Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:33, реферат
Ренессанс – направление в искусстве, существовавшее в 14-17 вв., взявшее свое начало в Италии в Средние века и распространившееся позже на всю Европу.
«Возрождение» (Ренессанс) – термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо Вазари для определения эпохи, в которую культурное движение было призвано возрождать античность и открывать перспективы развития западной культуры. Эпоха Средневековья рассматривалась как перерыв в развитии культур, представляла собой период варварства и невежества. Возрождение зародилось в Италии, и было связано, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазных отношений, и как следствие – возникновение нового мировоззрения.
Введение………………………………………..
Возникновение культуры Возрождения…………………………………
Переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира.
Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности..
Внутренние противоречия в культуре Ренессанса…………………
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….
Содержание
Введение………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Ренессанс – направление в искусстве, существовавшее в 14-17 вв., взявшее свое начало в Италии в Средние века и распространившееся позже на всю Европу.
«Возрождение» (Ренессанс) – термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо Вазари для определения эпохи, в которую культурное движение было призвано возрождать античность и открывать перспективы развития западной культуры. Эпоха Средневековья рассматривалась как перерыв в развитии культур, представляла собой период варварства и невежества. Возрождение зародилось в Италии, и было связано, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазных отношений, и как следствие – возникновение нового мировоззрения. Началось возвращение к забытым достижениям античной культуры. Все перемены в наибольшей степени проявились в творчестве людей искусства.
Рост городов и развитие
ремесел, подъем мировой торговли, великие
географические открытия конца XV и
начала XVI века, изменили жизнь средневековой
Европы. Городская культура создавала
новых людей и формировала
новое отношение к жизни. Появилось
книгопечатание, которое открыло
возможности для
Эпоха Возрождения получила
такое название, поскольку она
явилась «возрождением» определенных
классических идей, надолго утерянных
для Европы. Велись споры о том,
что толчком для такого направления
послужило открытие древних текстов,
забытых западной цивилизацией, но
сохраненных в некоторых
Некоторые исследователи считают, что уникальное политическое устройство Италии в конце Средневековья создало необычный социальный климат, позволивший расцвести редкому культурному направлению. Италия не являлась цельной в начале периода современности. Она была разделена на множество территорий: королевство Нейплз контролировало юг, Республика Флоренция и территории Папы Римского – центр, Генуя – север и запад, а Венеция – восток. В 15 в. Италия была одной из самых урбанизированных стран Европы. Во многих ее городах сохранились развалины древних римских зданий. Похоже, что классическое направление Ренессанса было связано с его истоками в сердце Римской Империи. В этот период Италия была известна своими торговыми республиками, включая Республику Флоренция и Республику Венеция. Хотя на самом деле их устройство мало напоминало современную демократию, относительные политические свободы, существовавшие там, способствовали нововведениям в науке и искусстве. Также итальянские города, такие как Венеция, являвшиеся крупными торговыми центрами, становились перекрестными пунктами для различных интеллектуальных веяний. Купцы привозили новые идеи с самых отдаленных уголков света, особенно со Средиземноморья. Венеция была воротами для торговли с Востоком и производителем тонкого стекла, тогда как Флоренция была столицей шелка и украшений. Богатство Италии, принесенное такой торговлей, означало, что возникло больше возможностей для поддержания крупных общественных и частных проектов искусства, а у отдельных ученых появилось больше времени для исследований.
Существует другая теория, согласно которой последствия Черной Смерти – эпидемии чумы – во Флоренции (затронувшей также всю Европу) привели к смене мировоззрения в Италии в 14 в. Италия была поражена чумой особенно сильно, и предполагают, что близость смерти заставило мыслителей того времени больше думать о мирской жизни вместо духовности и жизни после смерти. Также указывают на то, что эпидемия повлекла за собой новую волну набожных настроений и покровительства религиозного искусства. Тем не менее, это не объясняет полностью, почему Ренессанс зародился именно в Италии в 14 в. Черная Смерть явилась пандемией, оказавшей тот же эффект, что и на Италию, на всю остальную Европу. Скорее всего, наступление Эпохи Возрождения в Италии стало результатом сложного сплетения вышеупомянутых факторов.
Ренессансный антропоцентризм
не только не имел, но даже не стремился
к созданию аналитической картины
мира, которая задает принцип субъектно-объектного
отношения ко всему сущему и которая
в рамках этого отношения строго
и систематически артикулируется. Ренессансному
сознанию не смотря на все его мироисторические
предчувствия и художественно
Ренессансное сознание, отталкиваясь от средневекового теоцентризма в сторону антропоцентризма, перемещало акцент с «Книги Откровения» на великую и живую «Книгу Природы», которую каждому необходимо в себе осознанно прочувствовать как внутренне в каждом запечатленную; и на основе такого рода внутреннего опыта следует осуществлять техническую изобретательность и зодчество, постигать Вселенную через искусство живописного изображения, астрологически расшифровывать скрытые подобия и соответствия, потаенные симпатии и антипатии, конституирующие структуру универсума, в магикоалхимической ориентации действенно «исцелять» все поврежденное и до сих пор «подвергаемое порче» как в бытии природного сущего, так и в бытии самого человека.
