Массовая и Элитарная культура

Автор работы: e*********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:36, реферат

Описание

Уважаемый читатель, извольте отнять у ВАС несколько драгоценных минут ВАШЕГО времени, что бы ознакомить ВАС с темой ''Массовая и Элитарнаякультура'',(по-моему представлению) как новые ветки в культуре нашего
времени, которые в большей или меньшой степени проявились именно в конце
20-ого века, конечно, похожие культуры были и раньше (см. Диалог культур),
но проявлялись по-другому ,так как были другие времена и законы.

Содержание

Вступление. 3
Понятие культуры. 4
Культуры в культуре. 4
Диалог культур. 9
Проблемы современной отечественной культуры. 11
Диаграмма. 12
Краткий вывод. 13
Литература. 13

Работа состоит из  1 файл

культорология2.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

необычайно велик: от  героического  эпоса,  заговоров  и  обрядовых  танцев,

хранители и  исполнители  которых  ещё  остались  в  сельских  местностях  до

злободневного анекдота и  песенной  традиции,  порожденной  теми  или  иными

политическими событиями  (например,  баллады  об  афганской  войне).  Особой

формой этой культуры является детский, и в частности школьный, фольклор.

Отношения народной культуры с «массовой культурой»  противоречивы.  С  одной

стороны, «массовая  культура» навязывает  народному  творчеству  определённый

образ мышления и выражения. В тоже время сама эта культура подпитывается  от

народной.  Например,  эстрадные  исполнители   часто   используют   элементы

фольклорной музыки. А обращение к различным традиционным сюжетам, скажем,  к

легендам о  короле Артуре, в современных фильмах  ведёт к их  популяризации  и

побуждает некоторых  зрителей обратиться к первоисточнику.

Естественно,  дальше  это  приводит  (обычно)    к   более   прогрессирующим

результатам. Нежели  (по  отношению  к  «массовой  культуре»)  бессмысленное

просматривание  бездымных, умопомрачающих (извиняюсь  за  каламбур)  боевиков,

или «страшилок». 
 
 

                               Диалог культур. 
 
 

Как   уже   отмечалось   «массовая   культура»   и   «элитарная    культура»

взаимодействуют друг с другом. Поговорим подробнее  о  диалоге  культур  и  о

том ,  что  является  результатом  этого  диалога.  Для  примера  рассмотрим

развитие национальных культур и их взаимодействие. 
 

Источники  национальных  различий  культур  следует  искать  в  исторических

условиях их формирования. Эти  различия  имеют  глубокие  корни,  отражающие

особенности общественной  жизни  той  или  иной  социально-исторический  или

этнической общности людей, её взаимосвязи с природой.  Культурные  различия-

один  из  источников  многообразия  исторического  процесса,  придающих  ему

красочность  и  многомерность.  Каждая  национальная  культура  неповторима,

уникальна. И  эта неповторимость, незаменимость  особенно бережного  отношения

 ней. 

Вместе с тем  уже в античной цивилизации шел  процесс взаимодействия  культур.

По мере того как история становилась всемирной,  возникали  предпосылки  для

взаимообогащения  культур  как  в  рамках  отдельных   много-   национальных

государств,  так  и  в  масштабах  всего  человечества.   Научно-технический

прогресс, общие  тенденции  в  развитие  образования,  огромная  подвижность

населения, мировое  разделения  труда-  эти  и  другие  факторы  способствуют

дальнейшей интернационализации  культуры и  общественной  жизни,  усилению  и

углублению взаимо- проникновению культур, но  в  то  же  время  порождают  и

разнообразные проблемы.  Интернационализация  встречает  сопротивление  там,

где  она  насаждается   насильственно.   В   некоторых   освободившихся   от

колониальной  зависимости  странах   стремлению  к  обособления  национальной

культуры является своеобразной  формой  протеста  против  неоколониализма  и

засилья «массовой  культурой».

