Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:58, реферат
Культурология сравнительно молодая наука. Она возникла в 50-60 годы 20 века. Её основателем считается американский культурантрополог Лесли Уайт. Актуальность появления данной науки сопряжена с современными социокультурными процессами в обществе, формированием единой мировой культуры, кризисными ситуациями, возникающими все чаще в различных уголках планеты, повышением роли глобальных проблем в мировом сообществе. Культурология - это наука о культуре.
1. История культурологии и её структура.
2. Культурология среди других наук.
3. Культура.
4. Структура культуры.
Тема 1. Культурология как наука.
1. История культурологии и её структура.
2. Культурология среди других наук.
3. Культура.
4. Структура культуры.
1. Культурология сравнительно молодая наука. Она возникла в 50-60 годы 20 века. Её основателем считается американский культурантрополог Лесли Уайт. Актуальность появления данной науки сопряжена с современными социокультурными процессами в обществе, формированием единой мировой культуры, кризисными ситуациями, возникающими все чаще в различных уголках планеты, повышением роли глобальных проблем в мировом сообществе. Культурология - это наука о культуре. Современная культурология включает в себя три основных блока: теория культуры, социология культуры и история культуры. Теория культуры предполагает формирование понятийного аппарата, разработку методов исследования, изучение теоретических исследований по культурологии и др. социология культуры занимается изучением социально-культурных процессов, их закономерностей и принципов развития, причин и следствий.
2. Культурология выделилась из системы гуманитарного знания, поэтому она включает в себя достижения различных наук: истории, социологии, этики, эстетики, антропологии, искусствоведения, лингвистики, археологии, экономики, права, политологии и многих других. Базовыми науками в культурологии считаются теория и философия культуры, история культуры и социология культуры. Культурология пользуется достижениями данных наук, их методами исследования и представляет систему знаний и человеке и человеческом обществе в контексте культуры.
3. Понятие «культура» является центральным в культурологии. Однако в употреблении этого понятия имеется много смыслов и значений. Чтобы разобраться в этом множестве и определить, что представляет собой культура, важно выяснить, как развивались различные представления о ней и что вкладывает в это понятие современная культурология. Слово "культура" появилось в языке очень давно и первоначально встречается в санскрите и затем используется в ведах. Оно переводится как сложное, состоящее из двух корней: КУЛТ (культ) - преклонение, связывание, почитание, обожествление; УР - свет. Таким образом, его можно перевести как - почитание, обожествление Света. Термин «культура» встречается у Цицерона и происходит от латинского culture, производимое от слова colere — взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием. И действительно, одно из значений этого термина — это возделывание, обработка, уход, в первую очередь, возделывание земли и уход за ней и за животными, т. е.
занятие сельским хозяйством. Позднее в термин «культура» начали вкладывать смысл воспитание, обучение, образование, т. е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека. Культурный человек — это воспитанный и образованный человек. Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «culture juries» — выработка правил поведения, «culture lingual» — совершенствование языка и т. д. Более четкое содержание термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному. В XVIII веке перед идеологами Просвещения остро встала проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели они стали активно использовать термин culture, противопоставляя его слову natura — природа. Таким образом, продолжая античную традицию, идеологи Просвещения с помощью термина «культура» выражали идею культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. В идеологии Просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывалось с просвещением и воспитанием. В идеологии Просвещения термин культура приобрел нравственно-оценочный характер. С точки зрения идеологов Просвещения культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство человека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры. Но, с другой стороны, культура рассматривалась и как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения явлениями культуры следовало признавать не только позитивные достижения человечества, но и отрицательные проявления человеческой активности (религиозные распри, войны, преступность и т. д.). Отмахнуться от этих явлений невозможно. Поэтому в дальнейшем закрепилась расширенная трактовка культуры: Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Она включает в себя не только результат духовной деятельности человека, но
и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. Таким образом, культура включает в себя, по сути дела, все, что создано человеком и характеризует его жизнь в определенных исторических условиях. Такое расширительное содержание понятия культуры делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе. Для современной культурологии характерен более узкий подход к истолкованию содержания понятия «культура». Исходным пунктом такого подхода к культуре является положение, что в культуре воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. Культурные явления искусственны. Они создаются людьми в отличие оттого, что дано природой, образовалось естественным путем без вмешательства человека. Создавая культуру, люди отделяются от природы и строят новую «сверхприродную среду обитания».
4. Морфология культуры. Компоненты
культуры: наука, быт, труд, философия,
религия, искусство, техника.
и т. д. Важная роль в духовной культуре общества принадлежит искусству. Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека воссоздавать окружающую действительность в развитых формах чувственности. Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь. Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в тоже время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом. Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику. Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения: изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (то есть с помощью иласшчыжих и колористических материалов); литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове; музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах); архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность. Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры; есть и внутренние
разновидности, видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия мира. Искусство, как отмечалось ранее, играет важную роль в культуре общества. Однако стержневой основой духовной культуры, а значит и любой национальной культуры, выступает религия в силу тех социокультурных функций, которые она выполняет в жизни каждого человека и сообщества. Одной из таких важнейших функций является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовно-практического освоения мира осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Религиозное сттняе,, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир — человек» дополнительное опосредующее образование — сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия. Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а, прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жнзни. Именно поэтому мировоззренческая функция религии называется смыслополагающей, или функцией «значений». По определению американского социолога религии Р. Беллы «религия есть символическая система для восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные значения». Человек становится слабым, беспомощным, пребывает в растерянности, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, 410 с ним происходит Напротив, знание человека, зачем он живег, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно встретить смерть, так как эти страдания,, смерть наполнены для религиозного человека определенным смыслом. С мировоззренческой функцией религии тесно связана легитимизирующая (узаконивающая) функция. Теоретическое обоснование этой функции религии осуществил крупнейший американский социолог Т. Парсонс. По его мнению, социокультурное сообщество не способно существовать, если не обеспечено определенное ограничение действий его членов, постановка их в определенные рамки (лимитирование), соблюдение определенных узаконенных образцов поведения и следование им. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же осуществляет легитимизацию, т. е.
обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка.