Культурология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 06:59, контрольная работа

Описание

Постмодернизм представляет собой широкое общественное течение, распространившееся в различных областях культуры, философии, литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре.
Постмодернизм практикует открытый ретроспективизм, эклектическое обращение к традиционным художественным формам; сопоставляя их необычным способом, он создает своеобразную театрализованную эстетическую среду, в которую нередко вводятся элементы иронии и гротеска.

В культуре постмодернизма наиболее отчетливо обрисовалась давняя дилемма историко-культурного развития – выделение элитарного и массового сознания и их опредмечивание в особых формах деятельности. Для современной культуры является характерной неопределенность социальной принадлежности, мерцание систем ценностей. В связи с этим некоторые теоретики постмодернизма полагают, что массовое сознание и его ценностные ориентации растворяют в себе элитарное сознание, нивелируют художественные и культурные ценности.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………....3

2. Массовая культура и модернизм………………………………………….3

3. Истоки постмодернизма в культуре и искусстве. Особенность культуры

Постмодерна…………………………………………………………………...4

4. Постмодернизм и массовая культура……………………………………...5

5. Постмодернизм в архитектуре……………………………………………..6

6. Постмодернизм и кино……………………………………………………..8

7. Заключение…………………………………………………………………9

8. Список литературы………………………………………………………..11

Работа состоит из  1 файл

куль1 2.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

                 Министерство образования  и науки РФ 

                 Федеральное агентство  по образованию

           Государственное образовательное  учреждение высшего 

               профессионального образования

Российский  государственный торгово-экономический  университет (РГТЭУ)

                     Кемеровский институт (филиал)                                                                               

                     Факультет заочного обучения  
 
 
 
 

                                        КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

                                 ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

                      
 
 
 
 
 

                        Тема: Постмодернизм в культуре и искусстве 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 1-го курса                                 Проверила: доцент

факультета финансы  и кредит                                       кафедры социально-                                                             группы СФз-081                                                              экономической                                                                                     Злобина Д.Д.        истории

                                                Носикова Г.П.    
 
 
 

            Г. Кемерово 2009 

                                         СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

    1. Введение…………………………………………………………………....3

    2.  Массовая культура и модернизм………………………………………….3

    3.  Истоки постмодернизма в культуре и искусстве. Особенность культуры                           

    Постмодерна…………………………………………………………………...4

    4. Постмодернизм и массовая культура……………………………………...5

    5. Постмодернизм в архитектуре……………………………………………..6

    6. Постмодернизм и кино……………………………………………………..8

      7.  Заключение…………………………………………………………………9

     8.  Список литературы………………………………………………………..11  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               ВВЕДЕНИЕ 
 

    Постмодернизм представляет собой широкое общественное течение, распространившееся в различных областях культуры, философии, литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре.  
    Постмодернизм практикует открытый ретроспективизм, эклектическое обращение к традиционным художественным формам; сопоставляя их необычным способом, он создает своеобразную театрализованную эстетическую среду, в которую нередко вводятся элементы иронии и гротеска.

    В культуре постмодернизма наиболее отчетливо обрисовалась давняя дилемма историко-культурного развития – выделение элитарного и массового  сознания и их опредмечивание в особых формах деятельности. Для современной культуры является характерной неопределенность социальной принадлежности, мерцание систем ценностей. В связи с этим некоторые теоретики постмодернизма полагают, что массовое сознание и его ценностные ориентации растворяют в себе элитарное сознание, нивелируют художественные и культурные ценности.

    Многие существенные черты постмодернистской культуры зримо представлены в искусстве  постмодернизма. Можно выделить две  основные тенденции в этом искусстве. Первая – это компромисс с массовым искусством, противостояние модернизму и авангарду с его экспериментированием. Провозглашается культ эклектизма, смешение всех форм, стилей, манер с приемами коллажа, цитирования, повторения. Постмодернизм часто сочетается с китчем. Как правило, произведение постмодернистского искусства имеют красивый вид, они приятны для зрения и слуха. Вторая тенденция постмодернистского искусства связана со стремлением преодолеть модернизм и авангард с помощью иронии, пародии и гротеска. Под каждое изображение подкладывается другое изображение и так же текст. Здесь также широко используется цитирование, коллажи, заимствования и др. Эстетика гармонии сменяется эстетикой шока.    

