Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 06:59, контрольная работа
Постмодернизм представляет собой широкое общественное течение, распространившееся в различных областях культуры, философии, литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре.
Постмодернизм практикует открытый ретроспективизм, эклектическое обращение к традиционным художественным формам; сопоставляя их необычным способом, он создает своеобразную театрализованную эстетическую среду, в которую нередко вводятся элементы иронии и гротеска.
В культуре постмодернизма наиболее отчетливо обрисовалась давняя дилемма историко-культурного развития – выделение элитарного и массового сознания и их опредмечивание в особых формах деятельности. Для современной культуры является характерной неопределенность социальной принадлежности, мерцание систем ценностей. В связи с этим некоторые теоретики постмодернизма полагают, что массовое сознание и его ценностные ориентации растворяют в себе элитарное сознание, нивелируют художественные и культурные ценности.
1. Введение…………………………………………………………………....3
2. Массовая культура и модернизм………………………………………….3
3. Истоки постмодернизма в культуре и искусстве. Особенность культуры
Постмодерна…………………………………………………………………...4
4. Постмодернизм и массовая культура……………………………………...5
5. Постмодернизм в архитектуре……………………………………………..6
6. Постмодернизм и кино……………………………………………………..8
7. Заключение…………………………………………………………………9
8. Список литературы………………………………………………………..11
Министерство
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Российский
государственный торгово-
Кемеровск
Факультет заочного
обучения
Тема: Постмодернизм в культуре и искусстве
Выполнила: студентка
1-го курса
факультета финансы
и кредит
Г. Кемерово 2009
1.
Введение…………………………………………………………
2. Массовая культура и модернизм………………………………………….3
3. Истоки постмодернизма в культуре и искусстве. Особенность культуры
Постмодерна…………………………………………………
4. Постмодернизм и массовая культура……………………………………...5
5.
Постмодернизм в архитектуре……………………………………………..
6. Постмодернизм и кино……………………………………………………..8
7.
Заключение……………………………………………………
8. Список литературы……………………………………………………
Постмодернизм
представляет собой широкое общественное
течение, распространившееся в различных
областях культуры, философии, литературе,
музыке, изобразительном искусстве, архитектуре.
Постмодернизм практикует открытый ретроспективизм,
эклектическое обращение к традиционным
художественным формам; сопоставляя их
необычным способом, он создает своеобразную
театрализованную эстетическую среду,
в которую нередко вводятся элементы иронии
и гротеска.
В культуре постмодернизма
наиболее отчетливо обрисовалась давняя
дилемма историко-культурного
Многие существенные
черты постмодернистской
2.
Существуют довольно противоречивые точки
зрения по вопросу о времени возникновения
«массовой культуры». Некоторые считают
ее извечным побочным продуктом культуры
и поэтому обнаруживают ее уже в античную
эпоху. Гораздо больше оснований имеют
попытки связать возникновение «массовой
культуры» с научно-технической революцией,
породившей новые способы производства,
распространения и потребления культуры.
Буржуазная «массовая культура» впервые
сформировалась в США. С одной стороны
это демократизировало сферу культуры,
с другой стороны, способствовало проникновению
в эту сферу коммерческих, политических
интересов, погони за прибылью.
Массовая культура - это культура масс,
культура, предназначенная для потребления
народом; это сознание не народа, а коммерческой
индустрии культуры; она враждебна подлинно
народной культуре. Она не знает традиций,
не имеет национальности, ее вкусы и идеалы
меняются с головокружительной быстротой
в соответствии с потребностями моды.
Массовая культура обращается к широкой
аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам,
претендует на то, чтобы быть народным
искусством. Модернизм – это общее название
направлений в искусстве и литературе
20в., для которых характерны отрицание
традиционных форм и эстетики, опора на
условность стиля, поиск новых эстетических
принципов, разрыв с реализмом и одна из
форм приспособления религии к новым условиям
ее существования. Если «массовая культура»
обращена к народу, то модернизм, напротив,
апеллирует к вкусам элиты, опирается
на различные направления авангардистского
искусства. Если модернизм стремится к
усложненной технике письма, то массовая
культура оперирует предельно простой,
отработанной предшествующей культурой
техникой. Если в модернизме преобладает
установка на новое как основное условие
их существования, то массовая культура
традиционна и консервативна. Она ориентирована
на среднюю языковую семиотическую норму,
на простую прагматику, поскольку она
обращена к огромной читательской, зрительской
аудитории. Можно сказать поэтому, что
массовая культура возникла в ХХ веке
не только благодаря развитию техники,
приведшему к такому огромному количеству
источников информации, но и благодаря
развитию и укреплению политических демократии
направления авангардистского искусства.
