Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:31, реферат
Цель данной работы – рассмотреть предпосылки теории культурно-исторических типов, а также дать ее определение, привести основные положения данной теории, рассмотреть жизненный цикл культурно-исторических типов, который включает в себя четыре этапа:
♦ подготовительный — смешение племен в единый народ, формирование его языка и других особенностей, составляющих его самобытность;
♦ складывание государства, обеспечивающего политическое и культурное единство, создающего условия для развития творческой силы;
♦ период расцвета — реализация накопленного потенциала в произведениях искусства, науки, философии, в развитии гражданских и политических учреждений, техники и экономики;
♦ застой жизни — «апатия» культуры.
ГОУ ВПО
"СЫКТЫВКАРСКИЙ
Кафедра
философии и культурологи
Контрольная
работа по курсу культурологии
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ
ВОЗЗРЕНИЯ Н. Я. ДАНИЛЕВСКОГО
Выполнил: Потапенко А.И.
студент
группы (№) 417
Проверил: Дудар Т.Е.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Разнообразие
культур — очевидный
Попытки создания теоретической концепции, которая раскрыла бы закономерности культурно-исторического процесса, предпринимались многими философами и учеными. Одним из них был выдающийся русский ученый Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – видный представитель славянофильческого течения в русской общественной мысли XIX века. Известный русский публицист и социолог, автор книги «Россия и Европа» (1869), являющейся его главным трудом, в котором он изложил свои культурологические воззрения. В этом научном труде автор отвергает взгляд на европейскую (германо-романскую) цивилизацию как наивысшую и обязательную форму, которую должна принять культура всех народов Земли. История человечества знает и другие цивилизации, которые возникали, существовали и развивались самостоятельно и независимо от нее. Николай Яковлевич Данилевский разработал концепцию обособленных, локальных «культурно-исторических типов», или цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. В настоящее время Н.Я. Данилевский признан основателем теории локальных цивилизаций, поскольку он был первым учёным, сформулировавшим её основные положения, опередив почти на полвека О. Шпенглера.
Для более легкого восприятия данной работы ниже приведены определения терминов, которые встречаются в тексте контрольной работы:
Европоцентризм — культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации.
Культура
(от лат. cultura — возделывание, воспитание,
образование, развитие, почитание) — совокупность
искусственных порядков и объектов, созданных
людьми в дополнение к природным, заученных
форм человеческого поведения и деятельности,
обретенных знаний, образов самопознания
и символических обозначений окружающего
мира.
Прогресс — движение человечества не в одном направлении, а в разных направлениях исторической деятельности.
Цивилизация — а) Идеальное состояние человеческой культуры, характеризующееся полным отсутствием варварства и нерационального поведения, оптимальным использованием физических, культурных, духовных и человеческих ресурсов, а также полноценное устроение индивида в обществе; б) Особое состояние или стадия человеческого продвижения к цивилизации, т.е. либо культура, присущая определенному месту и времени [средневековая культура], либо ступень культурного развития, отмеченная изобретением письменности и хранением письменных записей, а также ступень, отмеченная урбанизацией, совершенствованием технологий (в сельском хозяйстве и промышленности), ростом населения и усложнением социальной организации [современная цивилизация].
Цель данной работы – рассмотреть предпосылки теории культурно-исторических типов, а также дать ее определение, привести основные положения данной теории, рассмотреть жизненный цикл культурно-исторических типов, который включает в себя четыре этапа:
♦ подготовительный — смешение племен в единый народ, формирование его языка и других особенностей, составляющих его самобытность;
♦ складывание государства, обеспечивающего политическое и культурное единство, создающего условия для развития творческой силы;
♦ период расцвета — реализация накопленного потенциала в произведениях искусства, науки, философии, в развитии гражданских и политических учреждений, техники и экономики;
♦ застой жизни — «апатия» культуры.
