Культурология,как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:50, реферат

Описание

Культурология - это наука, предметом исследования которой являются различные процессы, протекающие в обществе: материальные, социальные, политические, морально-правовые, художественные, научно-технические и все другие. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, принципы ее функционирования, проблемы соотношения культур разных эпох и народов, проблемы соотношения культуры и цивилизации.

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 59.50 Кб (Скачать документ)


Культурология - это наука, предметом исследования которой являются различные процессы, протекающие в обществе: материальные, социальные, политические, морально-правовые, художественные, научно-технические и все другие. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, принципы ее функционирования, проблемы соотношения культур разных эпох и народов, проблемы соотношения культуры и цивилизации. Культурология изучает также составные элементы культуры: эстетическую и нравственную культуру, политическую и правовую культуру, культуру труда и быта, культуру личности и культуру речи, национальную и региональную культуру. Исследуя историю развития культуры и ее современные особенности, культурология выявляет общие тенденции единого культурного процесса всего человечества, всех народов Земли и благодаря этому является прогностической наукой, занимается социальным прогнозированием, научным предвидением будущих культур и цивилизаций.

Предметом настоящего курса культурологии являются теория и история мировой и отечественной культуры. Своим содержанием курс способствует формированию гуманитарно просвещенного и гуманистически мыслящего человека, каким и необходимо быть современному работнику печати.

В данном курсе культура разных эпох рассматривается не как музейный набор шедевров, а как целостная совокупность представлений и ценностей общества, важнейший элемент его жизнедеятельности. В ходе своего развития человечество создало цепь то существующих рядом, то сменяющих друг друга цивилизаций со своим своеобразным и неповторимым «языком» и «духом времени». Каждая из них оставила после себя неизгладимый след и наполнила сокровищницу общечеловеческого культурного богатства. Эти достижения усваивались, творчески перерабатывались и получали дальнейшее развитие в культуре последующих обществ. Элементы культур прошлого лежат в основе современной европейской цивилизации, и, чтобы понять культуру современного общества, необходимо представлять себе ее истоки и корни в глубине веков.

В соответствии с вышесказанным структура курса включает такие разделы, как «Происхождение человека и ранние формы культуры», «Культура ранних цивилизаций», «Античная культура», «Культура средневековья», «Культура эпохи Возрождения», «Культура эпохи абсолютизма», «Культура эпохи Просвещения», «Культура конца ХVIII-ХIХ веков», «Культура XX века».

Особое место отводится изучению истории отечественной культуры. Это не только раскроет выдающийся вклад нашего народа в мировую культуру, но и поможет лучше представить исторические корни нашей духовности и национального характера, систему ценностей и мировоззренческие установки, которые мы наследуем от предшествующих поколений.

Курс предусматривает рассмотрение таких тем, как «Становление славянских культур. Культура средневековой Руси», «Русская культура позднего средневековья (ХVI-ХVП вв.)», «Этапы и национальные особенности русского Просвещения», «XIX век - «золотой век» российской культуры».

Особую актуальность курсу придает выход на современные проблемы мировой и отечественной культуры, которые будут освещаться при рассмотрении таких тем, как «Культура XX века» и «Современная цивилизация и судьбы мировой культуры».

Существует, по крайней мере, несколько десятков определений культуры (по мнению известного специалиста по истории культуры Г.С. Кнабе, более 250).

Своим появлением слово «культура» обязано древним римлянам, которые первоначально обозначали им возделывание, обработку почвы. Таким образом, используемое и по сегодняшний день понятие «сельскохозяйственная культура» (рожь, пшеница, картофель), а также «агрикультура» (земледелие) наиболее близки к древнему, первоначальному употреблению.

Со временем термин «культура» был перенесен римлянами на человека и стал означать его воспитание и образование, т.е. «возделывание человека». Уже у Цицерона появляется термин «культура» в понимании духовной деятельности. Культуре в этом смысле стали противопоставлять понятие некультурности, варварства, дикости.

Первоначальное понимание культуры не утратило своего смысла и по сегодняшний день. Вместе с тем в ходе своего развития это понятие претерпело сложную эволюцию.

Слово «культура» употребляется по самым различным причинам и поводам. Восхищенные талантом артиста, мы говорим о высокой культуре исполнения; картофель называем важной сельскохозяйственной культурой, а молодого человека, уступившего место в общественном транспорте, представляем как пример культуры поведения.

