Личности, повернувшие мир. Ганди

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:28, реферат

Описание

Его имя окружено в Индии таким же почитанием, с каким произносятся имена святых. Духовный лидер нации, Ганди всю свою жизнь боролся против раздирающих его страну религиозных распрей, против насилия, но на склоне лет пал его жертвой.
Махатма означает Великая душа. Этот титул как нельзя лучше раскрывает сущность Карамчанда Ганди. Он пользовался огромным доверием индийцев (независимо от каст и вероисповеданий), к нему приходили за помощью и советом тысячи людей, и получали эту помощь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БИОГРАФИЯ 4
2. УЧИТЕЛЯ И СВЯЗЬ С НИМИ 8
3. ВРАГИ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ 12
4. УЧЕНИКИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 17

Работа состоит из  1 файл

Социокультура_Ганди.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

Очень рано познакомился Мохандас Ганди и с другими религиями Индии. Среди друзей их дома были не только правоверные индусы, но и представители деловых кругов религиозных общин мусульман, парсов и джайнов.

Когда Ганди было 13 лет, родители женили его на девочке его возраста по имени Кастурбай. Уже будучи взрослым, Ганди сказал немало горьких слов о жестоком обычае детских браков. Однако в момент женитьбы все казалось ему правильным.

Пребывание в Англии не только дало Ганди возможность получить хорошее юридическое образование, но и во многом обогатило его духовный мир. Он познакомился не только со светской английской культурой, но и с различными религиозными течениями, о которых ничего раньше не знал. Большое впечатление на него произвела теософия - учение, соединяющее мистические элементы различных восточных религий и неортодоксального христианства. Он был представлен основательнице общества теософов Елене Блаватской и одной из его руководительниц Анни Безант. Здесь же Ганди начал углубленные занятия по истории буддизма, ислама, христианства и прежде всего индуизма. Именно тогда он впервые прочитал «Бхагаватгиту» (религиозно-философскую часть шестой книги важнейшего эпического памятника древней Индии – «Махабхарата»).

Когда Ганди уезжал в  Европу, он мало интересовался политикой. Первые уроки индийского патриотизма ему преподал в Англии старейший деятель индийского национально освободительного движения и его первый идеолог - Дадобхай Наороджи, которого в Индии любовно называли «великим старцем». Наороджи пользовался огромной популярностью не только в Индии, но и в Англии, где он преподавал в Лондонском университете и был первым индийцем, избранным членом английского парламента. Ганди рассказывал впоследствии, какое огромное впечатление произвели на него и других студентов-индийцев лекции Наороджи. Именно от него Ганди впервые услышал слова осуждения в адрес британского империализма, а может быть, и само слово империализм. Именно он, по признанию самого Ганди, заставил его задуматься над судьбами народов колониальной Индии.

Религиозные тексты играли огромную роль в формировании духовности Ганди. В самых различных жизненных  ситуациях, на разных этапах своей деятельности он всегда обращался прежде всего  к священным источникам. Что касается индийских проповедников и реформаторов XVII-XIX вв., таких, как Нанак, Кабир, Рамакришна, то многие их откровения Ганди ставил наравне с древними священными текстами. К взглядам же современных ему религиозных деятелей, интерпретаторов и популяризаторов религиозных текстов Ганди относился весьма сдержанно и нередко отмечал склонность многих из них к догматизму и схематизму. Не случайно он писал, что «находится в поисках гуру» (учителя), но никого не может из современников «назвать своим гуру в религиозных исканиях».

Однако троих своих  современников он выделяет как особенно близких ему духовно и нередко  называет своими учителями. Один из них  был его соотечественником, как  и он, гуджаратцем, другой - россиянином, третий - представителем западной культуры. "Три современника оказали реальное влияние на мою жизнь: Райчандбхай - непосредственным общением со мной, Толстой - своей книгой «Царство божие внутри нас» и Раскин - книгой «У последней черты», - писал Ганди.