3. Постмодернизм означает то, что после «модерна» или современности. Но понятие «современность» не имеет строгого общепризнанного определения. Постмодернизм как интеллектуальное течение сформировался в стабильную постиндустриальную эпоху в условиях отсутствии по сравнению со всеми предыдущими периодами фундаментальных социально-экономических проблем и исторических вызовов. И неудивительно, что в обществе, лишенных определенных целей и задач, возникла философия и, что после 11 сентября 2001 г. постмодернизм довольно быстро практически сошел на нет. Исток «современности» усматривают то в рационализме Нового времени, то в Просвещении с его верой в прогресс и опорой на научное знание, то в литературных экспериментах второй половины 19в., то в авангарде 10 – 20-х гг. 20в. – соответственно ведется и отсчет «постсовременности». Генеалогия термина «постмодерн» восходит к 1917г. Впервые его употребил немецкий философ Рудольф Панвиц в работе «Кризис европейской культуры». Речь шла о новом человеке, призванном преодолеть упадок. Если отвлечься от дальнейших спорадических употреблений термина, то следующей вехой, непосредственно ведущей к современным спорам, была литературоведческая дискуссия 60-х г. в США. Первоначально в ходе ее «постмодерн» указывал на кризисное состояние авангардистской литературы. Затем, однако, в термин вложили положительный смысл, обозначив им надежды на преодоление кризиса, в частности, разрыва между элитарной и массовой культурой. Этот термин все чаще применяется для характеристики новаций в литературе и искусстве, а также трансформаций в социально-экономической, технологической и социально-политической сфере. Статус понятия постмодернизм получает в 80-е гг. – прежде всего, благодаря работам Лиотара, распространившего дискуссию о постмодернизме на область философии. Философии постмодернизма как таковой не существует – не только по причине отсутствия единства взглядов между относимыми к постмодернизму мыслителями, но и, главным образом, по той причине, что постмодернизм в философии возник как раз из радикального сомнения в возможности последней как мировоззренческого, теоретического и жанрового единства. Уместно вести речь не о «философии постмодернизма», а о «ситуации постмодернизма» в философии, сопоставимой с «ситуацией постмодернизма» в культуре вообще.
4. В культуро-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда. Однако в отличие от авангарда, ряд течений которого не порывал с характерным для классики дидактически-профетическим пониманием искусства, постмодернизм полностью стирает грань между самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания – и между «научным» и «обыденном» сознанием, «высоким искусством» и «массовой культурой». Постмодернизм окончательно зацепляет переход от «произведения» к «конструкции», от искусства как деятельности по созданию произведений к деятельности по поводу этой деятельности. Постмодернизм в этой связи есть реакция на изменения место культуры в обществе. Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения «частоты» такого феномена, как искусство. Условием его возможности выступает изначальное смыслопорождение, восходящее к созидающему началу, оригинальному творческому деянию. Если эти условия нарушены – а именно это происходит в постиндустриальном обществе его бесконечными возможностями технического воспроизведения – то существование искусства в его прежних классических или модернистских формах оказывается под вопросом. Другой стороной изменения статуса культуры является то, что сегодняшний художник никогда не имеет дело с чистым материалом – последний всегда тем или иным образом культурно освоен. Его произведение никогда не являются первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другие произведения, а значит, как совокупность цитат. Постмодернизм сознательно переориентирует эстетическую активность с творчества на компиляцию и цитирование, с создания оригинальных произведений на коллаж. При этом стратегия постмодернизма состоит не в утверждении деструкции противовес творчеству, манипуляции и игры с цитатами – серьезному созиданию, а в дистанцировании от самих оппозиций «разрушение – созидание», «серьезность – игра». Приметой выражаемой культурной ситуации становятся кавычки, то и дело расставляемые как указание на небезусловность любых сигнификаций. Постмодернизм обязан своей популярностью не столько авторам, действительно инспирировавшим соответствующий сдвиг в культуре, сколько лавинообразной критической литературе, сформировавшей нечто вроде идеологии постмодернизма.
5.
Во второй половине 20в. Новаторский дух
модернизма и интернационального стиля
себя исчерпал. Городская среда стала
дискомфортной в связи с дешевой застройкой
домами, выдержанными в духе чистого рационального
функционализма, создающими ощущение
уныния, монотонности и однообразия. В
архитектуре постмодернизм сформировался
в США теоретически во второй половине
60-х гг., а в практике строительства к концу
70-х, объединив различных по творческим
принципам и почерку мастеров. Объединившей
их базой стало резкое отрицание современного
движения в качестве художественной системы,
и в качестве творческой идеологии, претендующей
на жизнестроительную общественно - преобразующую
роль архитектуры. Зарождение постмодернизма
именно в архитектуре США произошло не
случайно. В отличие от европейского зодчества
архитектура США не знала 10-20-летнего "антракта
историзма". Наоборот, благодаря эмиграции
в США в годы тотализма основателей и ведущих
мастеров модернизма его развитие здесь
оказалось непрерывным и достигло апогея
- "интернационального стиля" в 1950-е
гг. Соответственно основные
принципы архитектуры постмодернизма
сформировались, как антитеза модернизму.
В градостроительстве постмодернизм исповедует
отказ от свободной и отдаёт предпочтение
регулярной, преимущественно симметричной
системе застройки, а также тщательному,
учёту особенностей существующей конкретной
городской среды.
