Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:04, курсовая работа
В 1918 году вышла в свет работа Шпенглера “Закат Европы” и сразу же стала знаменитой. В истории культуры найдется не так много случаев, когда научный труд вызывает не только реакцию научного сообщества, но и широчайший отклик в умах людей, далеких от сферы научного исследования культуры. Но, впрочем, книга Шпенглера была не только исследованием.
ВВЕДЕНИЕ
1. Создание шедевра
Множество культур и их основная идея
Душа культуры
Культура и цивилизация
Шпенглер и политика
Шпенглер и Новая Германия
В Тысячилетнем Рейхе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Различия
между культурой и цивилизацией
вызваны “... во многом потребностью
расширить перспективы
Почему же цивилизация, несущая человеку социальное и техническое благоустройство жизни вызывает у Шпенглера ощущение гибели культуры? Ведь сохраняются прекрасные произведения искусства, научные достижения, мир культурных символов. Но Шпенглер увидел более глубокую и неочевидную сторону дела. Культура жива до тех пор, пока она сохраняет глубоко интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живёт не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры. “Всякое искусство смертно, не только отдельные творения, но и сами искусства. Настанет день, когда перестанут существовать последний портрет Рембрандта и последнй такт моцартовской музыки - хотя раскрашенный холст и нотный лист, возможно, и останутся, так как исчезнет последний глаз и последнее ухо, которым был доступен язык их форм. Преходяща любая мысль, любая вера, любая наука, стоит только угаснуть умам, которые с необходимостью ощущали миры своих “вечных истин” как истинные”.
Если культура перестанет притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена. Отсюда Шпенглер видит опасность, которую несёт с собой цивилизация. Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся душевных сил. Он ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но он предупреждает против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру : “Культура и цивилизация - это живое тело душевности и её мумия”.1
Шпенглер не отрицает цивилизацию, но он и не “человек цивилизации”, способный откинуть в сторону старый “культурный хлам” ради того, чтобы уютно чувствовать себя в мире обыденных забот. Отсюда вытекает его двойственное мироощущение, которое блестяще охарактеризовал Н.Бердяев :
“Своеобразие
Шпенглера в том, что ещё не было человека
цивилизации... с таким сознанием, как Шпенглер,
печальным сознанием неотвратимого заката
старой культуры, который обладал бы такой
чуткостью и таким даром проникновения
в культуры прошлого. Цивилизаторское
самочувствие и самосознание Шпенглера
в корне противоречиво и раздвоено. В нём
нет... цивилизаторского самодовольства,
нет этой веры в абсолютное превосходство
своей эпохи над предшествующими поколениями
и эпохами. (...) Шпенглер слишком хорошо
всё понимает. Он не новый человек цивилизации,
он... - человек старой европейской культуры”.
Шпенглер был одним из первых, кто почувствовал
эту трагедию, и он первый, на мой взгляд,
с изумительной силой и выразительностью
выразил её в формах теоретической мысли.
5.рШпенглермиополитика
Работа над вторым томом "Заката Европы",
который Шпенглер хотел завершить к весне
1919 г., была прервана в связи с бурными
событиями в Германии, переключившим его
внимание на другие проблемы. К тому же
ожесточенная полемика вокруг его книги
заставила Шпенглера еще раз продумать
концепцию, и лишь в апреле 1922 г. рукопись
была завершена. Центральное место во
втором тома занимали темы политические.
Буржуазию Шпенглер трактовал не как сословие,
а как скопление людей уже покидающих
сферу культуры. Шпенглер очень высоко
ценил роль государства. Но с приходом
цивилизации оно начинает терять авторитет,
вместо идеальных стремлений на первое
место выдвигаются материальные интересы
и власть денег. В итоге на авансцену истории
врываются харизматические личности как
властелины новой охлократии: "Я называю
цезаризмом образ правления, по своей
внутренней сути абсолютно бесформенный".