    2. Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения «массовой культуры». Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение «массовой культуры» с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры. Буржуазная «массовая культура» впервые сформировалась в США. С одной стороны это демократизировало сферу культуры, с другой стороны, способствовало проникновению в эту сферу коммерческих, политических интересов, погони за прибылью. 
    Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством. Модернизм – это общее название направлений в искусстве и литературе 20в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов, разрыв с реализмом и одна из форм приспособления религии к новым условиям ее существования. Если «массовая культура» обращена к народу, то модернизм, напротив, апеллирует к вкусам элиты, опирается на различные направления авангардистского искусства. Если модернизм стремится к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской аудитории. Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ веке не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократии направления авангардистского искусства.

    3. Постмодернизм означает то, что после «модерна» или современности. Но понятие «современность» не имеет строгого общепризнанного определения. Постмодернизм как интеллектуальное течение сформировался в стабильную постиндустриальную эпоху в условиях отсутствии по сравнению со всеми предыдущими периодами фундаментальных социально-экономических проблем и исторических вызовов. И неудивительно, что в обществе, лишенных определенных целей и задач, возникла философия и, что после 11 сентября 2001 г. постмодернизм довольно быстро практически сошел на нет. Исток «современности» усматривают то в рационализме Нового времени, то в Просвещении с его верой в прогресс и опорой на научное знание, то в литературных экспериментах второй половины 19в., то в авангарде 10 – 20-х гг. 20в. – соответственно ведется и отсчет «постсовременности». Генеалогия термина «постмодерн» восходит к 1917г. Впервые его употребил немецкий философ Рудольф Панвиц в работе «Кризис европейской культуры». Речь шла о новом человеке, призванном преодолеть упадок. Если отвлечься от дальнейших спорадических употреблений термина, то следующей вехой, непосредственно ведущей к современным спорам, была литературоведческая дискуссия 60-х г. в США. Первоначально в ходе ее «постмодерн» указывал на кризисное состояние авангардистской литературы. Затем, однако, в термин вложили положительный смысл, обозначив им надежды на преодоление кризиса, в частности, разрыва между элитарной и массовой культурой. Этот термин все чаще применяется для характеристики новаций в литературе и искусстве, а также трансформаций в социально-экономической, технологической и социально-политической сфере. Статус понятия постмодернизм получает в 80-е гг. – прежде всего, благодаря работам Лиотара, распространившего дискуссию о постмодернизме на область философии. Философии постмодернизма как таковой не существует – не только по причине отсутствия единства взглядов между относимыми к постмодернизму мыслителями, но и, главным образом, по той причине, что постмодернизм в философии возник как раз из радикального сомнения в возможности последней как мировоззренческого, теоретического и жанрового единства. Уместно вести речь не о «философии постмодернизма», а о «ситуации постмодернизма» в философии, сопоставимой с «ситуацией постмодернизма» в культуре вообще.

    4. В культуро-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда. Однако в отличие от авангарда, ряд течений которого не порывал с характерным для классики дидактически-профетическим пониманием искусства, постмодернизм полностью стирает грань между самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания – и между «научным» и «обыденном» сознанием, «высоким искусством» и «массовой культурой». Постмодернизм окончательно зацепляет переход от «произведения» к «конструкции», от искусства как деятельности по созданию произведений к деятельности по поводу этой деятельности. Постмодернизм в этой связи есть реакция на изменения место культуры в обществе. Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения «частоты» такого феномена, как искусство. Условием его возможности выступает изначальное смыслопорождение, восходящее к созидающему началу, оригинальному творческому деянию. Если эти условия нарушены – а именно это происходит в постиндустриальном обществе его бесконечными возможностями технического воспроизведения – то существование искусства в его прежних классических или модернистских формах оказывается под вопросом. Другой стороной изменения статуса культуры является то, что сегодняшний художник никогда не имеет дело с чистым материалом – последний всегда тем или иным образом культурно освоен. Его произведение никогда не являются первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другие произведения, а значит, как совокупность цитат. Постмодернизм сознательно переориентирует эстетическую активность с творчества на компиляцию и цитирование,  с создания оригинальных произведений на коллаж. При этом стратегия постмодернизма состоит не в утверждении деструкции противовес творчеству, манипуляции и игры с цитатами – серьезному созиданию, а в дистанцировании от самих оппозиций «разрушение – созидание», «серьезность – игра». Приметой выражаемой культурной ситуации становятся кавычки, то и дело расставляемые как указание на небезусловность любых сигнификаций. Постмодернизм обязан своей популярностью не столько авторам, действительно инспирировавшим соответствующий сдвиг в культуре, сколько лавинообразной критической литературе, сформировавшей нечто вроде идеологии постмодернизма.

