Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:29, реферат
Солнце светит ярче, дни становятся длиннее, а значит, скоро придёт Масленица. Это единственный праздник земледельческого календаря, испытавший очень незначительное влияние православной церкви, который сохранил свое значение и в современной культуре. В действиях, совершаемых на Масленицу, переплетаются верования и обычаи, связанные с культом предков и поминовением умерших родителей; с чествованием молодоженов и осуждением не вступивших в брак; с аграрной магией, направленной на обеспечение будущего урожая; с окончанием календарного года, который в древние времена начинался весной.
Там же, где не делали чучела Масленицы,
обряд “проводов масленицы” состоял,
главным образом, в разжигании общесельских
костров на возвышенности за селом или
у реки. В костры помимо дров бросали, всякое
старье — лапти, бороны, кошели, веники,
бочки и другие ненужные вещи, предварительно
собранные детьми по всей деревне, а иногда
и специально для этого украденные. Иногда
сжигали в костре колесо, символ солнца,
связываемый с приближающейся весной;
его чаще надевали на жердь, воткнутую
посреди костра.
В центральных областях России “проводы
масленицы” сопровождались удалением
за пределы культурного пространства
скоромной пищи, символизирующей Масленицу.
Поэтому в кострах действительно иногда
сжигали остатки блинов, масла, лили туда
молоко, однако чаще просто говорили детям,
что в костре сгорели все скоромные блюда
(например: “молоко сгорело, в Ростов улетело”
и под.). Некоторые обычаи были адресованы
детям и должны были устрашить их и принудить
к послушанию: на Нижегородчине в последнее
воскресенье масленичной недели в центре
села устанавливали шест, на который влезал
мужик с веником и, делая вид, что бьет
кого-то, кричал: “Не проси молока, блинов,
яичницы”.
Прощание
с Масленицей завершалось в
первый день Великого поста —
Чистый понедельник, который считали днем
очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины
обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии
пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать
изо рта остатки скоромного; в некоторых
местах для “вытряхивания блинов” устраивали
кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник
обязательно мылись в бане, а женщины мыли
посуду и “парили” молочную утварь, очищая
ее от жира и остатков скоромного.
Среди
других обычаев и развлечений
масленичной недели было
Обрядовые
песни масленичной
недели
Обряды масленичной недели имели целью
помочь солнцу продвинуться по кругу,
ускорить конец зимы. Отсюда разнообразные
изображения круга и кругового движения.
В русских масленичных песнях пелось об
изобилии: масла и сыру (творогу) якобы
заготовлено было так много, что ими умащивали
гору для катания на санках:
Ай, как мы масленицу дожидали,
Дожидали, люли, дожидали.
Сыром горушки укладали,
Укладали, люли, укладали.
Сверхом маслицем поливали.
Ах ты масленица, будь катлива,
Будь
катлива, люли, будь катлива...
Календарно-обрядовые песни относятся
к древнейшему виду народного творчества,
и получили они своё название из-за связи
с народным сельскохозяйственным календарём
- распорядком работ по временам года.
Узкообъемные (чаще всего квартовые) масленичные
напевы имели весёлый характер, даже если
пелись с невеселыми словами. Праздничное
время пролетало быстро, наступал последний
день веселья. В последний день масленицы
(«прощёное воскресенье») пелось много
грустных лирических песен. Молодушки
выходили за околицу села, взбирались
на горку и, обернувшись в сторону далекой
родной деревни, заводили песни о разлуке
с родителями, жаловались на суровость
свекра и свекрови. В курской песне «У
ворот сосна всколыхалася» рассказывается
о том, как молодушка, собираясь навестить
мать, прихорашивалась, умывалась тремя
сортами заморского мыла. Тем временем
зима скрылась, снега потаяли, реки разлились,
а поехать к матери она так и не успела.
Мелодия песни принадлежит к группе типовых
календарных напевов, построенных на ладово-напряженном
увеличенно-квартовом последовании из
одних лишь целых тонов.