Раджачандра Равджибхаи, или, как, называл его Ганди, Райчандбхай (1868- 1901) был известным поэтом-мистиком. В то же время он принадлежал к гуджаратским деловым кругам. Однако Ганди привлекала не деловая активность и даже не поэтическое творчество Райчандбхаи, а «его глубокое знание Священного писания, безупречность характера и горячее стремление к самопознанию». Ганди называл его «подлинным искателем истины», что было в его устах самой высокой похвалой. По словам Ганди, именно Райчандбхаи позволил ему понять истинную сущность индуизма; помог ему осознать, что человек не может быть свободен, не освободив себя от привязанностей к земным благам и не овладев искусством самоконтроля. Под его влиянием Ганди пришел к выводу, что «человек, полностью преданный своей дхарме и совершенно свободный от привязанностей (к земным благам), лучше всего может сосредоточить все свои усилия на деле, которому он в данный момент служит».

О влиянии Л.Н.Толстого на Ганди неоднократно писалось в  литературе. Утверждалось даже, что  идею ненасилия Ганди заимствовал  у Л.Н.Толстого. Разумеется, это не так. Сам Ганди писал: «Толстой укрепил мою любовь к ненасилию». Тем не менее, в становлении Махатмы Толстой действительно занимает особое место. В книге «Сатьяграха в Южной Азии» и в автобиографии Ганди подробно описал события, благодаря которым завязалась его переписка с великим русским мыслителем. По его словам, он знал об учении Толстого о ненасилии задолго до начала этой переписки и воспринял многие его идеи. Решающим было влияние книги Толстого «Царство божие внутри нас». "Перед независимым мышлением, глубокой нравственностью и правдивостью этой книги, казалось, потускнели все другие", - вспоминал Ганди. В первом письме Толстому (1 октября 1909 г.), обращая его внимание на тяжелое положение индийцев в Южной Африке и на свое стремление добиться отмены несправедливых законов, Ганди писал: «Борьба еще продолжается и неизвестно, когда закончится, но она показала, по крайней мере некоторым из нас, что ненасильственное сопротивление может и должно победить там, где грубое насилие бессильно». В этом письме Ганди попросил у Толстого разрешения распространить среди индийцев в Южной Африке его нашумевшее в то время «Письмо к индусу». Толстой, который до этого письма Ганди ничего не слышал о нем, сразу почувствовал в нем своего единомышленника. Переписка их не прекращалась до дня смерти великого русского писателя. Ганди посылает Толстому свое предисловие к его «Письму к индусу» и книгу «Самоуправление Индии». Толстой высоко отозвался об этой книге, назвал Ганди «индусским мыслителем» и «борцом против английского господства», а в письме к В.Г. Черткову (22 апреля 1910 г.) писал: «Очень он близкий нам, мне человек». Сам же Ганди на протяжении всей жизни считал себя единомышленником Толстого. Об этом говорится в беседах Ганди с его первым биографом Джозефом И. Доком, в его предисловии к «Письму к индусу» Толстого, в его автобиографии, в письмах и выступлениях. В список книг, которые Ганди рекомендовал читать юношеству, он включил трактаты Толстого: «Так что же нам делать», «Что такое искусство» и «Царство божие внутри нас». В 1921 г. на вопрос одного из корреспондентов о его отношении к графу Толстому Ганди на страницах своего еженедельника «Янг Индиа» ответил: "Отношение преданного почитателя, который многим обязан ему в жизни". На закате жизни, в 1942 г., Ганди вновь публично подтвердил: «Россия дала мне в лице Толстого учителя, который представил рациональную основу моего ненасилия».

