Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:22, реферат
Термин «Возрождение» (франц. - Renaissance, итал. – Rinascimen-to), появившийся в XV веке, достаточно условен, так как сводит всё содержание этого исторического явления к возрождению культурного классического наследия. Однако, в период Возрождения начала создаваться новая культура, качественно отличная от античной и от феодальной культуры.
культурология
"27 культура и искусство ренессанса"
Введение
Термин «Возрождение»
(франц. - Renaissance, итал. – Rinascimen-to), появившийся
в XV веке, достаточно условен, так как
сводит всё содержание этого исторического
явления к возрождению
Основным идейным содержанием культуры Возрождения стал гуманизм. Отказываясь от догматизма церкви, деятели Возрождения - гуманисты - создавали в противовес феодальному, схоластическому новое, светское, рационалистическое мировоззрение.
Искусство Возрождения основывалось на научных знаниях философии, точных наук и анатомии того времени. В архитектуре утвердились античные ордерные принципы, получил развитие тип светского здания - палаццо (дворец). Возрождение в разных странах имело особенности, зависевшие от степени развития общества. Культура Возрождения возникла в Италии, где на рубеже XIII - XIV веков она была сконцентрирована в творческих открытиях самых ярких ее представителей: поэта Алигьери Данте (1265-1321), художника Джотто ди Бондоне (1267-1337); затем в XIV - XV веках - писателя Джованни Боккаччо (1313-1375), поэта Франческо Петрарки (1304-1374), архитектора Филиппо Брунеллески (1377-1446), скульпторов Донателло (Донато ди Николо ди Бетто Барди) (1386-1466), Андреа дель Верроккьо (Андреа ди Микеле Чони) (1435-1488), живописцев Мазаччо, Пьеро делла Франческа (1420-1492), Андреа Мантенья (1431-1506).
В XVI веке в творчестве великих художников Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля (Рафаэлло Санти) (1483-1520), Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Тициана (1477-1576) реалистические тенденции искусства Возрождения нашли своё наиболее яркое выражение.
Актуальность темы обусловлена тем, что в эпоху Возрождения в своих идеалах был выработан и реализован совершенно новый тип соотношения коллектива и индивида, общества и личности, что способствовало формированию неординарного типа культурного деятеля. Ренессанс был ориентирован на формирование определенного идеала человека, интеллектуально и духовно активного, стимулирующего культурный прогресс общества. В исторической и культурологической литературе сложилось преобладающее мнение о том, что Ренессанс – это система, ориентированная, прежде всего на воспитание и приобщение к культуре конкретного индивида и только через него стремящаяся к «окультуриванию» общества. Действительно, ренессансная интеллигенция видела торжество общественных идеалов на путях экспансии культуры, которая, формируя и преобразовывая каждого конкретного индивида, вкусившего от ее плодов, создавала тем самым необходимые условия для разумного социального устройства. Когда все члены общества (коллектива, группы) высококультурны, высокодобродетельны, они не нуждаются в каких-либо институциональных и идеологических регуляторах и сами формируют общественные отношения в разумном и гуманном сотворчестве.
Идеал представителей
культуры эпохи Возрождения, по внутреннему
строению абсолютно демократичный,
как нам представляется, не мог быть соотнесен
со всем обществом, и в этом отношении
он был элитарен. Расплывчатый и лишенный
социальной конкретности, он, поэтому
изначально не мог быть, и не стал мировоззренческой
основой культуры итальянского общества
периода Высокого Возрождения. Следовательно,
социальный идеал, выдвигающий на первый
план общество равно культурных и определенным
образом не управляемых индивидов, не
мог способствовать созданию доктрин,
норм, институтов, ценностей и ритуалов,
имеющих тенденцию придавать единство
всему общественному организму. Абсолютная
демократичность или абсолютная элитарность
социального идеала Возрождения – вот
вопрос, который ставился в литературе
во все периоды изучения такого феномена
как идеалы Возрождения. Отсутствие однозначного
ответа, на наш взгляд, обусловлено некоторыми
лакунами в научном обосновании принципов
формирования «характера» ренессансной
культуры под влиянием общества и институтов
власти.
1. Понятие «Возрождения» и периодизация эпохи
Средние века, а точнее период перехода от средневековой культуры к культуре нового времени (XIV-XVII вв.), называют Эпохой Возрождения.
В это время
в обществе преобладают антифеодальные
настроения, гуманистические мировоззрения,
обращение к культурному
Появились элементы гуманистической этики, реализма в искусстве. Искусство Возрождения делится на 4 этапа: Предвозрождение, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение. Хронологические границы в разных странах не совпадают в силу исторических обстоятельств. Так эпоха Возрождения в Северных странах Европы запаздывает по сравнению с Италией.
Культура Возрождения отразила в себе специфику переходной эпохи. Старое и новое нередко причудливо переплеталось в ней, представляя своеобразный, качественно новый сплав. Культура Возрождения неотделима от гуманистического мировоззрения. В эпоху Возрождения отдельные области науки и культуры еще не полностью отдифференцировались, и многие идеи были сформулированы не профессионалами (таких было немного), а художниками, поэтами, учеными. Однако эпоха Возрождения (особенно XVI век) отмечена уже крупными научными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и другие), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматического мировоззрения.
