Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 12:40, контрольная работа
Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает, и всегда испытывала отвращение к образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл.
Введение 3
Понятие массовой культуры 4
Исторические условия и этапы становления массовой культуры 6
Философские основы массовой культуры 11
Заключение 17
Список литературы 18
Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Однако, оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы в развитии, во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре формула (а в этом и есть сущность искусственно создаваемого образа - имиджа или стереотипа) - это главное. Подобная ситуация стимулирует идолопоклонство. Сегодня новомодные "звезды искусственного Олимпа" насчитывают не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини.
Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособления людей к существующим условиям, конформизм.
Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные "версии жизни", которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. Этому служат и такие ритуальные формулы массовой культуры, как "добродетель всегда вознаграждается", "любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все".
Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, которая базируется на определенных философских основаниях.
Философские основы массовой культуры.
Одной
из старейших философских школ прошлых
веков была греческая школа - киренаиков,
основанная в V веке до н. э. другом Сократа
- Аристиппом. Это школа создала этическое
учение - гедонизм. Гедонисты утверждают,
что чувство наслаждения является целью
всего поведения человека. Идеи гедонизма
развили эпикурейцы. Наличие у массовой
культуры столь древних идейных источников
является аргументом против тех теорий,
которые утверждают, что только одни технические
средства породили, якобы, в XX веке новый
тип "глобальной культуры". Но, конечно,
наиболее интенсивно мировоззренческо-
В качестве идейной основы современной массовой культуры выступает философия позитивизма. Позитивизм в эстетике проявился как натурализм. Для него характерно сведение социального к биологическому.
Примером художественного (практического) решения эстетических принципов, законов биологизма в позитивизме является серия западных детективных романов. В сюжетах этих произведений за совершенными преступлениями стоит один социальный мотив - деньги. Но в финалах романов выясняется, что преступления организовали психи-маньяки, уголовники-шизофреники, не способные отвечать за свои поступки. Серьезный социальный мотив оказывается подмененным мотивом биологическим. Зависимость социологии от биологии стала мировоззренческой платформой для многих произведений массового искусства. Принцип эскейпизма, то есть стремление любыми путями увести реципиента от противоречий реального мира, объявить их несуществующими или заставить о них забыть, прочно занял ведущее место в подобных произведениях.
Обрела второе дыхание и практическое воплощение в массовой культуре ключевая идея английского позитивиста Г. Спенсера (1820-1903). Суть ее состоит в том, что индивидуализм, конкурентная борьба и выживание наиболее приспособленных необходимы для поступательного развития общества. Спенсеровский социальный дарвинизм, в своих крайних формах, стал основой для расизма и экспансионизма. Идеи расизма, национал-шовинизма пустили глубокие корни в общественном сознании мира. И как следствие этого они существуют в продукции массовой культуры. Именно эти идеи пропагандируют теорию тотального противостояния культур, религий, рас, твердят о непримиримости, враждебности различных культур.
Философия позитивизма явилась главной формой мировоззренческого обоснования натуралистического художественного метода в искусстве (Г. Спенсер, Э. Ренан, И. Тэн). Натурализм как метод художественного творчества оформился во второй половине XIX века в Европе. Среди наиболее известных деятелей искусства, широко использовавших натуралистический метод, были братья Гонкуры, Э. Золя, М. Арцибашев. В натуралистических произведениях искусства преувеличивается роль материально-вещественной среды и недооценивается роль социальных факторов в формировании личности. Натуралистические школы привели, прежде всего, к бытописательству в художественных произведениях, к заострению внимания на физических подробностях жизни человека, однако меньше внимания уделялось социальным основам бытия.
Существует тесная связь философии прагматизма с массовой культурой. Наиболее полно идеи прагматизма реализовал в эстетике и культурологии массовой культуры американский философ Д. Дьюи (1859-1952). Основные его работы были опубликованы между двумя мировыми войнами, когда феномен массовой культуры уже отчетливо вырисовывался, приобрел законченную форму и выработал целый ряд закономерностей. В своем программном труде "Искусство как опыт", вышедшем в свет в 1932 году, Дьюи разработал культурологическую концепцию, которая во многом определила пути развития массовой культуры.
По мнению Дьюи, в основе художественного творчества лежит не отражение предметов и явлений действительности, а некий чувственный опыт, который он трактует как "результат взаимодействия организма и его окружения". В своей теории Дьюи уходит от материального мира и погружается в субъективные эмоции. И эстетический опыт является продолжением обычного человеческого опыта. Дьюи активно защищал социально-интегрирующую способность искусства и открыто провозглашал свою приверженность натурализму в искусстве, противопоставляя его реализму.
XX век войдет в историю человечества, как век страха. Разрушительные войны, революции, катастрофы, стихийные бедствия способствовали появлению в мировой художественной культуре образа "маленького человека". В книге "Бегство от свободы" американский философ и социолог последователь 3. Фрейда Э. Фромм сравнивает человека нашего века с мышонком Микки Маусом - героем мультфильмов У. Диснея. Фромм подчеркивает, что люди не смотрели бы без конца варианты одной и той же темы, если бы для них в ней не было бы чего-то сокровенного и близкого. Зритель переживает с мышонком все его страхи и волнения, а счастливый конец, в котором Микки всегда избегает опасности, дает ему, зрителю, чувство удовлетворения. Древние греки создали в искусстве образ героя, который органично существовал с окружающим его миром, художественное творчество XX столетия широко эксплуатирует образ маленького человека, как героя нашего времени.
