Культурогенез

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 08:44, доклад

Описание

Культурогенез — один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность К. заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. К. не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем.

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

Кроме того, в марксистской теории отмечается, что не только экономический базис и политическая система влияют на культуру, но и все виды культуры оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Все эти факторы обуславливают своеобразие культур, принадлежащих к одной и той же общественно-экономической формации. Например, в рамках рабовладельческой формации, на основе одного и того же экономического базиса развивались такие разные культуры, как греческая, римская, египетская, вавилонская, китайская. Таким образом, понятие общественно-экономической формации позволяет показать единство и многообразие культурно-исторического процесса.

Посмотрим, как рассматривается проблема культурного прогресса в современной культурологии? Прежде всего, обращается внимание на то, что о культурном прогрессе можно говорить лишь как об общей тенденции, магистральном направлении развития культуры. Следует иметь в виду и то, что культурный прогресс имеет противоречивый и неравномерный характер. Неравномерность развития культуры проявляется в следующем:

1. Неодинаковы темпы и уровень развития отдельных видов и элементов культуры. В разные исторические эпохи на первый план выступали те виды культуры, которые наиболее полно отражали своеобразие эпохи, ее потребности и идеалы. Например, в античную эпоху главную роль играли сначала мифология, затем - философия, в средние века - религия, в эпоху Возрождения - искусство, в Новое время - наука. Если взять искусство, то в античности на первый план вышли скульптура и театр, в средние века - архитектура и музыка, в эпоху Возрождения, прославляющую красоту человека и мира, портретная и пейзажная живопись стала играть первостепенную роль. В современном мире лидируют такие виды искусства, как кинематограф, телевидение, эстрадная музыка.

2. Центры мировой культуры постоянно перемещаются из одной страны в другую, из одного региона земного шара в другой. Вначале это были страны Древнего Востока, затем античные Греция и Рим, в средние века - Византия, в эпоху Возрождения - Италия, в XVII веке - Голландия, в XVIII - Англия и Франция и т.д.

3. Неравномерность проявляется в том, что в развитии культуры периоды подъема, расцвета могут сменяться периодами упадка, застоя, кризиса.

 

Культурный застой - это состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений.

 

Устойчивость обычаев, норм и стилей не обязательно означает застой, так как подразумевает сохранение самобытности данного общества. Однако консервация системы ценностей, догматизация религии или идеологии, канонизация художественной жизни, отторжение нововведений или заимствований может означать застой и приводить к длительной стагнации общества в целом. В этом состоянии общество может существовать десятилетиями и даже веками. Застой - характерная черта устойчивых малых этнических групп, адаптированных к окружающей среде и не способных выработать механизм изменений. Однако застой становится уделом и высокоорганизованных цивилизаций, сложившихся в различных регионах Востока. Как застой следует охарактеризовать длительный период существования цивилизаций древности, (фараоновский Египет и др.), цивилизаций доколумбовой Америки или же восточных цивилизаций позднего средневековья, столкнувшихся в XVII - XIX вв. с вызовом европейского Запада.

Упадок и деградация культуры - это изменения, которые ведут к ослаблению или устранению каких-то элементов культуры, прежде устойчивых норм и идеалов, упрощению культурной жизни.

Такого рода процессы описываются этнографами на материале некоторых малых народов, попавших в орбиту сильных культур (индейцы Северной Америки, малочисленные народы Севера). Слабые локальные культуры обнаруживают способность к выживанию, но ценой изоляции и замыкания в себе. Упадок имеет место и в различных сферах высокой культуры - в том случае, когда ослабевает духовная значимость тех или иных направлений и жанров, а в обществе получают признание другие варианты художественного творчества. Такова была, например, судьба художественной культуры в Италии, Франции, Англии, когда после взлета высокого Возрождения появились упадочные школы маньеризма (II половина XVI в.). Маньеристы стремились подражать мастерам Возрождения. Но при этом они усваивали лишь внешние формы, формальные приемы, вырывая их из общего контекста. Они копировали "змеевидные" повороты фигур Микеланджело, заимствовали у Леонардо таинственные улыбки. Но все это принимало вычурный, жеманный, даже карикатурный характер. Маньеристы стремились к занимательности, к виртуозности, к сложным формальным решениям, но утратили при этом ясность языка, монументальность, гармонию, присущую работам мастеров Возрождения.

Упадком была отмечена русская иконопись в XVIII - XIX вв., воспроизводившая лишь слабые подобия работ иконописцев Древней Руси. Примитивизация и архаизация неоднократно имели место в истории культуры и общества в прошлом и в современности. Установление жесткого тоталитарного правления неизбежно сопровождается подавлением развитых форм политической и духовной жизни, стандартизацией мышления и поведения.

Развитие культуры носит противоречивый характер. Противоречивость развития культуры проявляется в том, что возможны несоответствия, противоречия между разными видами культуры, (например, культурой эстетической и нравственной). Об этом писал еще римский историк К. Тацит. В дальнейшем к этой проблеме обращались Ж.-Ж. Руссо, А. Швейцер и другие мыслители. Историческая практика подтвердила правоту их взглядов. В Германии - стране с высочайшим уровнем художественной культуры, науки, философии возникает фашизм с его расовой идеологией, концентрационными лагерями.