    5. Во второй половине 20в. Новаторский дух модернизма и интернационального стиля себя исчерпал. Городская среда стала дискомфортной в связи с дешевой застройкой домами, выдержанными в духе чистого рационального функционализма, создающими ощущение уныния, монотонности и однообразия. В архитектуре постмодернизм сформировался в США теоретически во второй половине 60-х гг., а в практике строительства к концу 70-х, объединив различных по творческим принципам и почерку мастеров. Объединившей их базой стало резкое отрицание современного движения в качестве художественной системы, и в качестве творческой идеологии, претендующей на жизнестроительную общественно - преобразующую роль архитектуры. Зарождение постмодернизма именно в архитектуре США произошло не случайно. В отличие от европейского зодчества архитектура США не знала 10-20-летнего "антракта историзма". Наоборот, благодаря эмиграции в США в годы тотализма основателей и ведущих мастеров модернизма его развитие здесь оказалось непрерывным и достигло апогея - "интернационального стиля" в 1950-е гг. Соответственно основные принципы архитектуры постмодернизма сформировались, как антитеза модернизму.  
    В градостроительстве постмодернизм исповедует отказ от свободной и отдаёт предпочтение регулярной, преимущественно симметричной системе застройки, а также тщательному, учёту особенностей существующей конкретной городской среды.  
    В области архитектурных форм постмодернизму присуще возрождение исторических архитектурных систем и декора всех видов (декоративная кладка, облицовка, рельеф, орнаментика, росписи и пр.), обращение к выразительности стенового массива с отказом от нарушающих его ленточных окон, возрождение активного силуэта зданий (завершение щипцами, фронтонами, мансардами) с отказом от плоских крыш. Соответственно возрождаемым историческим формам восстанавливаются принципы исторического построения композиции - симметрия, пропорциональность, перспектива.  
    Архитектурная разработка поверхности стен диаметрально противоположна у мастеров функционализма и постмодерна. У первых, например, стена многоэтажного дома с проёмами членится по высоте совершенно одинаково и завершается парапетом плоской крыши, а торцевая стена (обычно глухая) - хранит девственную чистоту и однородность фактуры. У вторых - разнообразие форм и размеров проёмов не только по протяжённости, но и по высоте стены, завершаемой обычно разнообразными (треугольными, лучковыми, трапециевидными) фронтонами или щипцами. Очень разнообразна разработка поверхности глухих участков стен, на которых сочетают различные фактуры, цвет, рельеф и пр.  
    В 70-е годы в США, как реакция на это, появились огромные здания, по своим масштабам превосходящие стеклянные небоскребы в стиле Мис ван дер Роэ. Их масштаб никак не соотносился с человеческим телом, и был больше похожим на какой-то космический уровень. Гладкая стеклянная поверхность зданий не имела поэтажного горизонтального членения, выявленного снаружи, как это было в небоскребах Миса, а всем своим «телом» отражала небо и окружающее пространство, вступая с ним в иррациональное взаимодействие.                                                           Подобное здание Тихоокеанского центра дизайна в Лос-Анжелесе, построенное Цезарем Пели в 1971-1976 годах, стоит совершенно вне городского контекста и устанавливает свои собственные стандарты масштаба. Это огромное здание из голубого стекла местные жители называют «голубым китом». Оно стоит среди хаоса безликого окружения как антимонумент и, несмотря на свои гигантские размеры, производит впечатление выброшенного на мель морского чудовища с блестящей мокрой голубой кожей, которое непонятным образом попало в человеческий мир. Когда надоедают формалистические холодные постройки «белого модернизма», скупые формы «минимальной архитектуры» функционализма, культ техники и конструкций «хай-тек», некоторые архитекторы делают попытку изменить формальный язык архитектуры, вернув в него формы из прошлых веков, исключенные из практики орнамент, цвет и прочие «лишние» элементы. Но было бы неверно ограничивать суть нового движения одним лишь ностальгическим обращением к историческим формами прошлого, хотя оно сыграло большую роль в сложении нового стиля, названного его теоретиками постмодернизмом. Главное, что попытались архитекторы постмодернизма вернуть в архитектуру, это изгнанную из нее много десятилетий назад образность, делающую ее не просто процессом создания пространственных структур, а видом искусства.        Архитекторы постмодернизма попытались внести в архитектуру еще и другие законы, кроме функционального соответствия и максимального упрощения основных форм – выдумку, фантазию, театральное игровое начало, сложные образные ассоциации. Еще одно качество, которое отличает архитектуру постмодернизма, особенно в европейских странах – это осознанное желание увязать новые постройки с историческим окружением, не испортив его новыми включениями, почувствовать городской контекст будущих построек. Обращение к историческим формам в постмодернизме никогда не носит характера прямого цитирования, вместо этого появляется игра в намеки на прообразы, зашифрованная символика и сложные ассоциации.              В этом смысле характерным примером может служить вызвавшая сенсацию в 1977 году постройка Чарльза Мура – Пьяцца д’Италиа в Новом Орлеане, месте, избранном итальянской общиной города для проведения своих фестивалей. Желание заказчиков – создать материальное воплощение ностальгии – архитектор выполнил в форме гротеска, создав коллаж из классических европейских архитектурных мотивов, который располагается вокруг громадной каменной карты Италии. Сама постановка задачи здесь предопределила и сделала оправданным использование эклектичных форм ради создания художественного образа –ассоциации. Другим примером постмодернистского непрямолинейного трактования форм и образов архитектуры прошлого может служить проект здания Американской телеграфно-телефонной кампании (АТТ) в Нью-Йорке, выполненный знаменитым американским архитектором Филиппом Джонсоном в 1978 году, работавшим раньше в интернациональном стиле вместе с Мисом.

