Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 04:48, реферат
Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность.
Введение
Вся история мировой социальной
мысли отражает главное в происходящих
в обществе процессах: жизнедеятельность
человека, вступающего во взаимоотношения
с другими людьми с целью удовлетворения
возникающих потребностей. Но не только
жизнедеятельность человека характеризует
качественную определённость общества,
но и общество формирует человека
как существо мыслящее, обладающее
речью и способное к
Особое место в социальной
структуре общества занимает
человек как основной, изначальный
элемент этой структуры, без
которого нет и быть не может
ни социальных действий, связей
и взаимодействий, ни социальных
отношений, общностей и групп,
ни социальных институтов и
организаций. Человек
Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С биологической точки зрения, человек - высшая ступень развития животных на земле. В то время как поведение животного полностью определяется инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.
Индивид - употребляется для
обозначения всякого отдельно взятого
представителя человеческого
Наш язык хорошо отражает несовпадение понятий: слово личность употребляется нами только по отношению к человеку; притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорит о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т. д.; то же, конечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов. Любопытно, наконец, что в психопатологии описываются случаи раздвоения личности, и это отнюдь не только фигуральное выражение; но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению индивида: раздвоенный, «разделенный» индивид есть бессмыслица, противоречие в терминах.
Личность. первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».
Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Итак, существует человечество как
специфическая материальная
«Индивид» - единичный представитель
человеческого рода, конкретный
носитель всех социальных и
психологических черт
Поскольку социологию человек интересует, прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория «личность».
Личность обычно рассматривается
как конкретное выражение сущности
человека, воплощение и реализация
в нем системы социально
Личность – социальный
облик человека как субъекта общественных
отношений и действий, отражающих
совокупность социальных ролей, которые
он играет в обществе. Известно, что
каждый человек может выступать
сразу во многих ролях. В процессе
исполнения всех этих ролей у него
формируются соответствующие
Личность является объектом
изучения ряда гуманитарных наук, прежде
всего, философии, психологии, социологии.
Философия рассматривают
Социологический же подход выделяет в личности социально - типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии.
Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.
Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.
Заключение человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.
Мы не говорим «личность
В отличие от индивида, личность
не есть целостность,
Содержание процесса становления социального «Я» - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Главными временными точками формирования личности является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается начальная социализация и формирование личности.
Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального «Я» (впервые это процесс описал Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально – психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интериоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения.
Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Она расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность не только существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся в сети взаимных отношений.
Личностью человек станет, когда
начнёт совершенствовать
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.
Содержание
1. Введение.
2. Человек.
3. Индивид.
4. Личность.
5. Заключение.
6. Литература.
Литература:
1. В.П. Андрущенко, Н.И.Торлач, Социология: наука об обществе: учебное пособие для студентов вузов. – Харьков, 1996.
2. Р.А. Бурханов,
В.И. Полищук. Философия и
3. Т.В. Горбунова,
Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин.
4. А.И. Кравченко, Введение в социологию: учебное пособие. – М.: Новая школа, 1995.
5. А.И. Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, - Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
6. Р.С. Немов, Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
7. Е.В. Тадевосян. Социология. Учебное пособие. - М.: Знание, 1995.
8.Лебедев В.И. Психология и управление. М.: Агропромиздат, 1990.
9.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
10.Петровский А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990.
11.Розенталь М.М., Юдиг П.Ф. Философский словарь. М.: Политиздат, 1963.
12.Симонов П.В., Ефимов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.
13.Фролов И.Т. Введение в философию. М.: Политиздат. 1989.