Мифологическая картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 23:27, контрольная работа

Описание

Картина мира – это целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер. В основе понятия лежат представления о мире как о некой упорядоченной целостности. Картина мира связана с потребностью человека найти ответы на «вечные» вопросы: о происхождении мира, его устройстве, месте человека в нём, смысле и цели человеческой жизни.

Работа состоит из  1 файл

КР КУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 24.92 Кб (Скачать документ)

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТИНА МИРА

 
    Картина мира – это целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер. В основе понятия лежат представления о мире как о некой упорядоченной целостности. Картина мира связана с потребностью человека найти ответы на «вечные» вопросы: о происхождении мира, его устройстве, месте человека в нём, смысле и цели человеческой жизни.

   Мифологическое мировоззрение – первая картина мира, сложившаяся в людских умах. Мировоззрение начало складываться, когда человек начал задумываться не только над вопросами вроде «Как сделать?», но и над «Почему что-либо происходит?» и «Как оно происходит?», то есть предпринял первые попытки осмысления мира.

   Мифы – первая попытка обобщить и объяснить явления природы и общества в те исторические эпохи, когда человеческие особи только начинали исследовать окружающий их мир, не выделяя себя из него (древний человек ощущал себя частью мира, т.е. границы Я и не – Я были размыты). Мифологическая картина мира представляет собой единую, нерасчленённую, универсальную форму сознания, соединяющую в себе религиозные верования, политических убеждений и знаний.

    В то же время мифологическая картина мира носит объяснительный характер. Это связано с тем, что мифологическая картина мира строится на основе аналогий и ассоциаций. Второй особенностью является антропоморфизм – перенесение человеческих свойств на мифические существа и явления природы. Антропоморфизм основан на всеобщей упорядоченности, гармонии и мере. Элементы антропоморфизма присущи всякому человеческому сознанию, они необходимы для поэтического восприятия мира и ощущения связи с природой. Третья особенность – это образность (мифологическое мировоззрение отражает действительность в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов).

   Четвёртым основополагающим фактором является то, что мифологическая картина мира обладает особой нелогичностью, не отражает истинную суть мира и процессов. Объяснение мира происходит через образы, Вселенная представляется как живое существо, предметы и явления связаны некоторыми особыми связями, проведёнными как через основополагающие, так и через второстепенные признаки предмета.

   Следует отметить, что подобная картина мира имеет свои особые пространство и время.

   Мифологическое пространство представляет собой место, где обитают и действуют сверхъестественные силы, духи, тотем рода, боги.

    Мифологическое время предполагает, что описываемые события прошлого происходят и сейчас, что и прошлое, и будущее с настоящим протекают одновременно, между ними нет особой разницы: из одной временной эпохи можно перейти в иную. Мифологическое время переходит в мифологическое пространство, они составляют единое целое. Этот образ символически представлен в общечеловеческом образе Мирового Змея, начиная от египетского Уробороса, соединяющего в себе и начало и конец Вселённой, Пространства и Времени, и заканчивая образами драконов, которые выступают в двойственной роли создателей - хранителей порядка и обитателей Хаоса.

   Подобное удвоение мира, осуществляемое с помощью мифологической картины, характерно для человеческого общества начиная с самых ранних этапов его возникновения и заканчивая сегодняшним временем.

   Мифологическая картина была характерна для всего общества в целом до XVII века, но это не значит что на сегодняшний день представители современного общества начисто лишены мифологического мировоззрения. 

АСПЕКТЫ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА 

  В самом начале возникновения мифологического мировоззрения окружающее человека оценивалось с точки зрения зооморфизма. Весь мир представлялся как животное или как нечто, созданное из животного.

   Первобытные охотники отождествляли мир с такими животными как лось, бык, медведь, мамонт и т.д. Леса представлялись шерстью животного, животные – его паразитами, а птицы вьющимися над зверем комарами. Когда животное, допустим – лось, устаёт от неподвижности, оно переступает ногами, и от этого возникают землетрясения и наводнения. Подобное отождествление Вселенной со зверем существует до сих пор в преданиях и мифах народов Севера, индейцев Северной и Южной Америки, народов Африки, Полинезии.

   Представление о Вселенной, созданной из животного, до недавнего времени было широко распространено в индусских преданиях. Можно привести в пример запись из книги IV-V веков, где описывается создание мира из тела коня: «Череп коня стал сводом небес, глаза – солнцем и луной, пространство брюха – миром и землей, дыхание коня стало ветром, грива – лесами и травой, кровь, прежде бегущая по его жилам, реками и морем». 
   Оба варианта описания устройства мира предполагали, что Вселенная – это живое существо, в версии с созданием сущего из частей мира указывается на то, что животное не умерло, а его жизнь перешла в иное качество существования.

   Подобная зооморфная мифологическая картина мира указывала на зверей как на демиургов. Демиурги-животные могли создать как мир, так и человека, явление, его род.

   Из подобных представлений возник тотемизм – вера в родство человеческих коллективов с животными, растениями, иногда некими вещами и неорганическими предметами (явлениями). Тотем был покровителем всех представителей рода, его прародителем, он мог активно вмешиваться в дела состоящих с ним в кровном родстве людей. Люди, в свою очередь, не должны были убивать тотемного зверя, причинять ему какой-либо другой вред, употреблять его мясо в пищу. В некоторых случаях предусматривалось убийство тотемного существа, но только в ритуальных целях. Подобное отношение представителей общины объясняется тем, что зверь по кровному родству приравнивался к представителю рода, считался «своим».

   Тотемизм может принимать иные формы; он дошел со столь ранних этапов развития человеческого самосознания в виде ритуалов, принятых в мировых религиях, личного тотемизма, характерного для общностей и групп.