Одновременно с цезаризмом приходит борьба
народов за мировое господство, "вступление
в эпоху великих битв". Цезаризм и стремление
к созданию мировых империй Шпенглер рассматривал
как трагический и величественный закат.
Старая Европа корчилась в предсмертных
конвульсиях, распятая между коммунистическим
Вельзевулом и фашистским Мефистофелем.
Действительно, казалось, что грядет эпоха
цезарей, век великих диктаторов: Сталин
в России, Муссолини в Италии, Гитлер в
Германии, Франко в Испании, Салазар в
Португалии, Хорти в Венгрии, Дольфус в
Австрии, Пилсудский в Польше, Ульманис
в Латвии, Сметона в Литве. Поистине, Шпенглер
оказался великим провидцем, но только
на короткое время. Его "век цезарей"
пронесся по истории огненно кровавым
метеоритом и исчез. Вот только исчез ли
он окончательно?
6.пШпенглерпилНоваялГермания
Выход "Заката Европы" сделал Шпенглера
знаменитостью во всей Германии. От восторженных
читателей он получал множество писем.
Шпенглер был принят в высший совет Мюнхена.
Ими заинтересовались в так называемых
национально мыслящих кругах политиков
и предпринимателей. Довольно тесные отношения
сложились у Шпенглера с промышленниками
Г. Стиннесом и А.Ферглером, магнатом печати
и лидером националистов А. Гугунбергом,
с бывшим вице-канцлером К. Гельфериком,
с руководителем правой военизированной
организации Г. Эшерихом, с рейнским фабрикантом
П. Ройшом. В эти же годы Шпенглер стал
частым гостем в мюнхенской квартире Макса
Вебера, где между гостем и хозяином велись
длительные многочасовые дискуссии. Уже
тогда становиться заметным настороженное
отношение Шпенглера к нацистскому движению.
Когда после провала" пивного путча
" в Мюнхене 26 февраля 1924 г. начался фарсовый
судебный процесс против Гитлера и его
сподвижников, Шпенглер в тот же день выступил
перед студентами Вюрцбурга с докладом"
Политический долг немецкой молодежи",
в котором предостерегал молодежь от увлечения
национал социализмом. Шпенглер критиковал
не только национал-социалистические
и националистические идей. С неменьшей
резкостью он отзывался и о Веймарской
республики, в которой правили "некомпетентность,
трусость и подлость" и в которой процветали"
коррупция и разложение административного
аппарата, грозящие превратить Германию
в европейскую Индию". Странно, но Шпенглер
не сумел или не захотел увидеть, что Г.
Штреземан, которого он считал предателем
национальных интересов Германии, на самом
деле был одним из наиболее ярких и последовательных
их выразителей и защитников. Вторая половина
20-х годов была временем затишья в жизни
Шпенглера. Его поглотила работа над большим
чисто философско-антропологическим сочинением,
которое так и осталось незаконченным
и в виде нескольких тысяч было опубликовано
только в 1965 г. А. Коктанеком, исследователем
архива Шпенглера, под заголовком "Первовопросы.
Фрагменты из архива". В настроении
Шпенглера произошел определенный перелом:
усилились его разочарования и скептицизм.
Интуитивно он угадывал, что на Германию
надвигается тень чего-то нового и тревожного.
Не случайно свою, вышедшую летом 1931 г.
книгу "Человек и техника", пропитанную
настроением безысходности, он заканчивал
пассажем о жертвенности: "Время удержать
нельзя; нет никакого мудрого поворота,
никакого умного отказа. Лишь мечтатели
верят в выход. Оптимизм - это малодушие.