Многим культура представляется в виде некоей системы правил, начиная от приличного разговорного языка до манеры поведения за столом, т.е. отождествляется с этикетом. Особенно часто слово «культура» кочует в публицистике и средствах массовой информации, обозначая обычно что-то хорошее, но довольно неопределенное.

Часто понятие «культура» сводят к искусству или художественной культуре, отождествляют с музеями и библиотеками. В результате фундаментальное целое расчленяется и низводится до отдельных частей. Как это ни парадоксально, все эти представления одновременно и верны, и не верны. Они верны, так как все, что они определяют, действительно имеет отношение к культуре. Они не верны, так как ни одно из определяемых ими явлений не охватывает культуру в целом.

Почему так происходит? Потому что понятие культуры, столь часто употребляемое, кажущееся столь привычным, общепонятным и доходчивым, вызывает при попытке его определить серьезные сложности. Понятие культуры настолько широко, многогранно, включает в себя такое количество совершенно разнородных компонентов, что обобщить все это богатство одним сжатым определением весьма и весьма трудно. Есть большой риск или что-то утратить, или выразиться очень абстрактно и неопределенно.

И тем не менее определение необходимо. Не понимая достаточно ясно суть, содержание явления, в данном случае культуры, невозможно понять и само явление. Попытаемся сначала хоть как-то наметить общие контуры культуры, те условные границы, в которых данное понятие имеет смысл.

Широко и многогранно понятие культуры, но не безгранично. Можно ли, к примеру, говорить о культуре медведя, живущего в лесу, орла, парящего в небе, дельфина, рассекающего волны? Очевидно, что нет, нельзя. Культура непременно связана с человеком.

Порассуждаем дальше. Почему мы отказываем в наличии культуры всем живым существам, кроме человека? Ведь у многих из них куда лучшие достижения, чем у человека, в пении, слухе, зрении, умении плавать, летать, ориентироваться в окружающей среде и приспособляться к ней. И даже в так называемой бытовой культуре многие животные и птицы успешно посоперничали бы со многими людьми. Посмотрите, с какой тщательностью умывается домашняя кошка или чистит свои перышки вездесущий воробей. А внешний вид? Большинство современных людей явно бы проиграло конкурс красоты многим из прочих живых существ. За ними грация, изящество, легкость, непринужденность и естественность осанки, поведения, позы. За нами - сутулость фигуры, скованность движений, неестественность поведения и много других подобных качеств.

Но культура принадлежит людям. При многих совпадениях существует весьма принципиальное различие между человеком и иным живым существом. Человек наделен мышлением, способностью к творческой деятельности, как материальной, так и духовной.

Дельфин плавает лучше, чем человек, но он не может придумать и соорудить даже утлый плот. Соловей поет лучше, чем человек, но не может сочинить даже простенькую песенку и музыку к ней. Пчела строит свои соты лучше, чем человек, но исключительно по заданной от века программе. Никакой фантазии, никакого творчества. Из раза в раз повторение все того же изделия.

Человек может делать и делает многое неизмеримо хуже, чем прочие живые существа, но его деяния уже относятся к области культуры: низкой или высокой, каменного века или современного технотронного, но культуры. Культура связана с осознанным, активным жизнетворчеством человека.

Принципиальнейшее отличие человеческой культуры от прочей жизнедеятельности живого мира заключается в том, что культура проявляет себя не только как материальный, но н как духовный процесс. Более того, осмысление культуры и ее проявлений убедительно показывает особую, определяющую роль духовного начала. Богаче духовный мир человека, выше духовное состояние целого общества - многообразнее, богаче, активнее проявляет себя и культура.

Как творческий процесс культура предполагает наличие творений, результатов творчества. Очевидно, что так как культуре присущи как духовное, так и материальное начала, то и плоды культуры должны быть духовными и материальными.

Здесь мы подошли к очень важному аспекту - проблеме сохранения, накопления и распространения результатов культуры, проблеме ее развития. Очевидно, что, как бы богато ни было внутреннее «я» человека, оно уйдет с ним, если человек ни с кем не поделится, не передаст другим людям богатое содержание своего внутреннего мира.