   Фетишизм был следующим этапом развития мифологического мировоззрения, выражающимся в поклонении неодушевлённым предметам. Человек приписывал фетишам некие особые свойства, способные оказать действие на окружающий мир и саму человеческую личность. Выражается в использовании талисманов, амулетов, «заколдованных» и «счастливых вещей».

   Более поздней и сложной формой мифологического представления мира является анимизм. Анимизм – вера в духов и души. Потусторонние силы обитают на ином уровне Вселенной, обладают собственными волей и сознанием, могут вмешиваться в естественный ход событий, управлять им. Для ограждения рода от зловредного воздействия духов, выведывания отношения потусторонних сил к чему-либо существуют шаманы. Социальная функция шаманов целиком и полностью состояла в общении с духами. 
   Анимизм связан с одушевлением природы, что сохранило свое отражение в современном языке (в выражениях на подобие «небо хмурится»). В раннепервобытных общинах существовали смутные представления о добрых и злых духах, душах умерших людей и т.д. В современности анимизм представлен в виде спиритизма, веры в возможность осознанного общения с духами умерших людей.

   Все ранние формы мифологического мировоззрения предполагали единство мифологического времени и мифологического пространства, разделение окружающего человека на человеческий мир и на мир потусторонних существ. На ранних этапах развития подобного мировоззрения считалось, что человек свободно может переходить из одного мира в другой по своей воле, свободно совершать необходимые действия в мифологическом пространстве, добиваясь различными манипуляциями с духами необходимого результата на человеческом плане существования бытия. 
   Одной из необычных картин мира, соединивших в себе примитивные формы мифологического мировоззрения, является мифология Древнего Египта.

   Древнеегипетская цивилизация, датируемая 4 – 6 до н.э., обладает интереснейшей концепцией построения мира. Египетское мифологическое мировоззрение можно восстановить по священным текстам «Книги коровы», «Книги мёртвых», «Текстов пирамид», «Книги дыхания», «Адмуат»; а также по трудам посетивших страну Кем античных авторов: трудам Геродота и «Об Исиде и Осирисе» Плутарха.

   Не смотря на великолепное и одновременное развитие в долине Нила таких искусств как-то: акустика, музыка, риторика, геометрия, анатомия, география, астрология, магия, медицина, химия, ораторское искусство, математика, философия, существующих по сей день в почти неизменившемся виде, мифологическое мировоззрение египтян поражает своей одинаковостью, оно соединяет в себе архаичные и революционные для того времени черты.

   Во-первых, это первая мифологическая картина мира, носящая космогонический характер. В египетской мифологии широко используются общечеловеческие образы: умирающего и воскресающего бога (см. миф об Осирисе), матери-Земли (Исида), Мирового Яйца.

   Во-вторых, здесь присутствует основополагающий образ создающего самого себя из ничего бога; не смотря на высокую степень зооморфизма божества имеют антропоморфные черты.

   В-третьих, в силу особенностей природно-климатических условий, в египетской мифологии не выработался образ персонифицированного мирового зла, в образе зла выступал бог Сет и его многочисленные приспешники, олицетворяющие пустыню, засуху и суховеи.

   В целом, вся мифология направлена на развитие в человеке духовных качеств, установлении и сохранении общественного строя, почитании богов; об этом говорят «Исповедь отрицаний», которую должна произнести душа в загробном мире, и то, что греховным считалось не только причинение зла, но даже мысль о подобном.

   В мифологической картине мира древних греков природа выступает абсолютом, боги составляют её неотъемлемую часть и являются олицетворением природных сил. Человек, сохраняя связь с природой, освобождает свой разум от божественной власти.

   Мифологическое воззрение на мир подробно и красочно представлено в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», построенных полностью на основах мифа, вопрос о происхождении мира не задаётся. Такого же подхода к устройству мира придерживается Гесиод.

   В начале каждый из олимпийцев представлял какую-либо природную стихию и социальный навык, но, по мере трансформации мифологического мировоззрения, боги приобретали всё больше человеческих чёрт, люди наделяли их такими человеческими пороками, как капризность, тщеславие, склонности к обману и предательству, гневливость.

   Природа не обосабливается как объект самостоятельного и специального рассмотрения и не отрывается от окружающих человека вещей, предстаёт перед человеческим разумом труднопостижимым, но доступным абсолютом и оказывается предметом созерцания, прежде всего как совокупность окружающих человека вещей. Человек должен найти их подлинную природу, которая обычно скрыта.

   Вплоть до XVII века на территории Европы господствовало мифологическая картина мира, основанная на религиозном описании устройства мира.

   В мифологическом мировоззрении Бог рождается из чего-то, религиозном миропонимании он сам даёт начало миру. Бог есть первоначало и первопричина всех его составных частей. Миром правит Божественная воля, определяющая ход мировых событий и судьбы людей.

   Мир разделён на две противоположные и враждующие части: добрую и злую (представление о многослойности мира). Верхний слой – это царство света, добра и справедливости, место пребывания Бога и ангелов, местонахождение Рая.

   Низший слой – царство тьмы и зла, местонахождение ада.

   Средним слоем является земля, человеческий мир. Она является местом вечной борьбы сил добра и зла за душу человека. Согласно религиозным представлениям, земля и история человечества должны иметь свой конец, который наступит, когда какая-нибудь сторона одержит верх. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
1 Архипова Н.А. Космологические модели и крупномасштабная структура Вселенной. 
2 Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. 1962. 
3 Ауробиндо Шри. Мысли и афоризмы. 1913 
4 Бубер М. образы добра и зла. 1952. 
5 Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие. М.:Гардарики, 2003. – 438с.


Информация о работе Мифологическая картина мира