 В условиях  интернационализации  обостряются   проблемы  сохранения  культуры

малочисленных  народов.  Так,  у  некоторых  народностей  Севера  нет  своей

письменности, и  родной язык постепенно  забывается  в  процессе  постоянного

общения с другими  народами.

Подобные проблемы можно разрешить лишь благодаря  диалогу  культур,  но  при

условии , что  это  должен  быть  диалог  «равных  и  разных».  Положительным

примером может  служить существование в Швейцарии нескольких  государственных

языков. Здесь  созданы равные возможности для  развития культур всех народов.

Диалог предполагает также взаимопроникновение, взаимообогащение культур.  Не

случайно культурный обмен (  выставки,  концерты,  фестивали  и  т.д.)  стал

доброй традицией  в  жизни  современной  цивилизации.  В  результате  диалога

создаются  общечеловеческие  культурные  ценности,  важнейшими  из   которых

являются нравственные  нормы,  и  в  первую  очередь  такие,  как  гуманизм,

милосердие, взаимопомощь. 
 
 

                Проблемы современной отечественной   культуры. 
 

Кризисная ситуация, сложившаяся в  России,  с  особой  силой  проявляется  в

духовной жизни  общества. Положение в культуре нашего  отечества  оценивается

как крайне тяжёлое и даже  катастрофическое.  При неисчерпаемом культурном

потенциале,    накопленном    предшествующими    поколениями    и     нашими

современниками, началось духовное обнищание народа.  Массовое  бескультурье-

причина многих бед.

Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия- злая поросль  на

почве бездуховности. Некультурный врач безразличен  к  страданиям  больного,

некультурный   человек   равнодушен   к   творческим   поискам    художника,

некультурный  строитель строит пивной  ларёк  на  месте  храма,  некультурный

земледелец уродует  землю…(этот ряд можно продолжить, но это введёт в  уныние

моего читателя). Вместо родной  речи,  богатой  пословицами  и  поговорками,

язык,  засоренный  иноземными  словами,  блатными   словечками,  а   то   и

нецензурной бранью. Сегодня под  угрозой  разрушения  то  ,  что  столетиями

создавали  интеллект,  дух,  талант  нации,  разрушаются  старинные  города,

гибнут книги  архивы, произведения искусства, утрачиваются народные  традиции

мастерства. Опасность для страны представляет бедственное положение науки  и

образования( ниже приложена диаграмма). 
 

                                 Диаграмма. 
 

По международным  стандартам интеллек-туализации выработанным  по  инициативе

ЮНЕСКО [3]. 
 

|Дата    |50-е  |60-е    |Нач.80   |1985   |1990   |1995   |2001   |

|(год)   |      |        |         |       |       |       |       |

|Место   |3     |8       |30       |42     |50     |5      |2      | 
 
 

[pic]Главные соперники  России в естественных науках: Китай, США, Канада. 
 
 

                               Краткий вывод. 
 
 

Конечно же эти  сведения  не  показатель,  и  были  достигнуты  определенными

индивидами   (личностями,  которые,  скорей   всего,   были   в   «элитарной

культуре»).  Значит  надо  больше  стремиться  к   созданию   такой   высоко

образованной  молодёжи( с детства). Правда и от  «массовой  культуры»  мы  не

куда не денимся- там где большие деньги, нет  здравого смысла. И люди  всегда

будут делать то , что им нравиться. 
 
 

                                
 
 

 Литература. 
 

1.Аргументы и  факты \\ Общество.-2001.-№1065

2. Л.Ф. Иванов \\ Человек и общество.-5-е изд., перераб. и допол.-М.-1999

3.Элитарное и  массовое в русской худ. Культуре.-1996

4. Гуревич П.  С \\ Человек и культура.-1998

5.   http://www.referat.ru/ 
 
 

[pic] 
 
 

-----------------------

[1] С моей( автора) точки зрения.

[2] Высказанное-  личное мнение автора реферата( может быть и неверное).

[3] Сведения из  газеты «Аргументы и факты»( см. Литературу). 
 

Информация о работе Массовая и Элитарная культура