В области архитектурных форм постмодернизму
присуще возрождение исторических архитектурных
систем и декора всех видов (декоративная
кладка, облицовка, рельеф, орнаментика,
росписи и пр.), обращение к выразительности
стенового массива с отказом от нарушающих
его ленточных окон, возрождение активного
силуэта зданий (завершение щипцами, фронтонами,
мансардами) с отказом от плоских крыш.
Соответственно возрождаемым историческим
формам восстанавливаются принципы исторического
построения композиции - симметрия, пропорциональность,
перспектива.
Архитектурная разработка поверхности
стен диаметрально противоположна у мастеров
функционализма и постмодерна. У первых,
например, стена многоэтажного дома с
проёмами членится по высоте совершенно
одинаково и завершается парапетом плоской
крыши, а торцевая стена (обычно глухая)
- хранит девственную чистоту и однородность
фактуры. У вторых - разнообразие форм
и размеров проёмов не только по протяжённости,
но и по высоте стены, завершаемой обычно
разнообразными (треугольными, лучковыми,
трапециевидными) фронтонами или щипцами.
Очень разнообразна разработка поверхности
глухих участков стен, на которых сочетают
различные фактуры, цвет, рельеф и пр.
В 70-е годы в США, как реакция на это, появились
огромные здания, по своим масштабам превосходящие
стеклянные небоскребы в стиле Мис ван
дер Роэ. Их масштаб никак не соотносился
с человеческим телом, и был больше похожим
на какой-то космический уровень. Гладкая
стеклянная поверхность зданий не имела
поэтажного горизонтального членения,
выявленного снаружи, как это было в небоскребах
Миса, а всем своим «телом» отражала небо
и окружающее пространство, вступая с
ним в иррациональное взаимодействие.
6. Термин «постмодернизм» обозначает не какое-то узкое ограниченное художественное направление или стиль, но определенную культурную доминанту современного общества, поэтому можно говорить лишь о том, как постмодернистское мировосприятие, постмодернистский менталитет находят отражение в самом подходе к созданию фильма. Постмодернизм, имея своей основой, переосмысление роли языка в познавательной и художественной деятельности, противоположно к нему подходят. Модернизм, разоблачая условный характер общепринятого языка как всего лишь сумму приемов, хочет дойти до смысла с помощью какого-то другого, более адекватного языка, а то и напрямую, интуитивно. Постмодернизм же, исходя из тех же посылок, объявляет о принципиальной невозможности обретения смысла и замыкается на стилизованном воспроизведении самых разных, но равно условных языков. В применении к кинематографу это означает, что если изначальный эффект достоверности фотографического воспроизведения реальности перевешивает условности монтажа и жанра, язык кино воспринимается как адекватный и прозрачный. Постмодернизм отказывается от какой-либо идеологии и ценностной иерархии, вслед за деконструкцией производит обратную реконструкцию кинематографического языка. Если в 60-е – начале 70-х годов «авторский» кинематограф переосмысливал мифы и стереотипы традиционных жанров, например, вестерна («Маккейб и миссис Миллер» Р. Копполы), гангстерского фильма («Крестный отец» Ф. Копполы), то со временем акцент переносится с «человеческого» содержания фильма, его психологической достоверности на его формальные элементы, на «текст» как таковой. Уже в «Клубе «Коттон» того же Копполы гораздо важнее его формальная выстроенность, нежели содержательный элемент. Появившиеся на рубеже 70-80-х годов всевозможные «космические фантазии» и авантюрные эпопеи построены лишь на интересе к формальному повествованию и к трюкам, причем часто и то и другое продается в пародийном ключе («Роман с камнем» Р. Земекиса). Стилизаторский и пародийный подход к повествованию вызывает обильное цитирование на другие фильмы, на классику жанра, в результате увеличивается количество новых фильмов на старые сюжеты (римейков). В криминальном жанре, в триллерах почти напрочь исчезает моральная оценка героев, поскольку они изначально заданы в пародийной перспективе, однако не настолько, чтобы не создавать напряжение («Настоящая любовь» Т. Скотта, «Криминальное чтиво» К. Тарантинно). Поскольку для постмодернизма иерархия смыслов и ценностей выглядит как проявление авторитаризма, между всеми «текстами» устанавливается равенство, ведущее к «эстетическому популизму», когда элементы «высокой» и «популярной» культуры, стили, жанры и т. д. оказывается в полном смещении. В кинематографе постмодернизм – в отличие от предшествующих направлений в истории кино – не был ни эстетическим течением, ни идеологическим, ни, тем более, тематическим. Соответственно ,нельзя говорить ни о специфической эстетике, постмодернизма, ни о его собственной тематике, и единственным исключением здесь является пункт о фрагментированности мира, который в кино может быть более или менее непосредственно воплощен с помощью рваного калейдоскопического монтажа - и действительно, во многих постмодернистских картинах применяется именно такой монтаж но это не вполне обязательный и вовсе не специфический эстетический признак течения. По этому постмодернистские произведения в кино сильно отличаются друг от друга по всем параметрам, но, тем не менее, перечисленные свойства задают некие рамки, позволяющие распознать конкретный фильм как постмодернистский.