Культурный взлет России в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 12:47, лекция

Описание

Образование
При Александре I была создана единая четырехступенчатая система образования:
1-я ступень: Церковно-приходские одноклассные школы – для низших слоев;
2-я ступень: уездные училища – для горожан, купцов, мещан;
3-я ступень: губернские гимназии – для дворян;
4-я ступень: университеты и другие высшие учебные заведения.

Работа состоит из  1 файл

материал к экзамену по культурологии.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ  МАТЕРИАЛ

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ 

 

Тема: Культурный взлет России в XIX в.

 

    1. Образование

 При Александре I была создана единая четырехступенчатая система образования:

1-я  ступень: Церковно-приходские одноклассные школы – для низших слоев;

2-я  ступень: уездные училища – для горожан, купцов, мещан;

3-я  ступень: губернские гимназии – для дворян;

4-я  ступень: университеты и другие высшие учебные заведения.

    1. Наука

 

Отрасли научных  знаний

Представители

Математика

Н.И. Лобачевский – Неэвклидова геометрия

Физика

Б.С. Якоби – изобрел электродвигатель

Химия

Д.И. Менделеев – таблица химических элементов

Медицина

Н.И. Пирогов – впервые применил эфирный наркоз

Языкознание

В.И. Даль – создатель «Толкового словаря»

История

Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский

Философия

П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.С. Соловьев


 

    1. Литература

 

Основные 

направления

Время

существования

Представители

Сентиментализм

до 1812 г.

Н.М. Карамзин - «Бедная Лиза»

Романтизм

1812-1830-е гг.

В.А. Жуковский - баллады

В.К. Кюхельбекер - поэзия

Ф.И. Тютчев - поэзия

А.С. Пушкин - «Руслан и Людмила»

М.Ю. Лермонтов - «Демон»

Реализм

1830-е - 1900 гг.

А.С. Грибоедов – «Горе от ума»

И.А. Крылов – басни

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Борис Годунов»

М.Ю. Лермонтов – «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь – «Мертвые души», «Ревизор»

Ф.М. Достоевский – «Преступление и наказание», «Идиот»

Л.Н. Толстой – «Анна Каренина», «Воскресение», «Война и мир»


 

    1. Живопись

 

Основные 

направления

Время

существования

Представители

Романтизм

Начало – 30-е гг. XIX в.

О.А. Кипренский – портрет А.С. Пушкина

К.П. Брюллов – «Последний день Помпеи»

Реализм

30-е гг. – конец XIX в.

П.А. Федотов – «Сватовство майора»

В.А. Тропинин – портреты крепостных

И.Е. Репин – «Бурлаки на Волге»

И.И. Шишкин – «Утро в сосновом лесу»

В.М. Васнецов – «Богатыри», «Аленушка»

В.Г. Перов – «Тройка»

В.И. Суриков – «Боярыня Морозова»


 

    1. Архитектура

 

Основные

направления

Время

существования

Представители

Ампир

(завершил развитие  классицизма)

Начало – 30-е гг. XIX в.

А.Н. Воронихин – Казанский собор в Петер-

                                бурге

К.И. Росси – ансамбли Дворцовой и Сенат-

                       ской площадей в Петербурге

О.И. Бове – Триумфальная арка в Москве + 

                     реконструкция Красной площади

Эклектика

40-е гг. – конец XIX в.

К.А. Тон – Храм Христа Спасителя в Москве

А.А. Монферран – Исаакиевский собор в Пе-

                                 тербурге


 

    1. Музыка

     Русская  музыка в XIX в. переживает удивительный расцвет и приобретает мировую известность. В это время формируется русская национальная музыкальная школа.

Представители:

  • М.И. Глинка – считается родоначальником русской классической музыки (оперы «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя»);
  • П.И. Чайковский – гениальный разноплановый композитор (оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик»; симфонии; фортепианные и скрипичные концерты);
  • «Могучая кучка» - группа выдающихся композиторов, куда входили М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи. Они собирали и обрабатывали русские народные песни, а затем использовали их в своих музыкальных произведениях

 

 

Тема: Западная культура XIX в.

I. Наука.

     Если XVIII в. был веком разума, то XIX век стал веком науки и техники.

Основные достижения науки и техники:

  • Появление новых эффективных источников энергии: пара (на его основе были созданы железнодорожный транспорт, речное и морское пароходство), электричества (на его основе были созданы телеграф, телефон, освещение), двигателя внутреннего сгорания (на его основе появились первые автомобили).
  • Создание эволюционной теории Ч. Дарвина – в биологии.
  • Австрийским ученым Г. Менделем были заложены основы генетики.
  • Активное развитие философии, прежде всего немецкой: Кант, Шеллинг, Гегель, Ницше.

II. Основные направления европейского искусства XIX в.:

Романтизм

      Данное направление выступало против просветительского рационализма, отдавая явное предпочтение интуиции, чувствам и переживаниям.

Литература

  • Английский поэт Дж. Байрон – поэма «Паломничество Чайльда Гарольда»;
  • Французский писатель В. Гюго – роман «Собор Парижской Богоматери».

Живопись

  • Французский художник Э. Делакруа – «Свобода на баррикадах».

