Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 12:47, лекция
Образование
При Александре I была создана единая четырехступенчатая система образования:
1-я ступень: Церковно-приходские одноклассные школы – для низших слоев;
2-я ступень: уездные училища – для горожан, купцов, мещан;
3-я ступень: губернские гимназии – для дворян;
4-я ступень: университеты и другие высшие учебные заведения.
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
Тема: Культурный взлет России в XIX в.
При Александре I была создана единая четырехступенчатая система образования:
1-я ступень: Церковно-приходские одноклассные школы – для низших слоев;
2-я ступень: уездные училища – для горожан, купцов, мещан;
3-я ступень: губернские гимназии – для дворян;
4-я ступень: университеты и другие высшие учебные заведения.
Отрасли научных знаний |
Представители |
Математика |
Н.И. Лобачевский – Неэвклидова геометрия |
Физика |
Б.С. Якоби – изобрел электродвигатель |
Химия |
Д.И. Менделеев – таблица химических элементов |
Медицина |
Н.И. Пирогов – впервые применил эфирный наркоз |
Языкознание |
В.И. Даль – создатель «Толкового словаря» |
История |
Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский |
Философия |
П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.С. Соловьев |
Основные направления |
Время существования |
Представители |
Сентиментализм |
до 1812 г. |
Н.М. Карамзин - «Бедная Лиза» |
Романтизм |
1812-1830-е гг. |
В.А. Жуковский - баллады В.К. Кюхельбекер - поэзия Ф.И. Тютчев - поэзия А.С. Пушкин - «Руслан и Людмила» М.Ю. Лермонтов - «Демон» |
Реализм |
1830-е - 1900 гг. |
А.С. Грибоедов – «Горе от ума» И.А. Крылов – басни А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Борис Годунов» М.Ю. Лермонтов – «Герой нашего времени» Н.В. Гоголь – «Мертвые души», «Ревизор» Ф.М. Достоевский – «Преступление и наказание», «Идиот» Л.Н. Толстой – «Анна Каренина», «Воскресение», «Война и мир» |
Основные направления |
Время существования |
Представители |
Романтизм |
Начало – 30-е гг. XIX в. |
О.А. Кипренский – портрет А.С. Пушкина К.П. Брюллов – «Последний день Помпеи» |
Реализм |
30-е гг. – конец XIX в. |
П.А. Федотов – «Сватовство майора» В.А. Тропинин – портреты крепостных И.Е. Репин – «Бурлаки на Волге» И.И. Шишкин – «Утро в сосновом лесу» В.М. Васнецов – «Богатыри», «Аленушка» В.Г. Перов – «Тройка» В.И. Суриков – «Боярыня Морозова» |
Основные направления |
Время существования |
Представители |
Ампир (завершил развитие классицизма) |
Начало – 30-е гг. XIX в. |
А.Н. Воронихин – Казанский собор в Петер- К.И. Росси – ансамбли Дворцовой и Сенат- ской площадей в Петербурге О.И. Бове – Триумфальная арка в Москве + реконструкция Красной площади |
Эклектика |
40-е гг. – конец XIX в. |
К.А. Тон – Храм Христа Спасителя в Москве А.А. Монферран – Исаакиевский собор в Пе- |
Русская музыка в XIX в. переживает удивительный расцвет и приобретает мировую известность. В это время формируется русская национальная музыкальная школа.
Представители:
Тема: Западная культура XIX в.
I. Наука.
Если XVIII в. был веком разума, то XIX век стал веком науки и техники.
Основные достижения науки и техники:
II. Основные направления европейского искусства XIX в.:
Романтизм
Данное направление выступало против просветительского рационализма, отдавая явное предпочтение интуиции, чувствам и переживаниям.
Литература
Живопись
Музыка
Реализм
Главной
задачей этого направления
Литература
Живопись
Импрессионизм
Возник
в 1860-е гг. Его можно считать
первым течением модернизма. Характерные
черты: уход от социальной
Символизм
Возник во Франции в 1880-е гг. Наибольшее распространение получил в литературе: французский поэт А. Рембо, английский писатель О. Уайльд – «Портрет Дориана Грея».
Тема: Западная культура XX в.
Периодизация:
Литература:
Особенность: сосуществование трех художественных направлений:
Представители:
Франция: Ромен Роллан, Морис Дрюон, Жорж Симеон;
Англия: Бернард Шоу, Конан Дойл, Войнич;
Германия: Томас Манн;
США: Хемингуэй.
Во второй
половине столетия большую
Изобразительное искусство:
Особенность: время авангардизма.
Основные направления авангардизма:
Музыка:
Особенность: появляются новые направления:
Представители: Рихархд Штраус, Эдвард Григ
Кинематограф:
Здесь значительного успеха достигли итальянские мастера:
В 1930-е гг. возникает телевидение.
С середины XX в. культура стала подразделяться на:
Тема: Отечественная культура в XX в.
I. Серебряный век русской культуры (1900-1922 гг.)
Серебряный век оказал большое влияние на развитие мировой культуры. Его представители (поэты М.И. Цветаева, С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак, художник М.А. Врубель, композитор А.Н. Скрябин и др.) первыми осознали необходимость сохранения и возрождения духовности.
Серебряный век включает в себя два направления:
Представители: Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк, П.А. Флоренский
Основная идея: Запад сосредоточил усилия на внешнем обустройстве бытия → внутренний мир, душа человека оказались в забвении → спасение России они видели в восстановлении христианства как фундамента всей культуры.
Цель: возрождение самоценности искусства и освобождение его от социальной, политической и какой-либо другой роли.
Течения:
Основная идея: искусство является порывом к идеальному смыслу вечных образов → подлинное искусство не может быть доступным и понятным каждому → оно утрачивает свою связь с реальной жизнью.
Представители: поэты Д.С. Мережковский, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, А. Белый.
Основная идея: отвергал неясность и намеки, отвлеченность и абстрактность символизма.
Представители: поэты Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова.
Русский авангард
Основная идея: предчувствие неизбежных потрясений, результатом которых должно стать рождение нового мира и нового человечества.
Живопись: союз художников «Бубновый валет», К. Малевич.
Литература: Владимир. Маяковский, Марк Шагал, Даниил Хармс.
Театр: В.Э. Мейерхольд.
Кино: С.М. Эйзенштейн (фильм «Броненосец Потемкин»).
II. Советский период развития отечественной культуры (1917-1991 гг.)
Основные этапы:
Особенности: