Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 08:47, реферат
Культурология или теория культуры - это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология система знаний о сущности закономерностях существования и развития человеческом значении и способах постижения культуры.
• Предмет, метод и цели культурологического исследования 4
• Понятие культуры и ее место в жизни общества 5
• От обыденных представлений к теоретическому пониманию культуры 7
o От античного к средневековому взгляду на культуру 7
o Культура и культ в понимании христианских богословов 8
o Культура с точки зрения Возрождения и Просвещения 9
• Формирование культурологии как науки 10
• Общая классификация подходов в культурологии 11
• Современная культурология: на стыке методологий 12
• Список использованной литературы 14
Современная культурология: на стыке методологий
Культурологические
концепции ХХ века
сложны для классификации
именно потому, что
они чаще всего
находятся на стыке
разных подходов, на
границе ясно выраженных
трактовок культуры.
Возьмем точку зрения
известного антрополога,
исследователя культуры
племен Новой Гвинеи
Бронислава Каспера
Малиновского (1884-1942),
который ввел в культурологию принцип
функционализма. В трактовке Б. Малиновского
любая культура - это целостная система,
состоящая из набора элементов, которые,
в свою очередь, связаны отношениями функциональной
взаимозависимости. Указанный принцип
функционализма, безусловно, уходит своими
истоками к позитивно-научному мышлению.
Ведь как раз у позитивно мыслящих ученых
устройство культуры подобно организации
всякого живого организма, и даже технической
системе.
Но в то же время Б. Малиновский стремился
доказать, что различные культуры никак
не связаны между собой, а потому бессмысленно,
подобно этнографам, располагать их в
качестве ступеней в культурно-историческом
развитии. Таким образом, отрицая единство
культур и культурно-исторический прогресс,
этот исследователь сближается с теми,
кто, подобно О. Шпенглеру, отрицает взаимосвязь
культур в пространстве и во времени. И
то же можно сказать о русском ученом Н.
Я. Данилевском, который в свое время настаивал
на научном подходе к культуре, но, тем
не менее, предполагал изначальную разобщенность
культурных организмов, что больше свойственно
неклассически мыслящим культурологам.
Своеобразный синтез позитивно-научной
и неклассической позиций в культурологии
предложил французский исследователь
Клод Леви-Строс (р. 1908), который, подобно
другим этнологам ХХ века, занимался исследованием
жизни и сознания дикарей, сохранивших
свои традиции вплоть до ХХ века. Своей
задачей К.Леви-Строс, возглавлявший в
свое время Антропологический музей в
Париже и служивший профессором в Коллеж
де Франс, считал изучение перехода от
природы к культуре. При этом Леви-Строс
разработал своеобразную структурную
антропологию, методологическая суть
которой как раз в сочетании элементов
позитивнонаучного и неклассического
подходов к культуре.
Леви-Строс считал, что объективная точка
зрения науки, предполагающая изучение
культуры извне, и точка зрения той философии,
которая стремится изучать культуру только
субъективно и изнутри, вовсе не противостоят
друг другу. В отличие от того, что утверждал,
к примеру, В.Дильтей, Леви-Строс считал,
что возможно реально совместить точку
зрения внешнего наблюдателя и внутреннего
"вживания" в культуру. Указанную
методологию исследования культуры он
практиковал, изучая мифы американских
индейцев. Трактовка первобытного мифа,
предложенная Леви-Стросом, считается
значимой в соответствующей области науки.
Что касается метода исследования культуры,
то здесь Леви-Строс не добился серьёзной
поддержки у своих коллег.
Необходимо уточнить характеристику методологического
многообразия в современной культурологии.
Это многообразие до определенного времени
было скрыто от отечественной науки в
силу известных идеологических причин.
Но не будет преувеличением сказать, что
в 70-е годы XX века в советской науке наступил культурологический
бум, связанный с освоением новейших
западных разработок в этой области. Второй
культурологический бум в нашей стране
наступил в начале 90-х годов и определялся
уже не внутринаучными, а политическими
причинами. С падением Советской власти
утратила былой авторитет и её идеологическая
основа - марксистское обществоведение.
И вместо истории КПСС, марксистско-ленинской
философии и научного коммунизма у нас
появились культурология, политология,
социология и другие новые науки, которые
давно преподавались в западных учебных
заведениях.
Список использованной литературы
1. Есин А.Б. Литературоведение. Культурология. Избранные труды. Издательство «Флинта», 2002 г.
2. Каверин Б.И. Культурология. Учебное пособие. М., Издательство «Юриспруденция», 2001 г.
3. Культурология. Краткий тематический словарь. Издательство «Феникс», 2001 г.
4. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. Издание второе. М., Издательство «Экзамен», 2002 г.
5.
Ревская Н.Е. Культурология.
Конспект лекций. М.,
Издательство «Альфа», 2001
г.