Культурология, как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:44, реферат

Описание

Понятие о культуре возникло еще в античности. Оно обозначало состояние (качество) общества и личности противоположное варварскому. Само слово "культура" переводится с латыни как "возделывание", "обработка" и первоначально служило для характеристики земледелия, т. е. уровня развития производства. Постепенно его значение расширялось.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по Культурологий.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)
  1. НТР и судьба культуры.
 

     В изучении культуры также  необходимо учитывать ряд факторов  современного мира — ускоренное развитие техники, транспорта и связи, угроза разрушения окружающей среды и истощения природных ресурсов, возрастающая взаимозависимость и взаимосвязанность всех стран и др. Все эти факторы приводят к тому, что собственно культурное сотрудничество превращается в фундаментальную необходимость выживания человечества. По мнению бывшего Генерального директора ЮНЕСКО Фредерика Сарагосы, “установление подлинного культурного плюрализма — единственный путь, позволяющий противостоять растущему единообразию, которое несет в себе экспансия технической цивилизации”. Этот путь должен рассматриваться как фактор мирового равновесия и творчества. Международное сотрудничество, обеспечивающее сближение людей и идей, расширение взаимопонимания и солидарности, параллельно способствует укреплению культурного аспекта развития, представляющего цель всякого развития. Одна из решающих трудностей западного общества — это значительное отставание развития человеческих эмоций от умственного развития человека. Человеческий мозг живет в XX в., а сердце большинства людей — все еще в каменном. Человек в большинстве случаев еще недостаточно созрел, чтобы быть независимым, разумным, объективным. Человек не в силах вынести, что он предоставлен собственным силам, что он должен сам придать смысл своей жизни, а не получить его от какой-то высшей силы, поэтому людям нужны идолы и мифы. Человек подавляет в себе иррациональные страсти — влечение к разрушению, ненависть, зависть и месть, он преклоняется перед властью, деньгами, суверенным государством, нацией; хотя на словах он отдает должное учениям великих духовных вождей человечества — Сократа, Иисуса, пророков, Будды, — он превратил эти учения в клубок суеверий и идолопоклонства. В связи с этим известный западный психолог Э. Фромм ставит вопрос: “Как же человечество может спастись от самоуничтожения в этом конфликте между преждевременной интеллектуально-технической зрелостью и эмоциональной отсталостью?” Ответ здесь один: необходимо все большее понимание важнейших фактов социального бытия, необходимо осознание, которое может предохранить человечество от непоправимых безумств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

    Сегодня мы являемся живыми свидетелями того, как современная цивилизация стремительно  преображает окружающую среду, социальные институты, быт миллионов людей. При этом культура выступает как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник нововведений в обществе. Вот почему сегодня растет стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, найти возможности ее дальнейшей активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно обнаружить новые неистощимые  импульсы, способные оказать воздействие на исторический процесс, обращать его во благо людям. Это объясняет появление обостренного интереса современной науки и философии к культуре как к фактору социального развития. Ведь именно духовные черты, социо - культурные признаки  конкретного общества, региона мира накладывают заметный отпечаток на социально - историческую динамику. Не случайно многие ученые связывают судьбу мира с постижением всей современной культуры каждой страны, каждого конкретного народа. Вместе с тем радикальность и неотвратимость происходящего в нашу эпоху перемен воспринимается сознанием конкретного человека как нечто чуждое его собственным устремлениям, стихийным субъективным порывам. Возникает разрыв между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества. Человек пытается понять, откуда, вообще говоря, возникают традиции, не имеющие авторства, почему оказываются непредвиденными последствия культурных акций, каков конечный результат современного цивилизационного развития человечества, каковы его место и роль в этом процессе. Необходимость изучения феноменов культуры диктуется и разрушением  экологической среды. Источение озонного слоя над Землей, гибель лесных покровов планеты, загрязнение океанов и рек - эти плоды человеческой деятельности оцениваются как результат губительной культурной практики. И здесь возникают вопросы: "Не враждебна ли культура природе? Есть ли возможность гармонизовать их отношения?". В 1983 г. в Монреале состоялся ХVIII Всемирный философский конгресс, который в известной мере закрепил современную проблематику философии культуры и культурологии. В ходе обсуждения наметилась определенная последовательность проблем, которые в совокупности отражали спектр дисциплины. Что такое культура? Это основной диапазон проблем. Следующая группа вопросов: почему культура, будучи уникальным и относительно целостным феноменом, существует сегодня в столь значительном многообразии? Последующее размышление подводило к вопросу: как должен вести себя человек в этой ситуации разнообразия культур? Должен ли он обрести собственную нишу или обязан выйти в беспредельный космос культурных миров? В современную эпоху наметились важные тенденции к взаимопониманию культур. Культуры давно перестали быть герметически закрытыми ареалами. Но культурологам еще многое предстоит обсудить в познании исторических судеб культур и внести немалый вклад в изучение культурологии, как сложной и многоплановой науки. 
 

  1. Список  используемой литературы:
 
    1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Философия неравенства.     – М., 1990.

       

    1. Баллер Э.А. Преемственность в развитии   культуры. – М., 1969
 
    1. Бромлей Ю.В.  Очерки теории этноса. – М., 1083.
 
    1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1069

 

    1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.   М. 1991
 
    1. Философский словарь. – М., 1991
 
    1. Культурология. История мировой культуры М.: Культура и спорт. 1995.

Информация о работе Культурология, как наука