3. Возрожденческий
гуманизм и проблема
Новое мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, принято называть гуманизмом (от лат. – человеческий, человечный). Отдельные черты гуманизма присутствуют в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объемнее и целостнее. Гуманизм означает не только то, что человек признается высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. Эта черта гуманизма была выражена в античности Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Такой взгляд предполагал самопознание человека. Гуманизм Возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания. Фактически это означало признание господства разума над окружающим миром. Из этого следовала еще одна черта гуманизма – вера во всеобщий и бесконечный прогресс. Наконец, поэтизация человека и всего человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному. Гуманизм Возрождения, не отрицая, что человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчество. Именно в творчестве, считали гуманисты, должно прежде всего проявляться подобие человека Богу. Творчество Возрождения было направлено прежде всего на человека. Самопознание и самосозидание человека – таковы главные идеи возрожденческого гуманизма.
Эпоха Возрождения признала самоценность человеческой личности, что отразилось в искусстве. Ценность человека, ренессансный гуманизм видел в единстве его нравственного и эстетического достоинства, в благородстве духа и красоте тела. Особую роль в эпоху Возрождения играла живопись. Именно живопись могла реализовать ренессансное гуманистическое учение о человеке.
Искусство Возрождения формировалось
в условиях, когда устои феодального
уклада жизни были расшатаны, а буржуазно-капиталистические
отношения со всей их торгашеской
моралью и бездушным лицемерием
еще не сложились. Еще не успели проявиться
пагубные для развития личности последствия
капиталистического разделения труда,
смелость, ум, находчивость, сила характера
еще не утратили своего значения. Это
создавало иллюзию
В итальянском искусстве
разработанные гуманистические
представления проявились уже в
том доминирующем положении, которое
нашел в нем человеческий образ.
Одним из показателей этого было
характерное для итальянцев преклонение
перед прекрасным человеческим телом,
которое рассматривалось
Если в искусстве Возрождения
всеобщим идеалом и естественным
критерием стала чувственная
телесность, то в науке эта роль
отводилась рациональной индивидуальности.
Не индивидуальное знание или мнение,
а достоверность самой
4. Внутренние противоречия в культуре Ренессанса
Возвеличивание
Самую глубокую критику индивидуализма
дал в XVI в. Шекспир, титанические герои
которого полны возрожденческого самоутверждения
и жизнеутверждения. Об этом ярко свидетельствуют
такие общеизвестные
При этом остатки средневековой
ортодоксии вовсе не были в эпоху
Ренессанса единственным основанием для
самодеятельно чувствующего себя человеческого
субъекта. Были и другие, уже чисто
гуманистические, идеалы, которые заставляли
тогдашнего человеческого субъекта
искать для себя опору и в морали,
и в науке, и в общественности,
и в историческом прогрессе, и
даже в утопических построениях.
Так или иначе, но стихийно жизненно
утверждающий себя возрожденческий
субъект отнюдь не был настолько
дерзок и беспринципен и отнюдь не
являлся таким безудержным, развязным
и самообожествленным субъектом, чтобы
закрыть глаза на все окружающее
и упиваться только своим абсолютизированием
и своим анархизмом. Стихийно утверждающий
себя человеческий субъект в эпоху
Ренессанса еще не потерял разумной
ориентировки, еще понимал свою беспомощность
перед громадой бесконечной жизни
и космоса и еще не потерял
чувства меры, т.е. чувства своей
фактической ограниченности. В этом
и заключается вся, как говорит
Лосев, «юная прелесть»
Заключение
Самое важное открытие Ренессанса – открытие человека. В античности чувство рода не благоприятствовало развитию индивидуальности. Стоицизм, выдвигая идею личности и ответственности, и христианство, настаивая на реальном существовании души, лежащей вне сферы и юрисдикции мирской власти, создали новую концепцию личности. Но социальная система средневековья, построенная на статусе и обычае, обескураживала личность, упирая на значение класса и группы.
Эпоха Возрождения заменила
религиозный ритуал светским, возвела
человека на героический пьедестал.
Эпоха с одной стороны дала
миру образцы художественного гения,
науки и философии, а с другой
выразилась в широком социокультурном
кризисе, связанном с разрушением
средневековой идеологии и
Ренессанс пошел дальше моральных установок стоицизма и духовной уникальности христианства и увидел человека воплоти – человека в его отношениях к себе, к обществу, к миру. Человек стал вместо Бога центром Вселенной. Многие страны участвовали в Ренессансе, но с начала и до конца доля Италии была наибольшей. Италия никогда не порывала с античностью, мертвая тяжесть единообразия не давила ее так, как в других странах. Здесь кипела общественная жизнь, невзирая на войны и вторжения, и города-государства Италии были островками республиканизма среди моря европейских монархий. Первенство в международной торговле и финансах сделало итальянские города богатыми и создало условия для расцвета наук и искусств.
Информация о работе Культура западноевропейского возрождения