Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 09:27, курсовая работа
В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственными по происхождению и общности исторических судеб племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила условное название "андроновской" по месту нахождения первого памятника у с. Андроново близ Ачинска.
Андроновская «срубная» культура.
Культура саков.
Культура древних тюрков.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский
государственный технический
Кафедра
СГД
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по культурологии
Тема: Культурные процессы на территории Древнего Казахстана.
13-вариант
Выполнил:.
План
1.
Андроновская «срубная»
культура.
В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственными по происхождению и общности исторических судеб племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила условное название "андроновской" по месту нахождения первого памятника у с. Андроново близ Ачинска.
Один из основных центров андроновской культуры находился на территории Казахстана. Андроновское население западных районов испытывало постоянное влияние близкородственных племен срубной культуры и, в свою очередь, оказывало на них прямое воздействие.
Археологические данные свидетельствуют о том, что андроновское население в подавляющем большинстве вело оседлый образ жизни. Поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. В каждом поселке, окруженном глубоким рвом и валом с установленным на нем частоколом было 10-20 больших полуземлянок. Заглубленный на 1-1,5 м. деревянный сруб перекрывался двускатной или пирамидальной крышей с отверстиями, дымоходами и световыми окнами. Крыша поддерживалась несколькими столбами. В каждом доме жила большая семья 30-50 человек, а поселок с прилегающими пахотными землями, пастбищем и кладбищами принадлежали одному роду. При патриархальном обществе жилищами остались такие же землянки, к которым пристраивались различные хозяйсивеные постройки, а также загоны для скота. Для этих поселков был характерен комплексный характер скотоводческое земледельческого хозяйства с заметным преобладанием пастушеского хозяйства.
С андроновским временем связано широкое распространение металлических орудий труда, оружия и украшений: втульчатых, так называемых вислооблушныш топоров, ножей с выемкой у основания, кельтов, своеобразных наконечников копий и стрел, браслетов, зеркал, бус и различных подвесок.
Главными этнографическими признаками культуры, отличающими андроновское население от других племен, являются погребальный обряд, своеобразный набор глиняной посуды с геометрическим орнаментом, формы металлических изделий.
Андроновские племена возводили погребальные сооружения в виде каменных оград различных конфигураций: прямоугольной, круглой, овальной. Нередко, особенно в Приуралье, они заменялись курганными насыпями. Умерших соплеменников либо сжигали, либо хоронили особым способом на боку, в скорченном положении, в ящиках из каменных плит или в прямоугольных грунтовых ямах.
Специфической формой украшений, не выходившей за пределы распространения племен андроновской культуры, были серьги из листового листа, свернутые в полтора оборота, украшения головного убора и одежды в виде "очковидных" и "лапчатых" подвесок, брелки с четким орнаментом, браслеты со спирально закрученными концами. Это указывает на высокий уровень культуры. Происхождение андроновской культуры-проблема дискуссионная. Трудности выяснения этой проблемы заключается в недостаточной изученности памятников предшествующей эпохи неолита и энеолита. В исторической науке существует ряд гипотез. По одной из них предполагается, что андроновская культура возникла в результате проникновения пришлого из Средней Азии населения в среду Казахских неолитических охотников и собирателей. Оно принесло с собой навыки и формы производящего хозяйства. Такой контакт и привел через несколько столетий к возникновению в степной и лесостепной зонах качественно новой культуры андроновских племен.
Андроновская
культура в широком историко-культурном
понимании этого термина
В
этот период, получивший название эпохи
поздней бронзы (XII-начало VIII вв. до н.э.)
андроновские традиции в хозяйстве
и культуре сменяются, как показали
археологические источники, более
прогрессивными формами экономики
и материальной культуры общества эпохи
раннего железа.
2.
Культура саков.
В 5-3 веках до нашей эры саки создали на территории Казахстана свое первое государство, центр которого находился на территории Жетысу - Семиречья.
Цари саков одновременно выполняли и роли верховных жрецов. Саки имели свою неповторимую культуру, письменность, мифологические сказания. Выдающееся ювелирное мастерство саков вошло в мировую сокровищницу под условным названием "искусство звериного стиля".
Древние мастера использовали различные сюжеты на тему борьбы хищных зверей и травоядных животных. Маленькие шедевры, сделанные руками древних мастеров из золота и бронзы, украшают сегодня экспозиции многих музеев мира. Обычно саки при захоронении царей, знатных воинов, жрецов, а иногда и рядовых соплеменников вместе с ними в могилы клали множество золотых украшений, оружие, глиняную и деревянную посуду, бытовую утварь. Вблизи Алма-Аты в 1969 году раскопан древний сакский курган Иссык, широко известный во всем мире. Под ним в могиле, обложенной еловыми бревнами, на деревянном полу были найдены останки сакского царя в одежде, сплошь покрытой золотыми пластинами. Голову царя венчала высокая остроконечная шапка, украшенная изображениями крылатых коней, символизирующих Бога солнца, длинный меч и короткий кинжал составляли вооружение. В могиле также находились глиняные сосуды с кумысом, деревянные подносы с кусками мяса, драгоценные кувшины из серебра и бронзы. Захоронение относится к 5-4 векам до нашей эры. Саки были потомками андроновских племен, позднее они явились далекими предками казахов, а имя сменивших саков усуней, живших в 3 веке до нашей эры - 3 веке новой эры, до сих пор сохранилось в названии одного из крупных казахских племен - усуней.
Культурное
наследие саков. Эта великая степь
со своими равнинами, горами, лесами, растянувшаяся
от Европы до центральных высоких
гор Азии, имеет многовековую и
сложную историю, здесь развивалась
своя самобытная кочевая культура.