Музыка

  • Немецкий композитор Р. Вагнер – опера «Тристан и Изольда»;
  • Итальянский композитор Дж. Верди – опера «Травиата»;
  • Польский композитор Ф. Шопен – создавал в высшей степени эмоциональную музыку

Реализм

     Главной  задачей этого направления стало  правдивое и объективное отображение действительности.

Литература

  • Французский писатель О. де Бальзак – «Человеческая комедия», состоящая из 90 романов и рассказов (среди них, «Шагреневая кожа», «Утраченные иллюзии»);
  • Французский писатель Стендаль – роман «Красное и черное».

Живопись

  • Французский художник Г. Курбе – «Дробильщики камня».

Импрессионизм

     Возник  в 1860-е гг. Его можно считать  первым течением модернизма. Характерные  черты: уход от социальной проблематики, поиск новых выразительных средств  и художественных приемов. Главным становится не изображаемый объект, а то впечатление (по-французски – «импрессьон»), которое он вызывает у художника. Свое развитие импрессионизм получил в живописи:

  • К. Моне – «Восход солнца. Впечатление», «Стога сена»;
  • О. Ренуар – «Купание на Сене» + портреты.

Символизм

Возник во Франции  в 1880-е гг. Наибольшее распространение получил в литературе: французский поэт А. Рембо, английский писатель О. Уайльд – «Портрет Дориана Грея».

Тема: Западная культура XX в.

Периодизация:

  1. «Прекрасная эпоха» (1900-1913 гг.);
  2. Эпоха «потерянного поколения» (1917-1941 гг.);
  3. «Мирное пятидесятилетие» (1945-1995 гг.).

 

Литература:

Особенность: сосуществование трех художественных направлений:

      • реализма,
      • романтизма
      • модерна.

Представители:

Франция: Ромен Роллан, Морис Дрюон, Жорж Симеон;

Англия: Бернард Шоу, Конан Дойл, Войнич;

Германия: Томас Манн;

США: Хемингуэй.

     Во второй  половине столетия большую популярность  приобрела научная фантастика (Р.  Бредбери).

Изобразительное искусство:

Особенность:  время авангардизма.

Основные направления  авангардизма:

  • Фовизм (Матисс);
  • Экспрессионизм;
  • Кубизм (Пикассо);
  • Футуризм;
  • Сюрреализм (Сальвадор Дали).

Музыка:

Особенность:  появляются новые направления:

      • символизм,
      • экспрессионизм,
      • импрессионизм.

Представители: Рихархд Штраус, Эдвард Григ

 

Кинематограф:

     Здесь значительного  успеха достигли итальянские мастера:

  • Р. Росселини,
  • Л. Висконти,
  • Ф. Феллини.

В 1930-е гг. возникает  телевидение.

 

С середины XX в. культура стала подразделяться на:

  • Гуманитарную (традиционную);
  • Научно-техническую (интеллектуальную);
  • Массовую (соответствующую вкусам широкой публики; зародилась в США).

Тема: Отечественная  культура в XX в.

 

I. Серебряный век русской культуры (1900-1922 гг.)

     Серебряный  век оказал  большое влияние  на развитие мировой культуры. Его представители (поэты М.И. Цветаева, С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак, художник М.А. Врубель, композитор А.Н. Скрябин и др.) первыми осознали необходимость сохранения и возрождения духовности.

Серебряный век  включает в себя два направления:

  1. Русское религиозное возрождение – «богоискательство»

Представители: Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк, П.А. Флоренский

Основная идея: Запад сосредоточил усилия на внешнем обустройстве бытия → внутренний мир, душа человека оказались в забвении → спасение России они видели в восстановлении христианства как фундамента всей культуры.

  1. Русский модернизм

Цель: возрождение самоценности искусства и освобождение его от социальной, политической и какой-либо другой роли.

Течения:

  • Символизм

Основная идея: искусство является порывом к идеальному смыслу вечных образов → подлинное искусство не может быть доступным и понятным каждому → оно утрачивает свою связь с реальной жизнью.

Представители: поэты Д.С. Мережковский, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, А. Белый.

  • Акмеизм (от греч. «акмэ» - высшая степень расцвета)

Основная идея: отвергал неясность и намеки, отвлеченность и абстрактность символизма.

Представители: поэты Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова.

Русский авангард

Основная идея: предчувствие неизбежных потрясений, результатом которых должно стать рождение нового мира и нового человечества.

Живопись: союз художников «Бубновый валет», К. Малевич.

Литература: Владимир. Маяковский, Марк Шагал, Даниил Хармс.

Театр: В.Э. Мейерхольд.

Кино: С.М. Эйзенштейн (фильм «Броненосец Потемкин»).

 

II. Советский период развития отечественной культуры (1917-1991 гг.)

Основные этапы:

  1. 1917-1932 гг. – Поиск новой культуры и путей ее построения, проходивший на фоне широкого культурного плюрализма.

Особенности:

    • Неприятие религии и церкви
    • Подозрительное отношение к представителям «старой интеллигенции» → массовая эмиграция русской интеллигенции.
    • Кампания по ликвидации безграмотности (создание кружков ликбеза + введение всеобщего начального образования).
    • Терпимое отношение к многочисленным литературно-художественным течениям: авангард, модернизм, «Серапионовы братья», Российская ассоциация пролетарских писателей др.

Информация о работе Культурный взлет России в XIX веке