Возможны несоответствия, противоречия между элементами, сторонами одного и того же вида культуры, (например, между познавательной и нравственной сторонами науки). Развитие науки связано с приобретением новых знаний, и это прогрессивный процесс. Благодаря этому улучшаются условия жизни человека, полнее удовлетворяются его потребности. В то же время научные знания могут быть использованы в различных, в том числе и в антигуманных, военных целях, могут обернуться против самого человека. Таким образом, возможно рассогласование познавательного и нравственного аспектов науки.

Возможны противоречия между создателями и потребителями культурных ценностей, между старым и новым. Велика сила сложившихся стереотипов, сила инерции. Поэтому почти каждое новое направление в культуре встречало непонимание и непризнание современников и с трудом пробивало себе дорогу. Так было с многими научными открытиями, с такими направлениями в искусстве, как романтизм, импрессионизм, авангардизм.

Одним из проявлений противоречивости развития культуры является инверсия.

Инверсия - это изменения от одного полюса культурных значений к другому (маятниковые колебания).Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось устойчивое ядро, "золотая середина" или прочная структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может приводить к распущенности нравов, бессловесная покорность по отношению к существующим порядкам и их носителям может сменяться бунтарством и анархией, разгул страстей и чувственности может уступать место крайнему аскетизму и рационализму. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной или политической жизни.Элементы противоречивости присутствуют на разных уровнях развития культуры. Для мифологического сознания эта противоположность осмысливается как соперничество двух разнонаправленных витальных начал: дня и ночи, жизни и смерти и т. д. Их поочередная инверсия означает лишь временную смену состояний. В китайском культурном наследии большое место отводится соотношению двух противоположных жизненных начал - ян и инь. Это два главных символа китайской культуры. Они имеют условные обозначения в виде геометрических фигур, знаков, цвета, природных стихий. Ян - активное, светлое, положительное, мужское начало, небо, нечетное число, круг. Инь - пассивное, темное, отрицательное, женское начало, земля, четное число, квадрат. Эти знаки обнаруживаются в узорах на бронзовых зеркалах, в планировке культовых сооружений (квадратный алтарь земли и круглый храм неба в Пекине). На более высоком уровне развития философского сознания возникает концепция "единства и борьбы противоположностей" и "перехода количественных изменений в качественные".

Инверсионный характер имели изменения в разные времена и в разных обществах. На определенном этапе такой характер принимал переход от язычества (политеизма) к монотеизму, сопровождавшийся искоренением предшествующих культов; от религии к атеизму, приведший к разрушению прежних святынь, огульной критике религии; от культурной изоляции к интенсивному подражанию западным образцам; от государственно-партийного тоталитаризма к плюрализму как прямо противоположной модели политической и культурной жизни.

Как инверсионное движение социокультурной системы зачастую предстает революция, означающая радикальное изменение как социальных отношений, так и доминирующего в обществе типа ценностей. Далеко идущая инверсия приводит к разрушению накопленного ранее позитивного достояния, что приводит рано или поздно к возрождению или реставрации прошлого, восстановлению необходимых компонентов духовной культуры, без которых жизнь общества оказывается неполноценной. Западноевропейский Ренессанс привел к восстановлению достижений античной языческой культуры, культурных ценностей, которые отвергались церковью на протяжении многих веков. Однако за Ренессансом последовали Реформация и Контрреформация, частично восстановившие религиозное достояние. За революцией неизменно следует реставрация, частично восстанавливающая прежние компоненты социокультурного достояния, ощущаемые как необходимые.

 

Говоря о противоречивом характере развития культуры следует обратить внимание и на такой момент. Диалектика становления нового качества такова, что оно не сразу и не во всех отношениях превосходит старое. На стадии становления новое только набирает силу, еще не может развернуть свои преимущества во всей полноте и в определенных отношениях уступает старому. Этим объясняется существование моментов регресса на этапе становления более прогрессивной по своему качеству культуры. Например, переход от рабовладельческого общества к феодальному был прогрессивным процессом. Однако на первых этапах феодальное западноевропейское общество уступало античной рабовладельческой цивилизации, прежде всего по уровню развития политической, правовой, художественной культуры. В Европе в эпоху средневековья был длительный период упадка, деградации, и только с XII века начался подъем.

 

Таким образом, культурный прогресс носит противоречивый и неравномерный характер. Всю сложность и противоречивость культурного прогресса отражает спиралеобразная форма. Она показывает, что в развитии культуры есть и поступательная направленность, и моменты регресса - утраты достигнутого, и повторение пройденного на более высоком уровне развития. На новом витке развития культуры могут повторяться определенные принципы, идеалы, ценности, нормы предшествующих этапов развития культуры. Например, в истории культуры неоднократно происходило обращение к античному наследию: в эпоху Возрождения, в классицизме XVII века, в неоклассицизме конца XVIII - начала XIX вв.

