Культурная самоидентичность и культурная модернизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:52, контрольная работа

Описание

Целостное представление данного народа или человечества о мире называют культурной картиной мира. Она складывается из научной, философской, художественной, религиозной, мифологической, идеологической, мистической картин мира, т. е. из представлений о мире, функционирующих в отдельных отраслях.
Культурная картина мира может строиться по нескольким координатам: одна из них — отрасли культуры, другая — типы культур и цивилизаций.

Содержание

Введение 3
1. Понятие культурной самоидентичности 4
2. Культурная модернизация 5
Заключение 10
Список литературы 11

Работа состоит из  1 файл

Культурология-кр-тема 16 Культурная самоидентичность и культурная модернизация.docx

— 27.45 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Культурная самоидентичность и культурная модернизация

 

 

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие культурной самоидентичности 4

2. Культурная модернизация 5

Заключение 10

Список литературы 11

 

 

Введение

 

Целостное представление  данного народа или человечества о мире называют культурной картиной мира. Она складывается из научной, философской, художественной, религиозной, мифологической, идеологической, мистической  картин мира, т. е. из представлений  о мире, функционирующих в отдельных  отраслях.

Культурная картина мира может строиться по нескольким координатам: одна из них — отрасли культуры, другая — типы культур и цивилизаций.

Культурогенез, или становление  культуры, — процесс формирования основных сущностных характеристик. Начинается культурогенез, когда у группы людей появляется необходимость в особых общих формах жизнедеятельности, адаптированных к конкретным условиям места и времени, а заканчивается возникновением форм и стандартов, закрепленных в нравах и обычаях.

Динамика культуры раскрывает характер, обстоятельства, причины  изменений, происходящих в обществе, стадии эволюции культуры и их критерии.

 

 

1. Понятие культурной самоидентичности

 

Культуру каждого народа как единое целое изучает системный  метод. Все элементы культуры при  этом подходе связаны между собой  и создают такие свойства, которые  есть только у системы в целом.

На выявления различных  типов культур направлен типологический метод.

На основе этого метода можно выделить этнические и национальные, восточные и западные и другие типы культур1.

Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби придерживались исторического  метода в анализе развития культур. Сравнивая и сопоставляя феномены и явления отдельных культур, они выявили сущностные характеристики и морфологические особенности  различных культур.

Культурная самоидентичность – это способность людей относить себя к данной культуре, к ее стереотипам  и символам.

Посредством идентичности культура способна к самостоятельному развитию. Процесс культурной идентификации  не отделим от процесса самоидентификации  человека.

Человеку необходимо быть социально востребованным и одобряемым обществом, окружающим его2.

Самоидентификация – это  осознание на рациональном уровне единства данной группы людей по тому или  иному основанию (этническому, религиозному, политическому и т. д.). Выработка  общих культурных черт (нравов, обычаев, языка) предполагает коллективную солидарность людей. Отождествление себя с той  или иной группой помогает человеку в ориентации в социокультурном  пространстве. От личности требуются  социальная дисциплинированность, политическая лояльность и культурная компетентность (владение социокультурными нормами и принятыми в обществе языками коммуникации).

Причастным к какой-либо культуре человека делает набор:

1) усвоенных элементов  сознания, поведения;

2) вкусов и привычек;

3) языков и других  средств коммуникации.

Проблема культурной идентичности личности заключается в следующих  принятых ею параметрах:

1) культурных норм;

2) образцов поведения  и сознания;

3) системы ценностей  и языка.

Культурная самоидентичность проявляется в:

1) осознании своего «я»  с позиций культурных традиций  в данном обществе и в проявлении  лояльности к ним;

2) самоотождествлении себя  с этим культурными образцами3.

2. Культурная модернизация

 

В зависимости от соотношения  в культуре традиций и инноваций  принято выделять два типа культуры: традиционную и модернистскую (современную). Традиционные культуры - исторически  первые, так как новые достижения человечества нуждались, прежде всего, в закреплении и передаче последующим  поколениям. Освоение мира человеком  на начальных этапах истории было чрезвычайно медленным. Для традиционного  общества характерно:

1. Преобладание традиций  над инновациями. Инновации приемлемы  до тех пор, пока не разрушают  традицию как систему власти.

