Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:43, контрольная работа
Период становления Русской государственности и события предшествующие этому являются одними из наименее изученными страницами нашей истории. Письменные источники, повествующие о тех временах, представлены крайне скудно, в основном, в изложении Византийских летописцев, которые описывали события, порой, тенденциозно и противоречиво. Конечно, Византийцев занимали славяне, главным образом, как беспокойные, воинственные соседи и они не особо интересовались их культурой, бытом и нравами. Поэтому для изучения истории Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались, в основном, археологические и этнографические исследования.
Введение 3
1. Культура языческой Руси 5
1.1 Обряды древних славян 5
1.2 Праздники во времена языческой Руси 7
1.3 Жреческое сословие 8
2 Религия восточных славян12
2.1 Сущность язычества 12
2.2 Языческие боги древних славян 17
3 Влияние язычества на культуру и быт древних славян 19
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Содержание
Введение 3
1. Культура языческой Руси 5
1.1 Обряды древних славян 5
1.2 Праздники во времена языческой Руси 7
1.3 Жреческое сословие 8
2 Религия восточных славян12
2.1 Сущность язычества 12
2.2 Языческие боги древних славян 17
3 Влияние язычества на культуру и быт древних славян 19
Заключение 21
Список использованной
литературы 23
Введение
Период
становления Русской
Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной «княжеской» религии Киевской Руси к IX веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами (можно выделить обряд погребения, в котором сконцентрировались многие представления язычников о мире), чёткой иерархией божеств (создание пантеона) и имело огромное влияние на культуру и быт древних славян.
Актуальность темы состоит в том, что язычество притягивает к себе любого любознательного человека не только таинственными, порой непонятными обрядами, не только забытыми, канувшими в века и извлечёнными из недр земли, памятниками культуры, но и запахом древнего леса, бескрайними речными долинами, мужеством древних охотников и первопроходцев. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.
Этнографические исследования показывают поразительную живучесть многих представлений о мире, которые славяне перенесли даже в христианство. Удивляет этнографов и народная память: в некоторых сказаниях упоминаются даже вымершие исполины - мамонты «чудища хоботистые».
После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результате русское православие, по крайней мере в народном представлении, превратилось в симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества. Многие христианские праздники уходят своими корнями в язычество. Например, день святых Бориса и Глеба (2 мая) совпадал с языческим праздником первых ростков.
Язычество Восточных Славян - огромный культурный пласт, представляющий интерес для историков, этнографов и искусствоведов. Трудно переоценить его влияние на дальнейшую судьбу Русского государства.
Цель данной контрольной работы – изучить культуру языческой Руси и религию восточных славян.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
1. исследовать пантеон языческих богов;
2. рассмотреть, какие существовали обычаи и праздники у древних славян;
3.
раскрыть влияние язычества на культуру
и быт древних славян.
1 Культура языческой
Руси
1.1
Обряды древних славян
Язычество древних славян оставило после себя очень богатое наследие.
Инициация. Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти инициацию. Происходила она в три ступени. Первая - непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода.
По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу - т.е. его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому.
В двенадцать - тринадцать лет, по достижении брачного возраста, мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. После этого девушка вскакивала в поневу (род юбки, носившийся поверх рубахи и говоривший о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить боевое оружие и вступать в брак.
Похороны. Говоря о языческом культе, нельзя не упомянуть о погребальных обрядах древних славян. Еще со времен пастушеского быта и вплоть до принятия христианства наиболее распространенной формой погребения было курганное. Хороня умерших, славяне клали с мужчиной оружие, конскую упряжь, убитых коней, собак, с женщиной клали серпы, сосуды, зерно, убитую скотину и домашнюю птицу. Тела умерших возлагали на краду (костер), веря, что с пламенем их души попадут сразу в небесный мир.
Когда хоронили знатного человека, вместе с ним убивали несколько его слуг, причем только единоверцев – славян, а не иноземцев, и одну из его жен – ту, которая добровольно соглашалась сопровождать мужа в загробный мир. Готовясь к смерти, она наряжалась в лучшие одежды, пировала и веселилась, радуясь будущей счастливой жизни в небесном мире. Во время погребальной церемонии женщину подносили к воротам, за которыми на дровах, лежало тело ее мужа, поднимали над воротами, и она восклицала, что видит своих умерших родичей и велит поскорее вести ее к ним.
Похороны завершались стравой – пиром-поминками и тризной – воинскими состязаниями. И то и другое символизировало расцвет жизни, противопоставляло живых – умершим. Обычай обильного угощения на поминках дожил до наших дней.
Погребальных
обрядов славяне знали
Привычное
нам погребение в земле широко распространилось
только после принятия христианства. Для
сжигания умерших и для приношения языческих
жертв в древности у славян существовали
определённые места – алтари под открытым
небом в виде треугольника, квадрата или
круга, которые именовались крада; крадой
также назывался горящий жертвенный костёр.
«Крады и требища идольские», - писал Нестор-летописец.
Было и божество, охранявшее алтарь, вероятно,
оно называлось Крада (Кродо). В погребальном
культе универсально распространённым
было сочетание противоположных устремлений:
удалить в иной мир потенциально вредоносного
мертвеца и одновременно сохранить вблизи
коллектива благодетельного предка, обеспечить
возможность контакта с иным миром; с последним
и связано наличие погребальных памятников,
могильников и т.п.
