Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 11:25, контрольная работа
Целью данной работы является анализ сферы проявления межличностных конфликтов.
1. Введение 1
2. Причины межличностных конфликтов. Общий обзор 3
3. Межличностные конфликты 4
4. Заключение 6
5. Список используемой литературы 7
Введение
Целью данной работы является анализ сферы проявления межличностных конфликтов.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в процессе взаимодействия с другими людьми проявляются две основных тенденции -устойчивость, стабильность ее позиций, установок, оценок, действий, с одной стороны, и их изменчивость- с другой. Один полюс личностного бытия человека в межличностной сфере составляет стереотипность его поведенческих стратегий, устойчивость убеждений и установок, константность действий в изменяющихся условиях среды, стабильность личностных черт и диспозиций, тенденция сохранения и репродуцирования прошлого опыта, но другой, противоположный ему полюс включает в себя вариабельность поведенческих стратегий, смену убеждений и установок, трансформацию прошлого опыта, выработку новых личностных черт и самопреобразование.
В процессе взаимодействия этих полюсов человек адаптируется к окружающей социальной среде, к особенностям существующих в ней межличностных отношений. Разумеется, масштабы, способы, особенности адаптационного процесса зависят как от специфики социальной среды, так и от внутреннего мира самой данной личности. В развертывании этого процесса она может (в зависимости от его успешности) испытывать либо удовлетворенность, положительное отношение к окружающим и их приятие, чувство социального комфорта и т.п., либо, напротив, неудовлетворенность и фрустрированность, тревожность, отрицательное отношение к окружающим, ощущение социальной незащищенности и т.д. Если в первом случае межличностные отношения развиваются преимущественно по типу сотрудничества, товарищества, а нередко и дружбы, то во втором гораздо чаще возникают ситуации соперничества, конфликтности. В последнем случае субъект межличностных отношений принимает в расчет индивидуальность или собственное мнение партнера по таким отношениям только в той мере, в какой это служит его цели преобразования, отстранения или подавления соперника.
Особенно часто
такого рода ситуация складывается в
хронически конфликтных супружеских
взаимоотношениях, а также во взаимодействии
конфликтующих соперников в служебной
обстановке — в производственных,
артистических, исследовательских
и других коллективах. Это, разумеется,
не означает, что межличностные конфликты
не могут возникать в других сферах
деятельности. Повседневная жизнь убеждает
нас в том, что такие конфликты
возникают практически во всех без
исключения сферах человеческого общежития.
Самым общим социально-
Однако это вовсе
не означает, что межличностные конфликты
коренятся только в психологических
особенностях соперничающих индивидов.
Напротив, наряду с субъективными
причинами, обусловленными психологическими
особенностями участников конфликтного
взаимодействия, последние детерминируются
самой социальной средой, в которой
такие взаимодействия происходят. Причем
в большинстве случаев
Причины межличностных конфликтов. Общий обзор
Среди объективных
причин межличностных конфликтов чаще
всего в роли детерминантов выступают
ресурсно-материальные факторы, такие,
например, как недостаток материальных
средств в семье или в
На эти и им
подобные объективные детерминантные
факторы возникновения межличностных
конфликтов, нередко наслаиваются действия
факторов субъективного характера. К их
числу принадлежат, в частности, поведенческие
факторы, такие, как эгоистичность, грубость,
лживость, стремление к превосходству,
вызывающие различные формы межличностных
конфликтов. К этой же группе субъективных
источников возникновения межличностных
конфликтов относятся существующие между
взаимодействующими индивидами различия
в представлениях о ценностях: о добре
и зле, о справедливости или несправедливости,
о должном, уместном или неуместном в поступках
окружающих людей и т.п. Сюда же следует
отнести различия взаимодействующих личностей
в жизненном опыте, в склонностях и привычках,
в манере поведения, порождающих различные
мотивации поступков и приводящие нередко
к мотивационным межличностным конфликтам.
Межличностные конфликты.
Конфликты между
людьми как представителями социальных
групп различного уровня возникают,
увы, достаточно часто. К самым распространенным
психологическим конфликтам относятся
межличностные конфликты. Они охватывают
практически все сферы
Даже в межгосударственных конфликтах
происходят столкновения между лидерами
или представителями государств. Поэтому
знание особенностей межличностных конфликтов,
причин их возникновения и способов управления
ими является важной составляющей в профессиональной
подготовке любого специалиста.
Строгого
Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами. Такие конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.
В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии.
Одним из важнейших
показателей социально-
В основе конфликта лежат столкновения людей, их мнений, позиций, взглядов, характеров, интересов. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон конфликт выступает единовременно и как защитная реакция, и как ответная, эмоционально окрашенная реакция.
Современная конфликтология достаточно подробно описала динамику протекания конфликтов. Большинство конфликтов назревают постепенно и вначале находятся в так называемом инкубационном, скрытом состоянии, при
котором конфликтующие стороны выражают, скрыто свои претензии, как говорится, «за глаза».
Конфликтное поведение – это
действия, направленные на то, чтобы
прямо или косвенно
Конфликтное поведение – это
пик в развитии конфликта. Оно
не может длиться вечно, и,
в конце концов, конфликтующие
стороны должны будут выбрать
одну из двух программ
Если выбрана вторая программа,
Заключение
И в заключение необходимо
отметить, что если конфликтное взаимодействие
детерминировано сложившейся
1) выйти из конфликтной ситуации, избежать столкновения интересов, целей, позиций и т.п., не настаивая на своем, но и не уступая сопернику;
2) настоять на своем, пойдя при этом на обострение взаимоотношений с партнером;
3) уступить другому, пренебречь какими-то, не самыми главными своими интересами;
4) пойти на компромисс с соперником, уступив в чем-то в обмен на уступки с другой, стороны;
5) попытаться разрешить
конфликтную ситуацию поисками
путей, удовлетворяющих
Разумеется, конкретно выбираемая линия (стратегия) поведения в любом из возможных вариантов взаимодействия с партнером определяется не только личностными особенностями втянутых в конфликтное взаимодействие лиц, но и обстоятельствами конкретной ситуации. Это взаимное наложение друг на друга двух рядов детерминации конфликтной ситуации - ситуационной и личностной - приводит к тому, что каждое конфликтное взаимодействие весьма своеобразно. Оно всегда индивидуально, если не по обстоятельствам своего возникновения и развертывания, то, как минимум, по личностным особенностям партнеров межличностного взаимодействия, каждый из которых вносит в него нечто свое, свойственное только ему. Поэтому задача выхода из конфликта или его разрешения каждый раз является новой и хотя бы в небольшой мере (а иногда и в очень большой)- творческой, требующей напряжения интеллектуальных и эмоциональных ресурсов личности, оказавшейся в конфликтной ситуации.
Но каким бы образом
ни развивались события в межличностном
конфликте, общая для всех ситуаций тенденция,
связанная с попытками разрешить конфликт
состоит в следующем: разрешение конфликта
означает устранение его причин. Но чтобы
добиться такого исхода, необходимо найти
точки, пути сближения с партнером (партнерами)
в понимании того, что существует единство
с ним в сфере главных интересов и задач.
Именно такой подход предполагает возможность
и создает предпосылки для дружественного
разрешения конфликта.
Список используемой литературы:
1.Бабосов Е.М. Основы
2.Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости. //Современная зарубежная социальная психология. 2000.