Николай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября (по старому стилю) 1822 г. в селе Оберец Орловской губернии Ливенского уезда, в родовом имении матери Дарьи Ивановны Данилевской. Отец Н.Я.Данилевского, Яков Иванович, был армейским офицером, командовал гусарским полком, впоследствии в звании генерал-майора командовал бригадой. В 1837 году Н.Я.Данилевский поступил в императорский Царскосельский лицей, где обучался за счет родителей. Окончив лицей в декабре 1842 г. Н.Я.Данилевский принял, видимо, давно обдумывавшееся решение посвятить себя изучению естественных наук, к которым он, по собственному признанию, «с самого детства чувствовал непреодолимую склонность», которая «с новою силою возбудилась», когда Н.Я.Данилевский проходил в лицее относительно краткий курс естественных наук. Видимо, ранний, с детского возраста, интерес Н.Я.Данилевского к естественным наукам формировался не без влияния отца, который «всегда любил науку и литературу, и даже сам писал комедии, оставшиеся в рукописи». П.П.Семенов отмечает, что в лицее в своем классе Н.Я.Данилевский был «самым талантливым и самым разносторонне образованным из лицейских воспитанников». Как выпускник лицея Н.Я.Данилевский записался на службу в канцелярию Военного министерства, однако должности никакой не занял. Окончив полный курс лицея, в котором преподавание естественных наук, с точки зрения Н.Я.Данилевского, было недостаточно полным, и «чувствуя горячее влечение к естественным наукам», он, используя предоставленное выпускникам лицея право, записывается вольным слушателем на физико-математический факультет Петербургского университета, где занимается в течение четырех лет (1843-1847).
Ботанику, которую
избрал Н.Я.Данилевский главным
Материальное положение Н.Я.Данилевского во время обучения в университете было довольно трудным, он не имел никакого состояния. О годах учебы в университете он писал: «Имея лишь малые средства, как для жизни, так и для учебных пособий, необходимых при занятии этими науками (имеются в виду ботаника и зоология), я должен был себе отказать почти во всех удобствах жизни». Некоторую материальную помощь Н.Я.Данилевскому оказывали его родственники, т.к. родители находились «в стесненных обстоятельствах» и не могли присылать ему деньги. Поэтому Н.Я.Данилевский был вынужден добывать средства к существованию главным образом литературным трудом – он писал «обширные» и, по мнению П.П.Семенова, «очень дельные» научные статьи, публиковавшиеся в журнале «Отечественные записки». Находясь в тяжелом материальном положении, Н.Я.Данилевский не полагался на литературный труд как на единственное средство улучшения своего материального положения. Вместе с П.П.Семеновым он составил «обстоятельный проект исследования черноземного пространства России, с определением его границ, физическим и химическим анализом почв и исследованием растительности на всем черноземном пространстве». Весь объем работ предполагалось осуществить за три или более чем за три года. Проект, представленный на рассмотрение в Вольно-экономическое общество, заинтересовал его руководство; авторы были избраны в действительные члены общества, им было дано поручение осуществить разработанный проект исследований. Н.Я.Данилевский отмечал, что успешным исполнением этого поручения он надеялся «проложить себе дорогу в жизни и доставить себе большие средства к продолжению ученых занятий, принести пользу отечеству и честь себе».
