Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 23:56, доклад
Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.
Деление культур
на восточные и западные фиксирует
не только их территориальное расположение,
но и характеристику методов и
способов познания мира, ценностной ориентации,
основных мировоззренческих установок,
общественно-экономических и
В этих строчках английского писателя
Редьярда Киплинга отражены представления
о полярности восточной и западной культур.
И действительно, можно найти множество
аргументов в пользу таких представлений.
"Запад" подразумевает европейскую
и американскую культуру, "Восток"
— страны Центральной, Юго-Восточной Азии,
Ближнего Востока, Северной Африки. Западная
культура ориентирована на ценности технологического
развития, динамичный образ жизни, совершенствование
культуры и общества. Идея значимости
личности, приоритет инициативы и творчества
закрепляется в конституционных формах.
Для социодинамики западной культуры
характерны волнообразность, рывки, неравномерность.
Процесс перехода к новому протекает как
ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических
и политических структур.
На Востоке новое не отвергает и не разрушает
старое, традиционное, а органично вписывается
в него. Западная культура нацелена вовне,
тогда как для восточной культуры характерна
погруженность во внутренний мир человека.
Многие восточные мыслители были убеждены
в том, что усовершенствовать мир можно
лишь обретя цельность и гармонию в самом
себе. Если западная культура пошла по
пути создания техники и технологий, опосредующих
отношения с природой, то для восточной
культуры характерно стремление к гармонии
с природой, развитие естественным образом.
Однако сегодня можно говорить, что восточные
культуры, не потеряв своего самобытного
начала, восприняли многие черты, характерные
для западного мира.
Разделение культур на западные
и восточные подразумевает не
только их географическое
Под понятием «Запада» в
Культуры Запада и Востока во многом различны и даже противоположны, и можно выделить присущие им черты.
Западная культура представляет
собой культуру, ориентированную
на динамический образ жизни, ценности
технологического развития, совершенствование
общества и культуры, бурное развитие
всех сфер человеческой деятельности.
Приоритет инициативы, идея значимости
личности, творческое ее развитие лежат
в основе западного общества. Социальная
динамика западной культуры волнообразна
и неравномерна. Продвижение от старого
к новому протекает как ломка
устаревших систем ценностей, политических
и общественно – экономических
структур. Запад, являясь носителем
творческого начала, постоянного
поиска, бунта и перемен и, в
то же время, проявляя стремление к
постоянному, всестороннему познанию
окружающего мира и Вселенной
чаще занимает сторону земного
Нельзя не отметить важную
черту западного менталитета
– его склонность к научным
методам познания и исследования
окружающего мира. Наука запада направлена
на создание сложных сетей методологических
исследований и экспертиз, окутывая
которыми объект своего изучения она
понимает его и его природу.
Восток, во многом в противоположность
Западу являет собой воплощение спокойствия,
непротивления. Боясь разрушить
хрупкую гармонию мира человек культуры
востока предпочитает не вмешиваться
в развитие мира, а стоять на стороне
пассивного созерцателя течения
жизни и бытия. Восток – это
некое воплощение принимающего, женского
принципа-начала он никогда не отступает
от существующих в духовном мире заповедей
(при этом часто ущемляя существование
плоти, но при этом всегда стремясь
к существованию гармонии и равновесию
в мире). На Востоке новое не стремится
разрушить и опровергнуть устоявшееся
старое, нажитое веками, а органично
вписывается, дополняя его. В отличие
от западной культуры, направленной во
вне, восточная стремится
Для того, чтобы сравнить
культуры запада и востока нужно
учесть отличия по многим аспектам
то есть различия в искусстве, науке,
религии, моральных устоях, политических
устройствах, и составляющих этого.
Приведем основные сравнительные характеристики
в которых можно найти общее
и различное в культурах востока
и запада особенно эти различия проявляются
в средние века, поэтому будем использовать
эти примеры.