В последний день Масленичной недели справлялся
обряд проводов зимы. Под веселое пение
по улицам города или деревни возили на
дровнях наряженное соломенное чучело,
изображавшее масленицу; вечером его сжигали
на ржаном поле. Обряд воспроизведен в
пьесе А. Островского «Снегурочка», музыку
к которой писали П. Чайковский и А. Гречанинов,
а также в опере на этот сюжет Н. Римского-Корсакова.
В большинстве местностей на масленицу
пелись обычные веселые шуточные и лирические
песни: старинные же масленичные песни
сохранились в Тверской области на Смоленщине
и на Псковщине. На Украине же где пелось
огромное количество колядок, не было
записано ни подблюдных, ни масленичных
песен.
Песни, которыми «провожали Масленицу»,
были схожего содержания: все они выражали
сожаление о краткости праздника и оплакивали
конец разгульного веселья. Например,
при проводах пели:
Прощай, Масленица-вертушка,
Настает великий пост.
На деревне всё приели,
Подают селедки хвост!
Как на масляной неделе
В потолок блины летели! И-их!
Уж ты Масленица, ты обманщица,
Говорила семь недель, а остался один день!
(Калининская
обл.);
Прощай, Масленица,
Прощай, красная!
Наступает великий пост,
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берем,
Кота за уши дерем!
Масленица-ерзовка,
Обманула нас, плутовка!
Оставила нас
На кислый квас,
На постные щи,
На голодные харчи.
Ай, Масленица, обманщица!
До поста довела –
Сама удрала! Масленица, воротись!
В новый год покажись!
(Владимирская
губ.);
Масленица, Масленица,
Семенова племянница,
Обманула-провела,
Нагуляться не дала.
Через семь недель
Будет светлый день,
Будем пасху святить,
Будем яйца красить!
(Ярославская
губ.);
А масляна, масляна полизуха!
Полизала блинцы да стопцы, -
На тарельцы.
А мы свою масляну провожали,
Тяжко-важко да по ней воздыхали:
“Ах масляна, масляна, воротися,
До самого Велика дня протянися!”
(Курская
губ.);
Масленица загорела,
Всему миру надоела,
Обманула, провела,
Годика не дожила,
До поста довела.
Шла сторонкою к нам,
По заулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны,
Надорвала животы!
Блинов напекла,
Сама все пожрала,
А нам редьки хвост
Дала на пост!
Весело гуляла,
Песни играла,
Протянула до поста, –
Гори, сатана!»
(Владимирская
губ.) и т.п.
Протяжные
песни
Самыми глубокими и содержательными были
протяжные песни. Среди них особенно интересны
исторические, рекрутские, а также, особенно
любимые в народе лирические песни о безответной
любви, которые научно принято называть
"жестокими" романсами.
Самарская Лука, Жигулевские горы издавна были местом, где находила свое убежище так называемая "волжская вольница", а попросту говоря, разбойничьи шайки беглых людей, которые занимались грабежами и наводили страх на местное население. Может быть поэтому, среди протяжных песен так много разбойничьих, тюремных, балладных, которые сами исполнители называют "тревожными".
Наиболее известными из них по всей России являются песни "Утес Стеньки Разина" и "Свадьба" (или "Из-за острова на стрежень ...").
Кроме песен народом слагались многочисленные
легенды, предания, сказки и т.д.
Встреча
Масленицы
Понедельник
– встреча
А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали,
душа, поливали.
Величальные
песни
Вот
одна из распространенных
Дорогая наша Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ласткй красные,
Лапти частые головастые,
Портянки
белые, набеленные!
О купце Калашникове
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И
велел растянуть цепь
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажен
Для охотницкого бою, одиночного.
И
велел тогда царь Иван
Клич кликать звонким голосом:
Ой, уж где вы, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку,
Выходите-ка в широкий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит,
кто будет побит, того бог простит!
М. Лермонтов
"Снегурочка"
А.Н.Островского
Думая о весне, крестьяне-берендеи пели:
Масленица - мокрохвостка!
Приезжай домой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
Весна-красна,
Наша
ладушка пришла!