2. Господство мифологических  и религиозных представлений.

3. Коллективистские отношения  между людьми, отсутствие выделенной  персональности. Коллектив ставится  выше личности.

4. Авторитарный характер  власти.

5. Ориентация на мировоззренческие  знания, а не инструментальные  ценности, служащие регулятивами  повседневного поведения людей.

6. Циклический характер  развития общества. Возможные идеи  быстрых преобразований блокируются  религиозным мировоззрением. Поэтому  устремление общества к современности  сопровождается попятными движениями. Именно это чередование движения  вперед и возврата назад создает  циклический характер развития, присущий традиционным обществам.

7. Отсутствие отложенного  спроса, т. е. производство ради  насущных потребностей, а не ради  будущего. Люди живут сегодняшним  днем. Они стремятся удовлетворить  свои потребности, а не накопить  что-то впрок. К тому же даже  их насущные потребности удовлетворяются  недостаточно полно из-за технологической  отсталости4. Например, в традиционной русской культуре была распространена философия "нестяжательства". Положительный герой русской литературы - не деятель, а созерцатель. Он "герой" всех традиционных обществ5.

В отличие от этого модернистские  или современные культуры имеют  следующие особенности:

1. Ориентация на инновацию.

2. Светский характер  социальной жизни.

3. Прогрессивное, поступательное  развитие общества.

4. Выделенная персональность.

5. Ориентация на инструментальные  ценности, на точные науки и  технологии.

6. Демократическая система  власти.

7. Наличие отложенного  спроса, т. е. способность производить  не ради насущных потребностей, а ради будущего.

Изменяются и психологические  особенности человека. Современного человека от традиционного отличают:

- открытость ко всему  новому, готовность к изменениям;

- гибкое мышление, ценностные  вариации;

- ориентация на информацию;

- большое значение времени;

- расчетливость;

- ценность технических  умений;

- образованность и профессионализм;

- личное достоинство.

Современные общества начинают складываться в Западной Европе в  эпоху Возрождения, завершают свое целостное оформление в Новое  время (в XVII - XVIII вв.), а в некоторых  странах, например, в Германии - в XIX веке. Восточные культуры долгое время  оставались локальными, замкнутыми, традиционными. В XIX - XX вв. в них также начались процессы модернизации под влиянием западной культуры. Эти процессы протекают  сложно, противоречиво и неодинаково  в разных регионах мира. Можно выделить три основных варианта, в которых  происходит модернизация в современном  мире.

1. Симбиоз, при котором  поддерживается относительно независимое  сосуществование традиций и современности  в различных сферах общественной  деятельности. Это приводит к  возникновению анклавов современной  жизни, окруженных со все сторон  морем традиционности. Одни элементы  общества развиваются динамично  и вполне сопоставимы с мировым  уровнем, другие отстают в своем  развитии, содержат в себе архаичные  черты. Наряду с современным  университетским образованием и  научными центрами значительная  часть населения страны может  оставаться неграмотной и придерживаться традиционных мифологических и религиозных взглядов. Космическая или информационная технология может соседствовать с примитивными ремеслами. С одной стороны, идет процесс постепенной модернизации уклада жизни городских средних слоев, что означает рост урбанизации, расширение образования, появление новых профессий, активизацию политической жизни, развитие средств массовой информации. Но с другой стороны, значительная часть населения города и деревни погружена в традиционные уклады, постоянно воспроизводимые низкими технологиями и демографическим ростом.

Модернизация симбиозного  типа характерна для колониальных систем, в которых введение новых элементов  осуществлялось иностранными властями, исходя из интересов метрополий. Такая  модернизация затрагивала обычно лишь отрасли, связанные с поставкой  сырья и сельхозпродуктов в центры капитализма. В идеологическом плане  оправданием такой политики служили  европоцентристские установки, в соответствии с которыми прогресс мыслился как  проникновение европейской цивилизации  во все регионы мира, как приобщение покоренных народов к достижениям  западной культуры.