Термин «средние века» как известно появился в Европе в XV в. в кругах ученых-гуманистов и употреблялся ими для обозначения исторической полосы жизни европейских народов, лежащей между «древним миром», существование которого считалось гуманистами закончившимся в V в. падением Западной Римской империи, и новым временем, как воспринимали гуманисты свою эпоху. В таком же значении восприняли этот термин и гуманисты – филологи и историки XV-XVII вв. За ними пошла вся последующая историческая наука в Европе, окончательно закрепившая этот термин в составе триады: «древность» – «средние века» – «новое время». Так в исторической науке возникла специальная отрасль – история средних веков.
Происхождение понятия и
Так что же было в это время на Востоке?
Восток обширен, и развитие исторической науки в разных его странах протекало сложно и разнообразно. О «средних веках» в Европе мы можем говорить, имея в виду всю Европу, столь же обобщенно говорить о Востоке труднее. Обратимся к самой далекой от западного мира державе – к Китаю, этому самому обширному и самому могучему в VII-IX вв. государству не только на Востоке, но и, пожалуй, и во всем мире.
В
годы могущества дома Тан (618-907 гг.) в
Китае успешно развивалась
Во второй половине VIII в. в Танской империи возникло направление, превратившееся в наиболее могущественное течение общественной мысли вплоть до монгольского нашествия. Это движение, представленное такими деятелями культуры, как Хань Юй и Су Дун-по, вызвало свою философию, свою науку, свою эстетику – все резко отличное от того, что наблюдалось в этих областях ранее. Развивалось это движение под знаменем обращения к «древнему просвещению».
У Хань Юя и его единомышленников было вполне четкое представление о «древности» и «новом времени», а также существовало понятие о промежуточной полосе между древностью и новым временем, которое хронологически относилось ко времени с III по VII в. Это время («средние века» в понимании Хань Юя) ознаменовалось распространением и укреплением в Китае новой религии - буддизма, начавшего проникать в Китай из Кушанского царства в Средней Азии еще в I в. н.э. В Танской империи влияние этой религии благодаря покровительству императоров и знати сильно возросло, даже перенесли в Китай «кости Будды» («частица мощей» была перевезена в столицу Поднебесной и с великой торжественностью водворена в дворцовом храме). Сам Хань Юй предпочитал буддизму учение Конфуция. То, что в средневековом Китае именуется «конфуцианством», представляло собой светское просвещение. Это было учение об обществе и государстве, о человеке и его морали, о природе и ее познании.
Хань Юй выдвинул основной принцип движения светского просвещения, он обозначил его словом «жэнь» (человеческое) или «жэнь дао» (путь человеческого). Невольно напрашивается перевод этих слов нашим словом «гуманизм». Представители «танского возрождения» настойчиво выдвигали положение о высшей ценности человека как основы общественной жизни. Хань Юй посвятил этой теме особый трактат «Юань жэнь» («О человеке»).
Такое положение дел позволяет нам сказать, что и на Востоке в определенный исторический момент возникла концепция «средних веков», которая имела и хронологическое, и культурно-историческое содержание. По крайней мере, так было в истории китайского народа.
Было ли что-нибудь похожее в истории других народов Востока?
Обратимся к мусульманскому миру, и, прежде всего, к Средней Азии IX-XI вв. В эти столетия происходил величайший для того времени расцвет науки, философии, просвещения. Аль-Фараби, Ибн Сина, аль-Хорезми и аль-Бируни создавали направление тогдашней научной мысли, приняв наследие древнего мира. Они обратились ко всем источникам великих древних цивилизаций, с которыми их народы оказались связаны в исторических судьбах. Они заимствовали знания как из античных источников, так и из древнеиндийских и древнекитайских. Поэтому передовые деятели науки и философии среднеазиатского мира IX-XI вв. – подлинные гуманисты – создали новое просвещение, так же как до этого их собратья в Китае, а после них – их собратья в Европе, перешагнули через историческую полосу «средних веков».