1.2
Праздники во времена
языческой Руси
В году пять основных праздников - Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21июля) и Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаницок. осеннего равноденствия 24 сентября).
Хорсу посвящены два очень крупных славянских языческих праздника в году (связанные со Световидом, Ярилой, Яровитом и т.д.) – дни летнего и зимнего солнцестояния. В июне – когда с горы к реке обязательно скатывали тяжёлое колесо – солярный знак солнца, символизирующий откат солнца на зиму) и декабре – когда чествовали Коляду и Ярилу.
В календаре славян есть два праздника, во время которых вспоминают змей (чаще всего это безобидные ужи). 25 марта – время, когда «на юрьеву росу» выгоняют скот и змеи выползают из-под земли, земля становится тёплой, можно начинать сельскохозяйственные работы. 14 сентября – уход змей, сельскохозяйственный цикл в основном заканчивался. Таким образом, эти животные как бы символизировали цикличность сельских полевых работ, были своеобразными природными климатическими часами. Считалось, что они также помогают вымаливать дождь (небесное молоко, грудие, падающее с неба), так как змеи любят не только тепло, но и влагу, отсюда в сказках змеи часто сосут молоко у коров (облаков).
Изображения змей – змейки – украшали древние сосуды с водой. Змеи из Перуновой свиты символизировали тучи небесные, грозовые, мощный разгул стихии. Змеи эти многоглавые. Одну голову отсечёшь – другая вырастает и пускает языки огненные (молнии). Змей-Горыныч – сын горы небесной (тучи). Змеи эти похищают красавиц (луну, звёзды и даже солнце). Змей может быстро превращаться в юношу и девушку. Это связано с омолаживанием природы после дождя, после каждой зимы. В период христианства на Руси змей чествовали на Юрьев день (Юрий – Георгий) – 23 апреля.
Культ Велеса восходит к культу Рода и Рожаниц. Поэтому вместе с Ярилой славяне в праздник семик (4 июня), на масляничную неделю с 20 по 25 марта и с 25 декабря по 6 января на зимние святки отдавали дань сладострастным скотьим богам Туру и Велесу, жертвуя им хороводами, пением, поцелуями через венок из свежих цветов и зелени, всякими любовными действиями. В период христианства на Руси Велесову дню 6 января соответствовал Власьев день – 11 февраля.
Во многих областях 22 апреля проводился весенний праздник – ляльник. На лугу собирались девушки, выбирали Лялю, наряжали в белые одежды, перевязывали руки и талию свежей зеленью. На голову одевали венок из весенних цветов. Вокруг неё водили хороводы, пели песни, просили об урожае. Додолы – девушки в платьях с бахромой внизу – исполняли танец дождя, моля о дожде.
Тысячу
лет на нашей земле властвует
христианство. Если бы оно пришло на
голую землю, оно не укоренилось
бы так прочно. Оно легло на подготовленную
духовную почву, имя ей – вера в Бога. Язычество
и христианство притом, что можно найти
в них самые противоположные позиции по
отношению к тем или иным явлениям (например,
к жертвоприношениям, к понятию греха,
врагам), роднит главное: и то, и другое
– вера в Бога – создателя и хранителя
всего видимого нами мира.
1.3
Жреческое сословие
Этнография дает нам ценнейшие материалы по деревенским знахарям и знахаркам, колдунам и ворожеям, которые лечат людей, заговаривают скотину, насылают порчу или привораживают, определяют злодеев, предсказывают будущее, оберегают от эпидемий, знают свойства трав и помнят десятки архаичных заговоров. Эти знахари долгое время назывались волхвами. Однако одних деревенских волхвов маловато для полной картины жречества Руси до н.э. В дошедших до нас источниках сведения о волхвах скупы и долгое время умышленно не освещались. А ведь еще в I тыс. до н.э. собирались общие собрания во главе с волхвом: «соборы», «толпы». Соборы проводились по строгим сценариям обрядов, ритуалов. В каждом племени были люди, которые знали эти обряды, хранили и сочиняли тексты молений и песнопений, гимны богам. Они знали время и место под собрания и ритуалы. Изготовляли и хранили священные вещи, реквизит для проведения праздников, вели счет, наблюдали за звездами и светилами, формировали календарь. Волхвы, знающие заклятия от засухи, производящие точные расчеты оптимальных сроков дождей, рассматривались народом как особые существа. Магическими действиями волхвы поддерживали связь с силами природы, и, прежде всего, для обеспечивания урожая. Для магических действий с водой приготавливали отвары из трав и пили всем племенем из заздравных, священных сосудов - чар, позже такую большую чашу для всех стали называть братиной.
Жрецы-волхвы жили возле капища и считались Хранителями идолов, обрядов в их честь. Волхвы знали «черты и резы», хранили историю племен, зная о богах легенды и мифы.
В разряд волхвов попадали облакопрогонители. Своими магическими действиями влияли на погоду, создавая благоприятные условия для людей.
Волхвы-кобники гадали о судьбе. Гадательный обряд часто сопровождался ритуальными танцами.
Хранильники-филактерии, мастера-изготовители талисманов, оберегов и амулетов. Их амулеты были наполнены знаками солнца и земли, птицами и змеями сложными космологическими композициями, картинами мира.