Важным для данной темы является вопрос о критериях культурного прогресса. В литературе нет единого мнения по этой проблеме. Одни авторы (Л.И. Котов) считают возможным ограничиться одним универсальным критерием. Другие исследователи (В.В. Ванслов, Р.В. Петропавловский, А.Н. Иезуитов) полагают, что невозможна выработка единого критерия культурного прогресса, что для каждого вида культуры существуют свои критерии прогресса. Третья группа исследователей (А.С. Бушмин, Н.В. Гончаренко, А.И. Арнольдов, А.И. Титаренко) приходит к выводу о том, что наряду с определением специфических критериев возможна и необходима выработка единого, основного, высшего критерия прогресса культуры.Главным критерием культурного прогресса является мера развития сущностных сил человека (объективированных и субъективированных). В процессе культурного развития все более совершенными становятся средства практического и духовного освоения действительности, растет мастерство человека, совершенствуются его умения, навыки, практические способности (технологическая сторона прогресса). Происходит прогрессивное развитие и объективированных сущностных сил человека, прежде всего средств производства. Прогресс здесь очевиден - от примитивных каменных орудий до современных автоматизированных линий, роботов, микропроцессоров, компьютеров. Культурный прогресс включает и гносеологическую сторону. Он связан с обогащением человеческих знаний, со все более углубленным и разносторонним отражением действительности в различных видах духовной культуры (философии, науки, искусства и др.). Развитие гносеологической стороны культурного прогресса в свою очередь создает условия для расширения свободы выбора. По мере исторического развития возрастает свобода выбора во всех сферах общественной деятельности человека: экономической, политической, духовной. Культурный прогресс связан также с развитием и обогащением человеческих потребностей.Кроме главного существуют и специфические критерии культурного прогресса для отдельных видов культуры. Прогресс в искусстве проявляется в том, что в процессе его развития расширяется и углубляется область художественного исследования, возрастает информационное содержание искусства, становятся более совершенными и многообразными художественные средства, возникают новые виды, жанры и направления в искусстве. В качестве примера рассмотрим литературу. Аристотель в "Поэтике" различал три вида литературы: эпос, трагедию и поэзию. А сейчас существует многообразие ее видов и жанров. Многообразие наблюдается даже в рамках одного и того же вида литературы. Из истории литературы мы знаем о существовании таких видов романа, как плутовской, социально-бытовой, психологический, роман-метафора (типа "Чумы" А. Камю), интроспективный, исторический и др. Каждый из них отличается своим содержанием и формой - техникой, стилистикой, композицией. Общепринятым критерием прогресса науки считается накопление, обогащение, рост знаний. Человеческое познание развивается как вглубь, так и вширь. Рост познания находит выражение в таких количественных показателях, как объем научных знаний, число ученых, количество книг и журналов, научных учреждений и лабораторий. Происходит ускорение научного прогресса. За каждые 10 - 15 лет удваивается объем научной информации. Важным критерием прогресса науки является возникновение новых направлений познания и рост числа научных дисциплин. Этот показатель свидетельствует о том, что расширяется сфера научных исследований и область практического применения науки. Критерием прогресса науки, как и других видов культуры, следует также считать степень распространения научных знаний. Передача знаний происходит в процессе обучения, обмена информации между странами. Науке подчинена и такая область культурной жизни, как образование, просвещение.Критерии прогресса образования вытекают из критериев прогресса науки. К ним можно отнести количество школ и университетов по сравнению с предшествующим периодом, число учащихся школ и студентов, количество и качество подготовки педагогических кадров; число книг, библиотек и лабораторий, имеющихся в распоряжении учащихся и студентов; доступность образования.Противники идеи прогресса часто аппелируют к сфере морали. Однако и в этой сфере можно говорить о прогрессе. Прогресс в сфере морали проявляется в том, что в процессе ее исторического развития происходит обогащение мотивов поведения, возрастает свобода выбора, расширяется диапазон возможных форм поведения, происходит вытеснение элементов принуждения в морали, равноправие распространяется на все больший круг лиц, возрастает мера осознанного, духовно мотивированного в нравственном поведении.Таким образом, критериями культурного прогресса являются количество и качество материальных и духовных благ, производимых определенной общественной системой, а также доступность этих благ для членов данного общества и степень их участия в культурном творчестве. Культурный уровень развития общества определяется комплексом факторов:

1. Характером производства духовных ценностей, степенью участия людей в культурном творчестве.

2. Содержанием тех духовных ценностей, которые создаются в данном обществе, полнотой и разнообразием культурной жизни, характером идей, господствующих в обществе, состоянием науки и искусства.

3. Системой распределения духовных ценностей, состоянием образования, степенью демократичности культурных ценностей, равномерностью их распределения по территории страны.

4. Характером процесса потребления духовных ценностей, уровнем культурного развития различных слоев общества, содержанием и направленностью их духовных запросов, разносторонностью их духовных потребностей.

Таким образом, критерии культурного прогресса включают в себя как богатство содержания духовных ценностей, так и всю систему их производства, обмена, распределения и потребления.



Информация о работе Культурогенез