Сегодня отношения у людей к насилию в художественной культуре разное. Одни считают, что ничего страшного в реальную жизнь тема насилия не привносит. Другие считают, что изображение насилия в художественной культуре способствует увеличению насилия в реальной жизни. Безусловно, усматривать прямую связь между произведениями, в которых пропагандируется насилие и ростом преступности было бы упрощением. Так же как и чтение романов А. Толстого и пристрастие к музыке П. Чайковского совсем не обязательно делают человека высоконравственным. Конечно, впечатления от восприятия художественных произведений составляют лишь небольшую долю от общей суммы воздействий, оказываемых на человека условиями его реальной жизни. Однако в обществе массового потребления фильмов, телепрограмм, пластинок - все это часть реальной жизни. Художественная культура всегда оказывает огромное влияние на человека, вызывая определенные чувства.
Состояние и потребности художественной культуры, научно-техническая революция, начавшаяся во второй половине XX века, прошедшая этап информационной, а затем электронной революции, и переходящяя в настоящее время в фазу «нанореволюции», создали условия не только для возникновения и развития новых видов и жанров искусства, прежде всего, в сфере массовой культуры, но изменили и сам процесс создания и реализации художественных произведений.
Новые технологии способствуют унификации, а затем и глобализации процессов художественного творчества. В настоящее время можно говорить о создании новых форматов «потребления» художественной «продукции», вывода ее на культурно-художественный рынок. Этому способствует интенсивное развитие средств массовой информации и телекоммуникационных технологий. В частности, новые аудиовизуальные технологии дали возможность поднять на более высокий уровень подготовку и проведение таких явлений художественной культуры, как массовые музыкальные представления, зрелища, празднества, торжества, музыкально-художественные программы, в том числе и со спортивным уклоном.
На волне новых технологий «второе дыхание» открылось у такого классического жанра, как концерт, во всех его разновидностях (концертмитинг, театрализованный концерт, «салютный» концерт, колокольный концерт, рок-концерт, глобальный концерт, юбилейный концерт, гала-концерт, и т.д.). Появились совершенно новые жанры массовых представлений, такие, как, например, светомузыкальный спектакль, электронная феерия, пиромузыкальное шоу.
Телеверсии таких синтезированных музыкально-художественных представлений становятся самостоятельным художественным продуктом, равно как и видеоклипы. Создаются специализированные телевизионные каналы (типа MTV), радиостанции, печатные издания. Новые технологии тиражирования и коммуникации в аудио- и видео-дисках, компьютерных файлах обеспечивают «домашний» и «мобильный» форматы потребления, в том числе и с элементами интерактивности (через SMS-сообщения и сеть Интернет).
Для изготовления такой художественной продукции, помимо авторов и исполнителей, потребовалось и возникло новое сообщество специалистов междисциплинарного профиля: звукорежиссеров, режиссеров по свету, видеорежиссеров, специалистов по электронно-компьютерным технологиям, по спецэффектам, и других. Выяснилось, что востребованность, а значит, и прибыльность от реализации созданного музыкального продукта существенно повышается, если спланировать и осуществить его выпуск в разных «упаковках», то есть форматах потребления. Поэтому вокруг творческой группы авторов и исполнителей стала формироваться команда менеджеров под управлением продюсера как главного лица, берущего на себя все риски на протяжении жизненного цикла задуманного дела. Фигура продюсера начинает играть роль и регулятора экономических отношений, а процесс планирования, создания и реализации совокупности синтезированной музыкально-художественной продукции, объединенной общей концепцией, стали называть проектом, по аналогии с техническими дисциплинами. Надо отметить, что новое использование данного технического термина в практике художественного рынка современности, по нашему мнению, вызвало возникновение нового смысла его применения не только как «плана», но совокупности замысла, подготовки и реализации в разных форматах «потребления» художественного произведения.
Проект (от лат. projectus, букв. - брошенный вперед) - план, замысел, разработка документа и т.п. Между тем, несмотря на то, что этот термин, отражающий рассматриваемое в настоящей работе явление, широко используется в средствах массовой информации, сети Интернет и даже в специальной литературе , с научной искусствоведческой точки зрения содержание его не изучено; определения, что понимается под ним, нам не встречалось. Поэтому, представляется актуальным изучить историю, специфику художественного явления, которое в практике художественного рынка рубежа XX-XXI столетий стало обозначаться как «проект».
Заключение.
В итоге хотелось бы сказать, что несмотря на все отрицательные аспекты существования массовой культуры, констатация ее присутствия в нашей повседневной жизни просто не подвергается опровержению. Культура масс настолько плотно втянулась в наш график, окутала наши интересы, времяпрепровождение, что ее искоренение раз и навсегда стало просто немыслимым…да и надо ли это? Другое дело - качественный уровень подаваемой информации. Но выше я говорил о том, что не существует предложения без спроса, следовательно, заполонение эфира насилием, порнографией, агрессией - все это наших с вами рук дело! Своей работой хотелось бы призвать трепетно и более избирательно относиться к тому, что мы смотрим, что мы слушаем, где проводим свое время; понять, что не все, что транслируется пускай даже самыми популярными каналами заслуживает нашего с вами внимания…и, может, в следующий раз вместо просмотра очередной серии бесконечных мыльных опер лучше взять в руки многократно перечитанное произведение Булгакова? По крайней мере, это точно не вредно…
Список использованной литературы.
Информация о работе Массовая культура и аудиовизуальные технологии XXI века