Однако летом
1849 года, находясь в Тульской губернии
вместе с П.П.Семеновым и проводя
по поручению Вольно-
Летом 1853 года Н.Я.Данилевский, будучи членом-сотрудником Русского географического общества, в которое вступил вместе с П.П.Семеновым еще в студенческие годы, был избран Советом общества на должность статистика экспедиции. Снаряжением ее занималось Географическое общество совместно с Министерством государственных имуществ с целью исследования состояния рыболовства на Волге и в Каспийском море в техническом, статистическом и историческом отношении. Зимой 1857 года, Н.Я.Данилевский был зачислен “чиновником, состоящим при департаменте сельского хозяйства”, а через год был назначен на должность младшего инженера. В 1858 г. Н.Я.Данилевский был выдвинут на должность начальника экспедиции «для исследования рыболовства в Белом и Ледовитом морях», которая продолжалась три года. Две упомянутые поездки Н.Я.Данилевского были самыми дальними из всех, которые он совершил, во время первой поездки он побывал «в Персии, на южном берегу Каспийского моря», а во время второй он посетил Норвегию. В 1862 г. он ездил на «Псковское и Чудское озера для разъяснения жалоб на правила рыболовства». В 1863 г. началась «самая продолжительная и важная» работа Н.Я.Данилевского по рыболовству – он был назначен «начальником экспедиции для исследования рыболовства в Черном и Азовском морях». Экспедиция продолжалась пять лет. В 1870-1871 гг. Н.Я.Данилевский работал начальником экспедиции «для исследования рыболовства в северо-западных озерах России». В 1872 г. он был командирован в Крым как председатель комиссии «для составления правил о пользовании проточными водами в Крыму», работа комиссии затянулась в результате неблагоприятной политической обстановки, связанной с угрозой войны. Несколько месяцев в 1879 и 1880 гг. Н.Я.Данилевский замещал находящегося в отпуске директора Никитского ботанического сада. В 1880 г. Н.Я.Данилевский открыл филлоксеру в Крыму и руководил проведением мероприятий по борьбе с ней. В 1885 г., находясь в командировке для «изучения причин уменьшения рыболовства на озере Гохте», Н.Я.Данилевский умер от приступа болезни сердца в возрасте 63 лет в г. Тифлисе 7 ноября (по старому стилю).
Н.Я.Данилевский был два раза женат – первый раз в 1852 г. (его жена умерла от холеры в 1853 г.) и в 1861 г., имел пятерых детей.
Наиболее важным
этапом в эволюции социально-философских
воззрений Н.Я.Данилевского явился
его переход с позиций
Вопроса об исторической миссии России (вспомним высказывание о «требованиях народного чувства») Н.Я.Данилевский специально касается в третьей главе книги «Россия и Европа». Русский мыслитель приводит две точки зрения по этому вопросу. Первая – назначение России, которая движется по пути европеизации, продолжать движение в этом направлении, а также выступить в роли носительницы европейского просвещения для среднеевропейских и среднеазиатских народов. Эту точку зрения сформулировала для России Европа, и ее же разделяют русские европейцы. С таким определением исторической миссии России Н.Я.Данилевский решительно не согласен. Стоило ли, восклицает он, «Тысячу лет строиться, обливаясь потом и кровью, и составить государство в восемьдесят миллионов (из коих шестьдесят одного роду и племени, чему, кроме Китая, мир не представлял и не представляет другого примера) для того, чтобы потчевать европейскою цивилизацией пять или шесть миллионов... оборванцев, да, пожалуй, еще два-три миллиона монгольских кочевников...». Кто же, в таком случае, может указать на истинную историческую миссию России? Ответ на этот вопрос, считает Н.Я.Данилевский, надо искать у славянофилов. Проблема, однако, заключается в том, что, по мнению образованных русских, славянофильство представляет собой «мечту», и неверие в возможность возникновения самобытной славянской цивилизации распространено довольно широко. Отсюда вытекает главная задача, которую поставил перед собой русский мыслитель – развеять сомнения относительно возможности создания самобытной славянской цивилизации, превратив «мечту» о создании такой цивилизации в научно обоснованную теорию. На последнем моменте в составе аксиологической установки Н.Я.Данилевского, видимо, следует сделать акцент. Дело в том, что учение Н.Я.Данилевского можно представить как попытку сформировать представление об исторической миссии России. Старая теория «Москва – третий Рим» уже не могла занимать умы образованного русского общества. Теория официальной народности не отличалась научной обоснованностью и являлась скорее совокупностью лозунгов, чем теорией. Славянофильство не представлялось русскому мыслителю научно обоснованной теорией. В этих условиях Н.Я.Данилевский и предпринял попытку реформировать представление об исторической миссии России, отведя ей важнейшую роль в создании всеславянского союза и славянского культурно-исторического типа и не отказываясь от указания на религиозную миссию России.
Информация о работе Культурологические воззрения Н. Я. Данилевского