В то же время Ганди  не раз обращал внимание на то, что  он разделяет далеко не все идеи Толстого. Главное, по его словам, заключалось не в том, что великий русский писатель научил его чему-то принципиально новому, а в том, что он укрепил его собственную веру в силу добра в борьбе со злом. В предисловии к публикации перевода «Письма к индусу» Толстого Ганди писал: «Не обязательно принимать все, что говорит Толстой - некоторые из его положений сформулированы недостаточно точно. Но надо ясно представить себе основную, главную истину, на которой зиждится его обвинение современной системы. Истина эта заключается в том, чтобы понять и положить в основу своих действий непреодолимую власть души над телом, неотразимую власть любви, которая является свойством души, над грубой силой, порождаемой в нас возбуждением дурных страстей. В том, что проповедует Толстой, нет ничего нового. Но его трактовка старой истины свежа и действенна. Его логика неопровержима. И, самое главное, он пытается осуществить в жизни то, что он проповедует. Он проповедует, чтобы убедить». Ганди привлекало то, что Толстой пропагандирует истины ненасилия, трудовой жизни, самоконтроля, созвучные основным принципам индуизма - ахимса (непричинение зла живущим), яджна (работа во имя хлеба насущного) и йога (управление своей душой и своим телом), и то, что Толстой связывает постижение этих истин с таким понятием, как совесть. В индийских языках нет слова, идентичного слову «совесть», но, подчеркивал Ганди, призывы Толстого прислушиваться к голосу совести созвучны изречениям древнеиндийских текстов о необходимости «иметь внутренний слух, чтобы слушать, внутренний голос и внутреннее зрение и воспитывать в себе самоконтроль, чтобы иметь все это».

Если Райчандбхаи помог  Ганди прийти к сыгравшему такую  большую роль в его жизни выводу о том, что принципы индуизма укрепляют  позиции человека в жизни и  в борьбе за свои права, то Лев Толстой убедил его в том, что эти принципы имеют общечеловеческое звучание.

Что касается Д.Раскина, то социально-политические утопические  идеи этого английского публициста и теоретика искусства были в  первое десятилетие XX в. созвучны многим идеям Толстого и Ганди. Книга Раскина «У последней черты», которую Ганди перевел на гуджарати, помогла ему сформулировать принципы всеобщего блага - сарводайя - и необходимости для каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, и прежде всего трудом физическим. В «Автобиографии» Ганди-писал: «Основные положения книги Раскина сводятся, как я понял, к следующему: благо отдельного человека в благе всех... у всех одинаковое право зарабатывать трудом себе на пропитание... Жить стоит только трудовой жизнью, какова жизнь земледельца или ремесленника. Первый из этих принципов я знал. Второй я сознавал смутно. До третьего я сам не додумался». Именно под влиянием идей Раскина Ганди создал в Фениксе близ Дурбана колонию индийцев с тем, чтобы они зарабатывали себе на жизнь физическим трудом. Это была его первая попытка осуществить на практике соединение умственного труда и политической деятельности с трудом физическим.

 

    1. ВРАГИ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Первое покушение на жизнь Махатмы Ганди произошло 20 января 1948 года, через два дня после того как он прекратил голодовку. Лидер страны обращался к верующим с веранды своего дома в Дели, когда беженец из Пенджаба по имени Маданлал бросил в него самодельную бомбу. Устройство разорвалось в нескольких шагах от Ганди, но никто не пострадал.

Индийское правительство, встревоженное этим инцидентом, настаивало на усилении личной охраны Ганди, но он, и слушать об этом не хотел. «Если мне суждено погибнуть от пули безумца, я сделаю это с улыбкой.» На тот момент ему было 78 лет.

30 января 1948 года Ганди проснулся на рассвете и принялся за работу над проектом конституции, который надо было представить конгрессу. Весь день ушел на обсуждение с коллегами будущего основного закона страны. Пришло время вечерней молитвы, и в сопровождении своей племянницы он вышел на лужайку перед домом.

Как обычно, собравшаяся  толпа бурно приветствовала «отца нации». Приверженцы его учения бросились к своему кумиру, пытаясь, по древнему обычаю, дотронуться до ног Махатмы. Пользуясь возникшей суматохой, Натхурам Годзе в числе прочих поклоняющихся приблизился к Ганди и трижды выстрелил в него. Первые две пули прошли насквозь, третья застряла в легком в области сердца. Слабеющий Махатма, поддерживаемый с обеих сторон племянницами, прошептал: «О, Рама! О, Рама!» (хинди) (эти слова написаны на мемориале, воздвигнутом на месте выстрела). Затем показал жестами, что прощает убийцу, после чего скончался на месте. Это произошло в 17 часов 17 минут.

