Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:49, доклад
Уже на протяжении пятисот лет, начиная с эпохи возрождения, европейцы называют историю древней Греции "золотым веком" человечества. Действительно, античная культура имела множество притягательных сторон, сильно действующих на современных людей: разумное и соразмерное человеку устройство общества, гармония человека и природы, сочетание религиозного чувства с большой свободой мышления, постоянная устремлённость к красоте и добру.
I.Введение…………………………………………………………….3
II.Появление фетишизма……………………………………………4
III.Боги в мифологии греков……………………………………….10
1.Зевс………………………………………………………………...10
2.Гера………………………………………………………………...12
3.Аид…………………………………………………………………13
4.Посейдон…………………………………………………………..14
5. Афина-Паллада……………………………………………………14
6.Афродита…………………………………………………………..16
7.Артемида ………………………………………………………….16
8.Гермес………………………………………………………………17
IV. Заключнение……………………………………………………..19
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ
Культы древнегреческих богов
Проверила: к.и.н. Шмелёва Л.М.
Казань, 2012
Содержание
I.Введение……………………………………………………
II.Появление фетишизма……………………………………………4
III.Боги в мифологии греков……………………………………….10
1.Зевс………………………………………………………………
2.Гера………………………………………………………………
3.Аид…………………………………………………………………
4.Посейдон……………………………………………………
5. Афина-Паллада……………………………………………
6.Афродита……………………………………………………
7.Артемида …………………………………………………
8.Гермес…………………………………………………………
IV. Заключнение…………………………………………………
Введение
Уже на протяжении пятисот лет, начиная с эпохи возрождения, европейцы называют историю древней Греции "золотым веком" человечества. Действительно, античная культура имела множество притягательных сторон, сильно действующих на современных людей: разумное и соразмерное человеку устройство общества, гармония человека и природы, сочетание религиозного чувства с большой свободой мышления, постоянная устремлённость к красоте и добру.
Европейская культура немыслима
без богов и героев древней
Греции. Их образами полны все картинные
галереи мира, вся европейская
поэзия многих веков. Греческие боги
ассоциируются в нашем сознании
с безоблачной, ясной порой человечества,
когда ничто не уродовало, не сгибало
личность, не мешало формированию красоты
и гармонии. Европа Нового времени
создала своего рода миф о солнечной
Элладе как о каком-то рае, существовавшем
на заре времен. Однако миф и действительность
далеко не всегда совпадают. Действительная
древнегреческая культура — явление
гораздо более сложное и
Чтобы понять некоторые особенности мышления древних греков необходимо обратить внимание на их жизнь и сопутствующие ей традиции, точнее, на культы древнегреческих богов. Некоторые особенности и истоки фетишизма в культах древней Греции будут рассмотрены в этой работе
Появление фетишизма
Чтобы понять, что же такое фетишизм, необходимо обратиться к энциклопедическому словарю.1 Фетишизм (от французского "fйtiche" – идол, талисман). Фетишизм - это культ неодушевлённых предметов – фетишей, наделённых, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Фетишем, объектом фетишизма, мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека. Фетишизм был распространён у всех первобытных народов.
Например, боги изображались, во-первых, в виде животных и неодушевленных предметов (фетишей), во-вторых, в облике людей с головой того или иного животного, в-третьих, мужчинами или женщинами. Изображение богов в виде животных или неодушевленных фетишей, как и в виде мужчин и женщин, является отражением в искусстве соответствующих стадий религиозного мышления.
Антропоморфные изображения богов статичны, канонически обусловлены и символичны, т. е., по существу, фигура одного бога или богини ничем не отличается от фигуры другого бога или богини, различны лишь присущие им инсигнии. К примеру, древнеегипетские божества изображались обычно в торжественных, культовых позах (как и христианские святые), никаких «вольностей» греческого типа не допускалось. В эпоху тотемизма и фетишизма народы мира, считали божеством то или иное животное, тот или иной фетиш, иначе говоря, наделяли сверхъестественными качествами конкретный одушевленный или неодушевленный предмет, т. е. нечто материальное.
Перенесение человеческого сознания на природу и на неодушевленные предметы закономерно на определенном этапе исторического развития общества, чаще всего в период общинно - родового строя. Человек видит в природе и в окружающих его предметах свой аналог, обладающий присущими ему эмоциями и способностью мыслить.
Все это достаточно хорошо известно научному, материалистическому религиоведению. С развитием производительных сил и производственных отношений, с изменением мировосприятия и подъемом мышления на более высокую ступень появляются представления о силах, находящихся вне объектов почитания, но как-то с ними связанных. Так возникают боги. Божество невидимо и неосязаемо, но в такой же мере реально, как и материальное изображение божества.
Понятия культа и фетишизма часто тесно связаны, особенно у древних. Культ (от латинского "cultus" – почитание), чрезмерное возвеличивание чего-либо или кого-либо. Необходимость одушевлять предметы, придавать им необычный смысл – отсутствие объяснения многих явлений. Культ - один из основных элементов религии; действия (телодвижения, чтение или пение определённых текстов, совершение обрядов, жертвоприношения и т.п.), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественные силы.