Самый простой способ передачи своих духовных богатств - рассказать о них, материализовать в звуковой, словесной форме. Но этот способ крайне ненадежен. Если бы человечество пользовалось исключительно им, то и сегодняшняя культура мало чем отличалась бы от уровня древних цивилизаций.

Однако культура материализуется не только в звуках, но благодаря письменности и в знаках. Сегодня человечество обладает колоссальным количеством письменных памятников былых эпох и поколений. Это подлинный фундамент сегодняшней культуры.

Однако не всегда человечество владело письменностью, и далеко не всегда письменные свидетельства прошлого сохранились. Известны многочисленные факты гибели целых библиотек и хранилищ. И тем не менее мы немало знаем даже при таких обстоятельствах о живших тысячелетия назад племенах и народах, их культуре. Являясь определяющим условием и выражением культуры, слово не является единственным ее носителем.

Неисчислимые следы человеческая деятельность и, следовательно, культура оставили в результатах материального труда в виде зданий, технических сооружений, изделий разного рода мастеров, предметах быта, одежде и т.д. Многое из этого наследия служит и по сегодняшний день, является органической частью культуры как отдельных народов, так и в целом современного человечества.

Обобщая вышесказанное, можно принять такое рабочее определение культуры.  Культура - это совокупность всех видов, способов и приемов человеческой деятельности (духовной и материальной) и самих результатов этой деятельности, совокупность, проявляемая, накапливаемая и передаваемая последующим поколениям в предметных, материальных носителях (средствах труда, изделиях, знаках).

Различая духовное и материальное производство, различают  духовную и  материальную культуру. Ко второй мы отнесем станок, инструмент, завод, трактор, к первой - научную идею, художественное, музыкальное произведение, книгу, стихотворение.

 

Духовная и материальная культура тесно взаимосвязаны. Материальная культура всегда является воплощением идей, творчества, знаний. В свою очередь духовная культура (научные идеи, технические проекты, художественные замыслы и т.д.) теряет смысл без воплощения в практику, без материализации.

 

Если материальная культура человечества - это все созданные и сохраненные им материальные объекты, то духовная культура - это весь духовный опыт человечества, накопленный им за тысячелетия существования. Это и нынешний уровень его духовного развития. Сюда входят наука, образование, искусство, мораль, политические и правовые взгляды, литература. Каждое из этих направлений человеческой деятельности может рассматриваться как самостоятельная часть культуры, ее структурная единица. Это особенно проявляется по отношению к истории культуры, которая чаще всего представляет интеграцию истории изобразительного искусства, истории театра, истории литературы, истории науки и т.д.

 

Духовная культура и материальная культура, безусловно, главные составляющие в структуре культуры. Однако наравне с ними нередко используется и такое понятие, как  художественная культура. Это своего рода дань специфике искусства, представляющего своеобразный синтез духовного и материального.

 

Художественная культура рассматривается как особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т.п.). Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер.

 

В искусстве материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность, несвойственная в такой мере другим формам духовной деятельности, и побуждает выделить художественную культуру как особый слой культуры.

 

Культура - это сложная многоуровневая система. Принято различать культуру по ее носителю. В зависимости от этого выделяют прежде всего мировую и национальные культуры.

 

Мировая культура - это синтез достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих нашу планету.

 

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись и т.д.), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

 

В соответствии с конкретными носителями выделяются также  культуры социальных общностей (городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Принято различать  народную (непрофессиональную) культуру и  профессиональную,  производственную культуру и  культуру быта.

 

Функции культуры

 

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека.

 

Как и во времена Цицерона, главная функция культуры связана с возделыванием, воспитанием человека. С  воспитательной функцией связаны, ею определяются прочие функции культуры. Охарактеризуем основные из них.

 

Познавательная функция культуры состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпохе. Через культуру (науку, искусство, образование и т.д.) люди познают как самих себя, так и предшествующие поколения.

 

Информативная функция культуры состоит в том, что культура передает знания и опыт предшествующих поколений. В культуре проявляется  историческая память отдельного человека, народа, человечества. Носителями исторической памяти могут быть устные предания, литературные памятники, музыкальные ноты, художественные произведения, научные труды. Через их язык (способ выражения) историческая память опредмечивается, материализуется, усваивается новыми поколениями людей.

Информация о работе Культурология,как наука