Примером такой симбиозной модернизации является Индия. Два века она являлась английской колонией. Только в 1947 году Индия обрела политическую независимость. В момент провозглашения независимости это была отсталая аграрная страна: в сельских районах  проживало 85% населения страны. Во второй половине XX века в Индии началась модернизация. Она включала индустриализацию, использование научно-технических  достижений, преобразование экономической  структуры. Индия превращается в  преимущественно индустриальную страну, к 2010 году в селах останется не более 40% населения. Индия успешно  развивает новаторские отрасли  экономики: производство компьютеров, атомную энергетику, космонавтику, медицинскую промышленность. Вместе с тем в Индии остаются серьезные  проблемы. 48% жителей этой страны не умеют читать и писать, половина детей в возрасте до 5 лет страдает от недоедания. В Индии очень сильны религиозные традиции (существует 190 религий). Сохраняются некоторые кастовые ограничения, например, в сфере семейно-брачных отношений.

2. Второй вариант модернизации - это конфликт между традиционной  и современной культурами. В этом  случае результатом модернизации  является слабая адоптация к  техническим достижениям Запада. При этом происходит потеря  традиционной культуры без обретения  современной. Такая ситуация характерна  для некоторых стран африканского  региона. Традиционное общество  может просто разрушиться, деградировать,  так и не став современным.  Обостряются этнические, религиозные,  классовые конфликты. Возникает  угроза дезинтеграции общества.

3. Третья тенденция модернизации - это синтез как взаимодействие, органическое соединение традиций  и современности. Синтез имеет  место в том случае, если социокультурная  система осваивает достижения  других культур в тех сферах, которые в ней самой развиты  недостаточно. Но при этом она  сохраняет свою исходную основу, самобытность и определенность, способность к поддержанию целостности  и устойчивости. Этим синтез отличается  от симбиоза, при котором в  значительной мере сохраняется  автономность, независимость, обособленность  собственных и заимствованных  элементов культуры, и это может  порождать недоверие и конфликты  между ними.

 

Заключение

 

Культурная самоидентичность — это прежде всего способность  людей относить себя к данной культуре, к ее стереотипам и символам.

Одновременно идентичность может рассматриваться как принцип, посредством которого культура осуществляет процесс самостоятельного развития.

Процесс идентификации  диалектически связан с понятием индивидуализации или развития внутренних творческих способностей личности.

Под культурной модернизацией  понимается изменение культуры в  плане ее приобщения к господствующим в мире образцам и ценностям. Как  и в социально-политическом плане, термин «культурная модернизация»  обычно используется по отношению к  странам третьего мира, характеризующимся  кардинальными изменениями культурных стереотипов. Важной частью культурной модернизации считают изменения  образовательной системы — переход  ко всеобщему начальному и среднему образованию, развитие высшего образования, ликвидация неграмотности и т. п.

С другой стороны, культурная модернизация — это развитие кинематографии, телевидения и т. п., науки и  техники, новых социальных институтов культуры и т. д. В широком плане  культурная модернизация — достижение соответствия культуры современному уровню жизни. В более узком смысле —  это соответствие современному этапу  развития западной культуры. Причем в  отличие от технико-экономической  культурная модернизация ведет не к  дифференциации и специализации, а  к синкретизму, хотя и в этом случае общий вектор рационализации продолжает действовать.

 

Список литературы

 

  1. Багдасарьян Н.Г. Культурология, М.: Высшее образование. - 2010 – 495 с.
  2. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики. – 2001. – 335 с.
  3. Каверин Б.И. Культурология. Учебное пособие. – М.: Юриспруденция. – 2001. – 224 с.
  4. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. Издание второе. – М.: Экзамен. – 2002. – 284 с.
  5. Силичев Д.А. Культурология. – М: «Издательство ПРИОР». - 2009. – 352 с.

 

 

1 Багдасарьян Н.Г. Культурология, М.: Высшее образование. – С. 31

2 Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики. – 2001. – С. 17

3 Каверин Б.И. Культурология. Учебное пособие. – М.: Юриспруденция. – 2001. – С. 22

4 Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. Издание второе. – М.: Экзамен. – 2002. – С. 65

Информация о работе Культурная самоидентичность и культурная модернизация