Специфической особенностью науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример – творчество Леонардо да Винчи – художника, ученого, инженера).
Считается, что начало эпохи было в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсюда набирал силу этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии, затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художникам мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, балканских государств, заражая уверенностью в новых возможностях человека.
Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и не только идеи, рождением ее деятельного носителя-нового субъекта культуры-гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю человеческой культуры.
Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне противоречива, переходя от старого к Новому времени, она растянулась во многих регионах Европы более чем на три столетия.
Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они соединили два равновеликих мира – Античность и Христианское средневековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне временное единство – духовную историю человечества. Оставаясь христианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен.
И гуманисты, и
реформаторы по своему готовили Европу
к новому повороту в культуре, ими
же и были найдены слова, обозначающие
и поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия
– эпоху Нового времени. И те и
другие предвидели и старались по своему
осуществить идею единства человеческой
культуры в ее истории.
2. Мировоззрение
Новое мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, принято называть гуманизмом (от лат. — человеческий, человечный). Отдельные черты гуманизма присутствуют в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объемнее и целостнее.
Гуманизм означает не только то, что человек признается высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. Эта черта гуманизма была выражена в античности Протагором: «Чело¬век есть мера всех вещей». Такой взгляд предполагал самопознание человека.
Гуманизм Возрождения
проявлялся как превознесение разума
в качестве главного орудия познания.
Фактически это озна¬чало признание
господства разума над окружающим миром.
Из этого следовала еще одна черта гуманизма
— вера во всеобщий и бесконечный прогресс.
Наконец, поэтизация человека и всего
чело¬веческого влекла за собой эстетическое
восприятие действительно¬сти, страсть
к прекрасному и возвышенному. Гуманизм
Возрожде¬ния, не отрицая, что человек
создан по образу и подобию Бога, вместе
с тем утверждал право человека на безграничное
творчест¬во. Именно в творчестве, считали
гуманисты, должно прежде всего, проявляться
подобие человека Богу.
3. Философия
Социально-политические и культурные условия Возрождения благоприятно повлияли на развитие философской мысли. В этом плане прежде всего следует указать на то, что философия этого времени освободилась от христианско-церковного гнета, перестала быть служанкой (рабыней) богословия и начала развиваться по своим собственным законам. Это - во-первых. А во-вторых, в философской мысли того времени - особенно в ранний период - возродились и начали активно действовать почти все направления и оттенки античной философии. Здесь можно было увидеть и очищенный от религиозной схоластики аристотелизм (Петр Помпонацци, Забарелла) и неоплатонизм (Георг Плетона, Марсио Феччино, Мартин Лютер, Томас Мюнцер) и стоицизм (Петрарка), и эпикурейство (Лоренцо Валла, Франсуа Рабле), и скептицизм (Монтень) и другие.
Но философия
эпохи Возрождения не ограничилась
только возрождением и развитием (приспособлением
к своей современности) античной
философии. Наряду с этим и в органичной
связи с этим Возрождение обогатило
историю и содержание философии
всего человечества разработкой новых
и важных проблем мировоззрения. Важнейшими
среди них, не потерявшими острой актуальности
и в современных условиях, является постановка
и разработка проблем Гуманизма, Натурфилософии,
Науки.
4. Наука
Если в искусстве Возрождения всеобщим идеалом и естественным критерием стала чувственная телесность, то в науке эта роль отво¬дилась рациональной индивидуальности. Не индивидуальное знание или мнение, а достоверность самой индивидуальности оказывалась истинным основанием рационального познания.
Все в мире можно подвергнуть сомнению, несомненен только факт самого сомнения, который является непосредственным свидетельством существования разума. Такое самообоснование разума, принятое в качестве единственно истинной точки зрения, является рациональной инди¬видуальностью.
Наука Возрождения
мало отличалась от искусства, поскольку
была результатом личного
Может показаться странным, но традиция видеть в чистом разуме средство постижения Бога и его замыслов, которой придерживались ученые Возрождения, развивалась в средневековом мистицизме. Эта традиция берет начало еще в античности — в учениях пифагорейцев, в философии Платона.
Гуманистическая
направленность Возрож¬дения проявлялась
в том, что научное мировоззрение
эпохи было связано с проблемой
человеческого существования.
5. Религия
Возрождение неразрывно связано с явлением Реформации - движением за реформу католической церкви, за создание “дешевой церкви” без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства.
Возглавлял движение
за Реформацию в Германии Мартин Лютер
(1483-1546), доктор богословия и монах августинского
монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее
состояние человека, что спасение человеку
даруется непосредственно от Бога, и что
прийти к Богу можно и без посредничества
католического духовенства. Лютер и его
сторонники отказались вернуться в лоно
католической церкви и выразили протест
на требование отречься от своих взглядов,
положив начало протестанскому направлению
в христианстве. Мартин Лютер первым перевел
на немецкий язык Библию, что в значительной
степени способствовало успеху Реформации.
6.Технические
достижения эпохи Возрождения
Для философии Возрождения характерна пантеистическая тенденция. Наиболее ярко пантеизм проявился в трудах Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Джордано Бруно и Томмазо Кампанеллы. Так, для учения Телезио характерно то, что и бог, и его творение, включая бессмертную человеческую душу и целесообразно построенную природу, оказываются безличными началами.