Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 19:10, статья
Культурология, если она претендует на роль научной дисциплины и собственный предмет исследования, с неизбежностью обращается к “археологии культуры”, выявляет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, “код” культурного развития. Эта работа осуществляется на трех уровнях: сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вербальной, символической оболоч кой; обновление культуры, институты обновлени знания, новационные воздействия на “код” культуры; трансляция культуры — опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума. Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика, экономика и т. д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятельности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры {элитарной культуры), и предполагает постановку и концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
Культурология,
если она претендует на роль научной дисциплины
и собственный предмет исследования, с
неизбежностью обращается к “археологии
культуры”, выявляет ее генезис, функционирование
и развитие, раскрывает способы культурного
наследования и устойчивости, “код” культурного
развития. Эта работа осуществляется на
трех уровнях: сохранение культуры, ее
базисных оснований, скрывающихся за вербальной,
символической оболоч кой; обновление
культуры, институты обновлени знания,
новационные воздействия на “код” культуры;
трансляция культуры — опредмеченный
мир культуры как мир социализации индивидуума.
Все три уровня, характеризуя культуру
в широком спектре ее формообразований
(наука, техника, искусство, религия, философия,
политика, экономика и т. д.), в то же время
позволяют выявить структуру, образ деятельности,
целостность культуры, что не может сводиться
к описанию достижений культуры {элитарной
культуры), и предполагает постановку
и концептуальное решение проблемы воссоздания
такой целостности.
Все эти соображения дают возможность
сделать некоторые выводы о предмете и
задаче К. как научной дисциплины. Ее предметом
выступает генезис, функционирование
и развитие культуры как специфически-человеческого
способа жизни, который раскрывает себя
исторически как процесс культурного
наследования, внешне сходного, но все
же отличного от существующего в мире
живой природы. Задача К. — построить “генетику”
культуры, которая бы не только объяснила
историко-культурный процесс (в мировом
и национальном масштабах), но могла бы
прогнозировать его и, в перспективе, управлять
им.
Разумеется, такое
понимание предмета, задач и программы
культурологических исследований требует
вовлечения в научный оборот обширного,
разностороннего материала из всех
областей и сфер социального творчества,
однако главным полем исследования
в этой синтетической области
знания должен стать образ мысли,
образ жизни, образ деятельности
“рядовых” субъектов истории. Палеоантропологическая
реконструкция — наряду с дешифровкой
знаковых систем, т. е. семиотическим
анализом, — поэтому есть и метод,
и содержание К. как теоретической
дисциплины, не сводимой к иллюстративности
и описательству и
Сказанное позволяет охарактеризовать
взаимодействие элементов К. как системы
знания. Прежде всего нужно отметить, что
К., выделяясь из философии, выступает
как стиль философствования и связь с
ней воплощается в философии культуры.
Как бы ни рассматривалась сама философия
(сциентистски или мировоззренчески),
философия культуры является методологией
К. как самостоятельной научной дисциплины
и обеспечивает выбор ее познавательных
ориентиров, дает возможности различной
трактовки природы культуры. Если философия
культуры нацелена на ее понимание как
целого (всеобщее), то К. рассматривает
культуру в ее конкретных формах (особенное),
с опорой на определенный материл. То есть
в К. как научной дисциплине по сравнению
с философией культуры акценты смещены
на объяснение ее конкретных форм с помощью
теорий так называемого среднего уровня,
основанных на исторической фактологии.
А философия выполняет методологическую
функцию, определяет общие познавательные
ориентации культурологических исследований.
Г. В. Драч