"Фетиш", "фетишизм" – также термины сравнительного изучения религии, ведущие свое начало от португальского слова "feiticо" (латинское factitius - волшебный, чудодейственный). Этим термином португальцы обозначали различные принадлежности католического обихода - реликвии святых, чудодейственные четки и тому подобные религиозные талисманы. После ознакомления с неграми западного побережья Африки (Золотого и Невольничьего берега), в XV в., они стали применять тот же термин ко всем тем странным материальным объектам (куски дерева, камешки, горшки с землей и кровью, когти, перья, зерна и т. п.), к которым негры относились как в божествам, с верой в их чудодейственную силу. В форме fetiche, fetich термин с течением времени получил право гражданства во французском, английском и других европейских языках. В науку, в качестве обобщающего термина для целой категории религиозных фактов, впервые ввел его в 1760 г. известный де Бросс1. Но он неверно понял самую природу фетишизма и дал ему слишком широкое значение. Под фетишем де Бросс понимал "все, что человек выбирает объектом поклонения, напр.: дерево, гору, море, кусок дерева, львиный хвост, голыш, раковину, соль, растение, рыбу, цветок, некоторых животных, как коров, козлов, слонов, овец и т. п.", причем поклонение неодушевленным объектам он понимал как сознательное поклонение именно им самим, а не присущим им разумным началам. Конт еще более расширил термин фетишизма, обозначая им анимистическое воззрение первобытного человека на объекты материального мира и весь первобытный культ вообще. До настоящего времени многие ученые склонны относить к фетишизму культ животных, растений, феноменов природы и т. д. (Липперт), или все объекты первобытного культа (Басиан), упраздняя тем самым всякую точность и определенность термина. Более или менее ограничил его значение Тайлор, считая фетишизм лишь второстепенной отраслью анимизма, именно "учением о духах, воплощенных в вещественных предметах, или, связанных с ними, или действующих через их посредство", и отделяя от него культ животных, растений, феноменов природы, духов, идолов. Но и в этом виде термин начинает не удовлетворять ученых; Джевонс, напр., предлагает совершенно упразднить его, как пугающий своей неопределенностью. Тем не менее, термин может удержаться в науке, если под ним подразумевать не отдельную стадию религии (какой в действительности никогда не существовало) и не психологическую категорию фактов, а совокупность отдельных неодушевленных предметов (но не цельных феноменов природы), в их естественном виде или так или иначе приспособленных, составляющих в том или ином смысле объект культа. Нет такого предмета, хотя бы самого ничтожного, вроде простого булыжника или кусочка дерева, который не мог бы быть фетишем, и нет такого чуда, которого этот ничтожный объект не мог совершить. Нужно только уметь его выбрать, окружить заботами и не раздражать. Когти, рога, хвост, фаллос, шкура и другие части животного - объекты культа у самых различных народов; столь же распространено поклонение палкам, камням и другим подобным объектам неодушевленной природы.
Генезис фетишизма очень
сложен, но, в общем, он кроется в
анимистическом воззрении на природу,
по которому даже объекты неодушевленного
мира одарены жизнью, разумом, волей
и душой. Поэтому односторонне мнение,
объясняющее фетишизм преимущественно
тем, что фетиш является вместилищем
вселившегося в него извне духа-божества.
Первичным типом фетиша должно считать
тот, в котором усматривали
Существуют фетиши, которые
не обладают ни самостоятельным, ни вселившимся
духом, а получают силу лишь вследствие
близости их или отношения к тому
или другому божеству или священному
предмету и приобретаемого таким
образом табу. Вещь, взятая из храма,
гробницы шамана, местопребывания какого-нибудь
божества и т. п. мест, в силу своего
табу, может стать могучим средством
против врага или божеством-
Фетишизм явился как бы
завершающей стадией процесса формирования
всего комплекса ранних религиозных
представлений человека. В самом
деле, анимизм с его одухотворением
природы и предков и тотемизм
с его культом тех же мертвых
предков и тотемов означали, что
в сознании первобытных людей
появилось представление о
Большое место в первобытной
мифологии занимали и космогонические
сюжеты, т. е. предания о происхождении
земли и неба, солнца и луны, растений
и животных, наконец, человека. В
мифах отчетливо прослеживается
влияние тотемизма: духи нередко
обладают волшебным свойством
В мифологии в образной
форме обычно запечатлевались те
важнейшие связи между жизнью
и смертью, природой и культурой,
мужским началом и женским, которые
ранее всего осмыслялись
Боги в мифологии греков, особенности древнегреческих культов
На более высоком, чем тотемизм и фетишизм, уровне развития религиозного мышления человек мыслит божество как самого себя - об этом писал древнегреческий философ Ксенофан Колофонский. Воображаемые люди, созданные фантазией реального человека, обладали особыми, как бы надреальными качествами: они существовали, но были невидимы и неосязаемы, они управляли природой, людьми, каждым человеком в отдельности. В противоположность реальному человеку, обладающему ограниченными возможностями, они были всемогущи, и этот реальный человек полностью зависел от их воли, а посему должен был служить богам (культ и ритуал), дабы заслужить их милостивое отношение (этика и мораль, во всяком случае, их весьма существенная часть). Но боги греков и сами были антропоморфны, они испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.3
Зевс
Бог неба, грома и молний, ведающий всем
миром. Главный из богов-олимпийцев,
третий сын титана Кроноса и Реи. Брат Аида, Гестии, Деметры, Ге
Атрибутами Зевса были: щит и двойной топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп. Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев. Он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отцу Зевса Кроносу было предсказано, что ему суждено быть поверженным собственным сыном, и, дабы не быть низложенным своими детьми, он каждый раз проглатывал только что рождённого Реей ребёнка.