов, которые наряду с сознательными составляют специфическое содержание психики.
В делении психики на сознательное и бессознательное Фрейд не был первооткрывателем. Однако фрейдовское понимание бессознательного отлично от тех трактовок его, которые имели место в различных философских системах. Для Фрейда, - как отмечает один из исследователей, - бессознательное было вопросом факта, "сферой" человеческого духа и неотъемлемой частью человеческой деятельности". Его в первую очередь интересует конкретное содержание бессознательного.
Пытаясь постичь существо
протекания бессознательных процессов,
он подвергает бессознательное аналитическому
расчленению. Фрейд выделяет, во-первых,
скрытое, латентное бессознательное:
сознательное представление о чем-либо,
которое в последующее время
может перестать быть таковым, но
при определенных условиях способно
снова стать сознательным; во-вторых,
вытесненное бессознательное: представления,
которые не могут стать сознательными
потому, что им противодействует какая-то
сила, и устранение этой противодействующей
силы возможно лишь на основе специальной
психоаналитической процедуры, с помощью
которой соответствующие
Исследуя сферу
При этом в отличие от
отвлеченных рассуждений
Фрейд понимал, что бессознательное
человек может распознать только
путем перевода его в сознание.
Но каким образом это возможно
и что значит сделать нечто
сознательным? Можно допустить, что
внутренние бессознательные акты доходят
до поверхности сознания или, наоборот,
сознание проникает в сферу
Как же выйти из тупика? И здесь Фрейд находит решение, аналогичное тому, о котором в свое время говорил еще Гегель, высказывая остроумную мысль, что ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены. Не ссылаясь на Гегеля, Фрейд именно так и поступает. Вопрос: "каким образом что-либо становится сознательным?" - он облекает в форму вопроса,: "каким образом что-либо становится предсознательным?.
Для Фрейда предсознательным, а впоследствии и сознательным может стать только то, что некогда уже было сознательным восприятием, позабытым за давностью времени, но в той или иной степени сохранившим следы воспоминаний.
В ряде случаев Фрейд пренебрегает
своим членением
Хотя представления Фрейда
о структурных уровнях
Созданная здесь Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом:
Пытаясь проникнуть в механизмы
работы человеческой психики, Фрейд
исходит из того, что выделенный
им глубинный, природный ее слой - "Оно"
- функционирует по произвольно выбранной
программе получения
Как покорный слуга бессознательных влечений, фрейдовское "Я" пытается сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Поскольку ему это не всегда удается, в нем самом образуется новая инстанция - "Сверх- Я" или "Идеал-Я", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины, Во фрейдовской модели личности "Сверх-Я" указывается как бы высшим существом, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. Если "Я" - это главным образом представитель внешнего мира, то "Сверх-Я" выступает по отношению к нему как защитник интересов "Оно". По своему положению и функциям в психике человека "Сверх-Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, то есть переключение социально неодобренного порыва "Оно" в социально приемлемый импульс "Я", и в этом смысле как бы солидаризируется с "Я" в обуздании влечений "Оно". Но по своему содержанию фрейдовское "Сверх-Я" оказывается все же близким и родственным по отношению к "Оно", поскольку является "наследником эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений Оно и самых важных libid"ных судеб его" ". "Сверх-Я" даже противостоит "Я" как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной ситуации, чреватой нарушениями в психике человека.
Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного сознания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии, как с "Оно", так и со "Сверх-Я".
Хотя Фрейд признавал
"наследственность" и "природность"
бессознательного, субъективно он верил
в способность осознания
Давно было замечено, что человек нередко не осознает смысл и значение мотива своего поведения. А если при этом попросить объяснить свое поведение, то он часто называет такие причины, которые не отражают его подлинных намерений. Многие поступки человека, если он впоследствии задумывается над ними, оказываются загадочными не только для окружающих, но и для него самого. Не удивительно поэтому, что мотивационная деятельность индивида, движущие силы, стоящие за его поступками, причины, побуждающие его поступать так, а не иначе, всегда привлекали внимание пытливых умов человечества, стремившихся постичь сущность человеческой природы. Не мог пройти мимо рассмотрения скрытых мотивов поведения человека и Фрейд. Анализ человеческого поведения стал для него одним из важнейших аспектов осмысления динамики психической деятельности и "логики" бессознательных конфликтов, драматически разыгрывающихся в глубинах личности.