    6. Термин «постмодернизм» обозначает не какое-то узкое ограниченное художественное направление или стиль, но определенную культурную доминанту современного общества, поэтому можно говорить лишь о том, как постмодернистское мировосприятие, постмодернистский менталитет находят отражение в самом подходе к созданию фильма. Постмодернизм, имея своей основой, переосмысление роли языка в познавательной и художественной деятельности, противоположно к нему подходят. Модернизм, разоблачая условный характер общепринятого языка как всего лишь сумму приемов, хочет дойти до смысла с помощью какого-то другого, более адекватного языка, а то и напрямую, интуитивно. Постмодернизм же, исходя из тех же посылок, объявляет о принципиальной невозможности обретения смысла и замыкается на стилизованном воспроизведении самых разных, но равно условных языков. В применении к кинематографу это означает, что если изначальный эффект достоверности фотографического воспроизведения реальности перевешивает условности монтажа и жанра, язык кино воспринимается как адекватный и прозрачный. Постмодернизм отказывается от какой-либо идеологии и ценностной иерархии, вслед за деконструкцией производит обратную реконструкцию кинематографического языка. Если в 60-е – начале 70-х годов «авторский» кинематограф переосмысливал мифы и стереотипы традиционных жанров, например, вестерна («Маккейб и миссис Миллер» Р. Копполы), гангстерского фильма («Крестный отец» Ф. Копполы), то со временем акцент переносится с «человеческого» содержания фильма, его психологической достоверности на его формальные элементы, на «текст» как таковой. Уже в «Клубе «Коттон» того же Копполы гораздо важнее его формальная выстроенность, нежели содержательный элемент. Появившиеся на рубеже 70-80-х годов всевозможные «космические фантазии» и авантюрные эпопеи построены лишь на интересе к формальному повествованию и к трюкам, причем часто и то и другое продается в пародийном ключе («Роман с камнем» Р. Земекиса). Стилизаторский и пародийный подход к повествованию вызывает обильное цитирование на другие фильмы, на классику жанра, в результате увеличивается количество новых фильмов на старые сюжеты (римейков). В криминальном жанре, в триллерах почти напрочь исчезает моральная оценка героев, поскольку они изначально заданы в пародийной перспективе, однако не настолько, чтобы не создавать напряжение («Настоящая любовь» Т. Скотта, «Криминальное чтиво» К. Тарантинно). Поскольку для постмодернизма иерархия смыслов и ценностей выглядит как проявление авторитаризма, между всеми «текстами» устанавливается равенство, ведущее к «эстетическому популизму», когда элементы «высокой» и «популярной» культуры, стили, жанры и т. д. оказывается в полном смещении. В кинематографе постмодернизм – в отличие от предшествующих направлений в истории кино – не был ни эстетическим течением, ни идеологическим, ни, тем более, тематическим. Соответственно ,нельзя говорить ни о специфической эстетике, постмодернизма, ни о его собственной тематике, и единственным исключением здесь является пункт о фрагментированности мира, который в кино может быть более или менее непосредственно воплощен с помощью рваного калейдоскопического монтажа -  и действительно, во многих постмодернистских картинах применяется именно такой монтаж но это не вполне обязательный и вовсе не специфический эстетический признак течения. По этому постмодернистские произведения в кино сильно отличаются друг от друга по всем параметрам, но, тем не менее, перечисленные свойства задают некие рамки, позволяющие распознать конкретный фильм как постмодернистский.   

Информация о работе Культурология