Метод формирования эстетического развития у детей среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:06, реферат

Описание

В настоящее время под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Оно реализуется и приобретает ценность при самообразовании, саморазвитии личности. В эстетическое воспитание принято включать направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.

Содержание

1. Метод формирования эстетического развития у детей среднего школьного возраста
1.1 Формирование эстетической культуры средствами искусства
2. Обоснование актуальности темы
3. Характеристика аудиторий
4. Цель
5. Задачи
6. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КУЛЬТОРОЛОГИЯ.doc

— 56.00 Кб (Скачать документ)

 Содержание:

 1. Метод формирования  эстетического развития у детей  среднего школьного возраста

     1.1 Формирование  эстетической культуры средствами  искусства

 2. Обоснование  актуальности темы

 3. Характеристика  аудиторий

 4. Цель

 5. Задачи

 6. Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1. Метод формирования эстетического развития у детей среднего школьного возраста.

 В настоящее  время под эстетическим воспитанием  понимается процесс формирования и  развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Оно реализуется и приобретает ценность при самообразовании, саморазвитии личности. В эстетическое воспитание принято включать направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.

На данном этапе  к целям эстетического воспитания и образования относятся: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; формирование творческих способностей в области художественной, духовной и физической культуры.

Считается, что  для России наиболее перспективна ориентация, опирающаяся на концепции Ф. Шиллера, С.М. Эйзенштейна, Л.С. Выготского, П.А. Флоренского и др., определяющая процесс эстетического воспитания на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства.

Эстетическое воспитание должно быть направлено на раскрытие эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), ее потребностей, оценочных, эстетических отношений и их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве и самостоятельном творчестве, рефлексии, анализе).

В современных  условиях среди приоритетных выделяются такие направления эстетического  воспитания, как развитие непрерывного художественного образования, формирование музыкальной культуры воспитанников, театральное воспитание и образование, развитие литературных способностей и т.д.

Таким образом, научное осмысление эстетического  воспитания проходило сложный путь в различных исторических условиях. Большинство педагогов сходится во мнении, что эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

1.1 Формирование эстетической  культуры средствами искусства

 Художественный  потенциал человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются  в искусстве; "искусство - это время  и пространство, в котором живет  красота человеческого духа". Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.

 Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла - литературу, музыку, изобразительное  искусство.

 Эстетическое  развитие личности средствами искусства  в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом; тем более абсурдно требовать подобного от ребенка. Речь идет о формировании так называемой базовой культуры личности. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает, как это иногда утверждают, эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.

 

 2. Обоснование актуальности темы.

 Вопрос о  формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень  культурного развития общества в  целом. Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности. Первоосновой этой культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость к прекрасному. Но этого недостаточно. Для того чтобы в полной мере воспринять красивое или проявить себя в художественном творчестве, нужен еще и некоторый фонд теоретических и конкретных знаний, на базе которых развиваются представления и понятия об эстетических ценностях, то есть эстетический кругозор.

 Особое значение для формирования эстетического  отношения к действительности имеет  эстетический идеал как цель и  образец, стимулирующий сознательное стремление к совершенной красоте. Непосредственным отражением эстетических позиций человека, его взглядов, идеалов является эстетический вкус, то есть умение отличать прекрасное от безобразного, истинную красоту от ложной. Существенным показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, которые наиболее ярко выражают ценностные ориентации личности в сфере прекрасного.

 С помощью  эстетических чувств и сознания мы главным образом воспринимаем и  оцениваем красоту в искусстве  и действительности. Благодаря художественным способностям человек сам создает прекрасное в процессе творческой деятельности.

 Несомненно, развивать способности личности к полноценному восприятию и правильному  пониманию прекрасного в искусстве  и действительности необходимо уже  в раннем возрасте. В настоящее время этот вопрос особенно актуален, так как на школьников ежедневно обрушивается поток разнообразной информации, которую детский мозг не всегда способен адекватно воспринять. Поэтому существует потребность в выработке у школьников системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве. 

 3. Характеристика аудиторий.

 Дети среднего школьного возраста (10-15 лет)

 У школьника  подростка этот переход связан с  включением его в доступные ему  формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое преимущество. Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он оказывается главным домашним «комментатором» общественных событий.

 В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. 
Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности.

 Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных  суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем  поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.

 Правильно организованному  воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет  складываться его личность.

 Подростки очень  чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют на какие-либо ущемления их достоинства, не терпят поучений, особенно длительных.

 В подростковом возрасте совершаются настолько  глубокие изменения духовной жизни  человека, что многие из фактов его  познания, умственного труда, поведения, взаимоотношений с товарищами, эмоционального, эстетического и морального развития кажутся воспитателю непостижимыми и таинственными. Опытные педагоги нередко жалуются: трудно работать с подростками – что-то таинственное, непонятное происходит с ними. Чувства, которые волнуют душу в детстве, со временем будто совсем не могут овладеть ею. Если прежде, бывало, горе близкого или незнакомого человека вызывало в детском сердце глубокие переживания, то подросток иногда может оставаться глухим к человеческой беде.

 Подросток в  отличие от ребенка начинает обобщать как добро, так и зло. 
Да, годы отрочества и отличаются от детства тем, что человек в этом возрасте видит, чувствует, переживает не так, как видел, чувствовал и переживал в детские годы. Подросток видит то, что еще не видит ребенок. Он же видит то, что часто уже не видит, вернее, не замечает взрослый. Видение мира у подростка – единственное в своем роде, уникальное, неповторимое состояние человека, которое взрослые часто совсем не понимают. 
Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

 Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как  первичная ячейка общества, влияние  которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. 

 4. Цель.

 Формирование  эстетических чувств, потребностей и  интересов, эстетических вкусов и идеалов, способности человека к художественному творчеству и эстетическому осознанию окружающего мира. 

 5. Задачи.

 1. Развивать  способность переживать различные  явления действительности

 2. Развивать творческие способности, используя потенциал каждого ребенка.

 3. Расширение знаний ребенка в различных областях искусства.

 4. Привлечение  родителей в творческий процесс. 

Формы Методы Средства
Информационно-просветительские.

Встреча  «Храним культурное наследие»

Метод формирования общественного сознания Специалисты, аудитория
Культурно-эстетической направленности «Творчество разных народов» Вовлечения  в СКД

Стимулирование  социально-культурной активности

Летняя концертная площадка в парке. Музыканты, специалисты, аудитория и т.д.
Информационно-просветительские. Встреча с творческим ансамблем  «Непоседы» Вовлечение  в СКД

Стимулирование  социально-культурной активности

Аудитория, специалисты, Дом Культуры имени Горького.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Список  литературы:

 Ариарский М. А. «Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления»

 Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте.

 Выгодский Л.С. Психология искусства.

 Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников.

Информация о работе Метод формирования эстетического развития у детей среднего школьного возраста