Годзе пытался покончить  жизнь самоубийством, но в этот момент к нему бросились люди, чтобы расправиться с ним на месте. Однако телохранитель  Ганди спас убийцу от разгневанной толпы и передал его в руки правосудия.

Вскоре власти выяснили, что убийца действовал не в одиночку. Был раскрыт мощный антиправительственный заговор. Перед судом предстали восемь человек. Все они были признаны виновными в убийстве. Двоих приговорили к смертной казни и повесили 15 ноября 1949 года. Остальные заговорщики получили длительные сроки тюремного заключения.

30 января 2008 года, в 60-ю годовщину со дня гибели Ганди, часть его праха была развеяна над морем на мысе Коморин, южной конечности полуострова Индостан.

 

    1. УЧЕНИКИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

Сыновья

У супругов Ганди было четверо сыновей: Харилал (1888-1949), Манилал (28 октября 1892-1956), Рамдас (1897-1969) и Девдас (1900-1957). Представители современной индийской семьи политиков Ганди к числу их потомков не принадлежат. От старшего сына Харилала отец отказался. По свидетельству отца, он пил, развратничал и влезал в долги. Несколько раз Харилал менял религию; умер от сифилиса. Все остальные сыновья были последователями отца и активистами его движения за независимость Индии. Девдас также известен своим браком с Лакши - дочерью Раджаджи, одного из руководителей Индийского национального конгресса и горячего сторонника Ганди и индийского национального героя. Однако Раджаджи принадлежал к варне браминов, а межварновые браки противоречили религиозным убеждениям Ганди. Тем не менее в 1933 году родители дали Девдасу разрешение на брак.

 

Политические последователи

В январе 1948 года (уже через несколько месяцев после обретения независимости) Махатма Ганди, духовный лидер нации, был убит. Полномочия премьер-министра надолго и неоспоримо перешли к Джавахарлалу Неру (1889-1964). Тесно связанный с Ганди, Неру и его партия Индийский национальный конгресс (ИНК) играли ведущую роль в борьбе за независимость. На протяжении 17 лет Неру руководил Индией, которую стремился сделать светским (нейтральным по отношению к религии) государством, опирающимся на современное мировоззрение. Он достиг значительных успехов, хотя так и не смог изменить кастовую систему, в которой каждый человек при рождении получал определенный статус и род занятий.

При Неру в Индии начался  период индустриального развития, частично на социалистических принципах. На внешней арене, Индия придерживалась политики неприсоединения, по отношению к западному и коммунистическому лагерям. Такая линия была достаточно успешной, хотя неприсоединившиеся государства так и не стали влиятельной «третьей силой», к чему стремился Неру. Но высокоморальной позиции самого Неру противоречило не проведение Индией обещанного референдума в Кашмире, большом северном штате, правитель которого решил присоединиться к Индии, хотя большинство его подданных были мусульманами. В результате короткой индопакистанской войны Кашмир был разделен между двумя государствами, а конфликт перерос в неразрешенную проблему.

Через два года после  смерти Неру (1964) во главе правительства  стала Индира Ганди, дочь Дж. Неру (ее муж Фероз Ганди не был родственником Махатмы Ганди). Так Индия и ИНК оказались под предводительством «династии» Неру-Ганди.

Госпожа Ганди была талантливым, но властным человеком и даже намеренно  привела ИНК к расколу, чтобы ослабить власть своих противников в рядах партии. Ее авторитет снова возрос в 1971 году, когда вооруженные силы Индии пресекли попытку пакистанской армии подавить волнения на востоке Пакистана, где возникло независимое государство Бангладеш. Но популярность Индиры Ганди сошла на нет в 1975 году из-за растущей инфляции и стремительного повышения мировых цен на нефть. Против ее правительства велась активная агитация, а в суде рассматривалось политическое дело против самой Ганди.

Тогда она сделала  смелый и спорный шаг, заявив, что  стабильность в стране находится  под угрозой, и объявив чрезвычайное положение в государстве. Тысячи ее противников были арестованы, а строгая цензура вызвала опасения постоянной диктатуры. Однако в экономике страны произошли существенные улучшения, и в 1977 году были проведены выборы.

Информация о работе Личности, повернувшие мир. Ганди