Долгом стало терпеливое ожидание на утраченных
позициях, без надежды, без спасения. Ожидание,
как у того римского солдата, чьи кости
нашли перед воротами Помпей и который
погиб, потому что при извержении извержении
Везувия его забыли отозвать. Такой честный
конец - единственное, чего нельзя отнять
у человека". Шпенглер не был принципиальным
противником национал-социалиизма, то
есть считать его антифашистом было бы
явным преувеличением. На выборах в Рейхстаг
31 июля 1932 г. и 5 марта 1933 г. он голосовал
за НСДАП. И на президентских выборах в
марте 1932 г. Шпенглер отдал свой голос
за кандидатуру Гитлера, объяснив, правда,
это так своей сестре Хильдегард, опекавшей
этого одинокого, нелюдимого и, в сущности,
глубоко несчастного человека: "Гитлер
- болван, но движение нужно поддержать".
И первые законы "карновального министерства",
как он называл правительство Гитлера,
направленные на свертывание демократических
свобод и ликвидацию конституционно-парламентарной
системы, не вызвали его протеста. Но столько
же грубой ошибкой было бы считать Шпенглера
сторонником национал социализма. На самом
деле было все сложнее. Если многих видных
интеллектуалов охватила в те дни национал
социалистическая эйфория и они наперебой
приветствовали возрождение новой Германии,
то Шпенглер ни разу не выступил в поддержку
нового режима публично. С редким для лета
1933 г. мужеством высказал Шпенглер свое
порицание новым правителям: "К власти
пришли люди, упивающиеся властью и стремящиеся
увековечить то состояние, которое годится
на мгновение. Правильные идеи доводятся
фанатиками до уничтожения. То, что в начале
обещало величие, заканчивается трагедией
и фарсом". В будущем по Шпенглеру, ведущее
положение в мире займут страны, отвечающие
определенным требованиям, к которым он
относит мощных сухопутных сил и флота,
хорошо функционирующих банков и промышленности,
и, конечно же, страны, имеющие сильные
стратегические позиции в мире. Таким
требованиям, полагал Шпенглер, отвечали
лишь немногие государства, а в перспективе
мировая мощь, по его мнению, постепенно
будет перемещаться из Европы в Азию и
Америку. К странам, которые постепенно
могли стать ведущими в мире, Шпенглер
относил США и Японию, отмечая их неизбежное
столкновение за господство в Тихом океана.
Хорошие перспективы, он считал, имеет
и Россия, но только после освобождения
от большевистского режима: "Большевистское
правительство не имеет ни чего общего
с государством в нашем смысле, каким была
петровская Россия". Душа России, еще
более далекая и непроницаемая для западного
человека, чем душа Греции и Египта. Россия
есть апокалипсический бунт против античности.
В Достоевском открывается тайна России.
Для нас западная культура проницаема
и постижима. Россия посредник между Востоком
и Западом. Освальд Шпенглер сказал, что
западная цивилизация превратилась в
некий механизм и у нее нет души. За 50 лет
до него Н. Данилевский говорил, что душу
мы можем добыть из русских национальных
корней. В своей книге Шпенглер пишет,
что время создания пороха примерно совпало
с появлением книгопечатания. Шпенглер
назвал эти открытия "двумя великими
фаустовскими средствами ведения войны
на расстоянии". Все рассуждения Шпенглера
сводятся к тому, что если бы хоть отчасти
совместить культуры Запада и Востока,
возможно, не наблюдался бы этот упадок
западной культуры. Что касается Европы,
то Шпенглер отмечал ослабления позиций
Великобритании, устарелость ее промышленности
и торговли и постепенное истощение "творческой
энергии". Романским же странам он отводил
в будущем" только провинциальное значение".
7. ВдТысячилетнемоРейхе
В 1933 г. расхождения между Шпенглером и
новым режимом неуклонно нарастали. Гитлер
публично заявил: "Я не последователь
Освальда Шпенглера! Я не верю в закат
Запада. Нет, я усматриваю дарованную мне
Провидением миссию в том, чтобы восприпятствовать
этому". Шпенглер в долгу не остался,
ядовито заметил, что "Закат Европы"
- книга, прочитанная фюрером только в
объеме титульного листа". Может возникнуть
вопрос: почему нацисты не расправились
с открыто фрондировавшим Шпенглером?