В каждой эпохе истории человечества
огромную роль играет культура. Но до сих
пор еще полностью не раскрыты
страницы истории развития культуры.
На казахской земле найдено
Часть памятников древних саков – это захоронения сакских вождей. Они встречаются на берегах рек Талас, Чу, Или, в Кыргыстане, на склонах Илийского и Джунгарского Алатау, в Кегенских и Нарынкольских предгорьях.
Памятники дреней культуры найдены в Аральском регионе в Чирик- Рабате, Бабиш – Молда, Баланды, и других захоронениях. Город Чирик – Рабат был столицей апасиаков. По утверждениям ученых, апасиаки – это саки, которые жили на берегах рек. Чирик- Рабат находился в 300 км от нынешнего областного центра – города Кызылорды, в юго- западном направлении от него, в пустыне Кызылкум. В центре города на площади в 12 га была расположена четырехугольная крепость – цитадель. В цитаделе расположены четыре кургана. Один из них ученные раскопали, но захоронения оказалось разграбленным. В нем были найдены различные ножи, бронзовые наконечники стрел, относящиеся к V - IV векам до н.э. Вместе с костями умерших были и золотые украшения – застежки, осколки глиняной посуды. Были извлечены также детали железных доспехов апасиакского воина.
Город Бабиш – Молда тоже расположен в Аральском регионе. По площади он поменьше, чем Чирик – Рабат. Но у него тоже мощные оборонительные сооружения с укреплениями, дувалами и окружным рвом. Во время раскопок были найдены печь для обжига глиняных предметов, основания для ручных мельниц, основания для ручных мельниц, остатки проса, кости домашних животных множество осколков глиняной посуды.
Одним из замечательных памятников древней жытсуйских саков является найденный в Иссыкском кургане, в 50 км от Алматы, «Золотой человек». Этот курган был раскопан в 1969 – 1970гг. Предположительно, здесь захоронен сакский царевич. По предположению ученых ему было примерно 17-18 лет. По древним сакским обычаям умерший был одет в лучшую одежду, полностью экипирован оружием. В захоронении было свыше 4000 различных золотых красиво выполненных пластин, застежек и украшений.
Верхняя одежда воина состояла из кафтана и штанов. Короткий кожаный кафтан красного цвета был сплошь обшит золотыми фигурными бляшками, а борта, низ и ворот – крупными квадратными изображениями голов орлов. Всего кафтан украшало около трех тысяч золотых предметов. Штаны по внешнему и внутреннему продольным швам были обшиты мелкими прямоугольными золотыми пластинками. Они заправлялись в кожаные сапоги с высоким голенищами. Голенища сапог украшали золотые бляшки треугольной формы, аналогичные бляшкам, украшавшим кожаный кафтан.
Ювелирное искусство у саков было высоко развито. Древним мастерам было известно литье расплавленного золота в формы. Гребни с изображением голов животных, серьги, перстни, браслеты, застежки с оправленными в них драгоценными камнями украшали одежду сакских женщин. Широко практиковалось у саков обертывание деревянных изделий и украшений в золотую оболочку. Вместе с резьбой по дереву, ювелиры искусно изготовляли из обработанной кости застежки, накладки, пуговицы и другие предметы быта.
Вообще, начиная с VII века до н.э., в Сибири, Казахстане, на европейском юге и в Поволжье в древнем ювелирном искусстве был широко распространен так называемый звериный стиль. Главной темой при этом были звери и мифические чудовища в зверином облике. Такие образы встречаются на казанах различных ритуальных предметах, на оружии, конских сбруях, а также на украшениях одежды. С традициями звериного стиля в ювелирном искусстве саки познакомились в воинских походах в Переднюю Азию, в Персию. Именно после возвращения из походов из этих мест в сакском искусстве появились образы льва или фантастического существа, напоминающего льва, сюжетные рисунки, в центре которых находились священное дерево или фигура божества. Через образы лошадей, оленей, овец, верблюдов, снежных барсов, тигров, орлов, реже – сайгаков, волков, зайцев, саки отображали своих мифических предков разных племен. Саки придавали им особое религиозное значение. Звериный стиль основан на представлениях, сохранившихся в древних эпосах о происхождении человека от различных животных. Поэтому считалось, что все предметы с изображением древних предков являются священными амулетами и приносят счастье. Образы животных на оружии во время сражений должны были поднимать воину дух, защищать от стрел и приводить к победе.
У
саков религиозные
По их представлениям земля – мать наделена священной силой. Кочевые саки поклонялись божествам солнца, огня и войны. Они верили в духов умерших, верили, что мертвые оживают вновь.
Саки хоронили умерших в парадной одежде, вместе с оружием, едой, необходимыми предметами обихода. Иногда хоронили вместе с хозяином и его лошадь. На могилу насыпали из камней и земли курган, захоронение окружали каменной кладкой.
Саки больше всего поклонялись огню и солнцу как очищающим силам. Эта вера была широко распространена среди племен Евразии, занимавшихся скотоводством. Например, традиция сжигания деревянных надмогильных сооружений тоже была связана с верой, что огонь отгоняет всех злых духов и очищает. На надгробья наносили красную краску как символ огня и солнца. У саков предметы жертвоприношений были разными. Так, на юге Казахстана – это жертвенные блюда и светильники, украшенные бронзой, а в центральном и Восточном Казахстане – жертвенные блюда и светильники, сделанные из камня.
У
саков мнение об окружающем мире было
следующим – весь мир состоит
из трех миров: нижний – подземный,
средний – земной и высший –
мир голубого неба. Мир имеет четыре
угла: правый, левый, передний, задний.
Понятие саков о космосе
Информация о работе Культурные процессы на территории Древнего Казахстана