Точно ответить на него не возможно, но,
скорей всего, они просто не решались на
убийство всемирно известного философа,
уже давно не имевшего к политике ни какого
отношения. Шпенглер сформулировал горький
итог консервативно-национального движения
так: "Мы хотели покончить со всеми партиями.
Осталась же самая отвратительная".
Конечно, проблема Шпенглер и национал-социализм
- действительно существует. Между ними
можно найти немало точек соприкосновения:
борьба против Версальской системы и Веймарской
республики, против либерально-демократической
системы и марксизма, общее стремление
к гегемонии Германии в мире. Но достаточно
ли этого, чтобы утверждать, что Шпенглер
был первопроходцем нацизма? Думаю, что
нет. Здесь следует иметь в виду следующее
обстоятельство: Шпенглер никогда не разделял
расовой теории и антисемизма, которые
составляли ядро национал- социалистической
идеологии. Уберите их, и мы получим не
нацизм, а нечто совсем иное. Несовместимыми
были и мессианское устремление Гитлера
и пессимистический фатализм Шпенглера.
Оставим на совести выдающегося аргентинского
писателя Хорхе Луиса Борхеса то, что герой
его рассказа "Немецкий реквием",
комендант концлагеря, не расстается с
книгой "Закат Европы". Хотя можно
вспомнить, что большим почитателем Шпенглера
были антигитлеровские заговорщики 1944
г. - Адам фон Тротт цу Зольц, Хеннинг фон
Тресков, Ульрих фон Хассель. Сейчас имя
Шпенглера и его идеи принадлежат истории.
Очевидно, что из "Заката Европы"
не выросла какая-либо заметная философская
или иная традиция, за исключением философии
техники, у истоков которой стоял Шпенглер.
Побудительные импульсы получает от него
и современная пессимистическая критика
цивилизации и предупреждения о ее грядущем
кризисе. Но главное все же в другом. Необычайно
артистичная, свободная и раскованная
книга Шпенглера уже давно сама стала
неотъемлемой частью европейской духовной
культуры. И пока будет существовать Европа,
будетосуществоватьзидэтохвелик
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осенью
1911 г. в Мюнхен из Гамбурга перебрался
скромный гимназический учитель
Освальд Шпенглер. О том, что он
напишет Эпохальную книгу он знал
уже в 10 лет. В Мюнхене возник замысел
его книги. Он писал о себе: "Я
трус, робкий беспомощный трус. Если по
сей день что-либо защищает меня, так это
привычка уверенно держаться"; он все
больше замыкался в себе.Исходным пунктом
философии Шпенглера выступала противоположность
истории и природы: " Математика и принцип
причинности ведут к естественному упорядочиванию
явлений, хронология и идея судьбы - к историческому"
. Шпенглер определил проблему тем, что
философы, пытаясь дать характеристику
чего-либо, не учитывают, нет общей связи
с их понятиями и культурой других народов,
времен.В основе “Заката Европы” не лежит
аппарата понятий, в основе его лежит организм
слов. Понятие – мертвый кристалл мысли,
словно ее живой цветок. Понятие всегда
одномысленно, самотождественно и раз
навсегда определено в своей логической
емкости. Слово всегда многомысленно,
неуловимо, всегда заново нагружено новым
содержанием.“Закат Европы” сработан
Шпенглером не из понятий, но из слов, которые
должны быть читателем прочувствованы,
пережиты, увидены. Слов этих в “Закате
Европы” в сущности очень немного.Каждое
бодрствующее сознание различает в себе
“свое” и “чужое”. Все философские термины
указывают по Шпенглеру на эту основную
противоположность. Кантовское “явление”,
Фихтевское “я”, “воля” Шопенгауэра
– вот те термины, нащупывающие в сознании
некое “свое”. “Вещь же в себе”, “не
я”, “мир как представление”,гуказывают,хнао
Список
использованной литературы
2. Культурология. Основы теории и истории культуры. Под ред. И.Ф.Кефели.,
С.П.,1996.