Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:15, реферат
Цель работы – исследование особенностей религии и мифологии античности.
Представленная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Введение 3
Мифология и религия античности 4
Заключение 7
Список литературы 8
Содержание
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.
Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология.
Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества.
Затем
- античное рабовладение. Оно было не
только основой экономики и
Цель
работы – исследование особенностей
религии и мифологии
Представленная
работа состоит из введения, основной
части, заключения и списка литературы.
Одна из наиболее специфических черт архаического Рима - отсутствие развитой мифологии; это значит, что у римлян в ранний период истории представления о богах, будучи включенными в систему ритуалов, не были эксплицированы в виде целостной тео- и космогонической картины. Римская религия связана, прежде всего, с общинными культами, отправление которых сходно с обеспечивавшими изобилие и процветание магическими процедурами, для такой религиозной ментальное на первом месте стоят прагматические задачи1.
Отношения человека с богами определяются у римлян, прежде всего, "формальным договором": человек должен неукоснительно выполнять полагающиеся по "договору" обряды, а бог, в свою очередь, "обязан" сделать все, что у него просят. Самое главное для человека в таких отношениях - точно знать, с какими словами нужно обратиться к богу и какие действия выполнить: малейшая ошибка могла нарушить действенность молитвы или обряда.
"Магичность" религии предполагает строгую формульность религиозных церемоний и "формализацию" всего, что связано с отношениями "божество - человек": отсутствию у римлян космогонических мифов, которые способствовали бы развитию определенной "теологии" и надкультовых, "теоретических" размышлений о мироустройстве, соответствует нерефлексируемое воспроизводство мельчайших деталей традиции2.
Эта традиция хранится жречеством, которое в Риме тесно связано с властью: при последнем римском царе Тарквинии Гордом коллегия жрецов-понтификов представляет собой как бы совет при верховном жреце - царе и участвует вместе с ним в разработке права. С падением царской власти влияние понтификов усиливается: к ним переходит надзор за всем общественным и частным богослужением; они ведут летосчисление, ведают календарем, в том числе и его исправлением, причем сохраняют даты праздников в тайне.
Помимо этого, жрецы обладают огромной властью в правовой сфере, т. е. непосредственно и очень активно воздействуют на социальную жизнь. Раннее римское право почти полностью сакрализовано: международные отношения, уголовные преступления, заключение брака, усыновление, различные договоры между гражданами - все это связано с религией.
В Греции, как и в Риме, нет единых закрепленных религиозных "догм", - но нет и жесткого религиозного "магического" прагматизма; обрядовая "формульность", которая была своеобразной заменой догматики в Риме, не становится в Греции идеологическим ограничителем и тормозом для развития религиозных представлений.
Отсутствие жесткого "жреческого контроля" в сфере религии, с одной стороны, и наличие множества мифов о богах и героях - с другой, создает предпосылки для внежреческой "теологической рефлексии": ее сфера оказывается ненормированной, достаточно свободной для выстраивания самых разных концепций мироустройства и взаимоотношений между богами и людьми3.
Античная культура неразрывно связана с древними мифами. Без мифов Древней Эллады, наверное, невозможно представить не только Рим, но и всю западноевропейскую цивилизацию. Мифы являлись неотъемлемой частью существования общества, они закрепляли первые познания человеком окружающего мира, ценности и нравственные устои. Античная мифология отлична и от египетской, и от восточной, и от славянской, хотя также является язычеством. Выделим основные черты античной мифологии4:
1) политеизм - многобожие. Как известно по сохранившимся источникам, Древняя Греция верила не в одного Бога (как в христианстве), а в целое множество богов и богинь. Был составлен огромный пантеон богов, с главными и второстепенными божествами. Каждый бог был закреплен за определенным занятием: Гефест - кузнечное дело, Аполлон - покровитель искусств и т.д. Верховный и главный - бог Зевс;
2) антропоморфность богов - человекоподобие. Античные божества – те же люди, только немного красивее, сильнее, могущественнее, т.е. наделены сверхчеловеческими силами. Иными словами, они представляли собой образец телесной гармонии и красоты. Античные боги не только похожи на людей, но им также, как и людям, присущи достоинства и недостатки: бранятся (Гера, Афродита и Афина), дерутся, ревнуют (Гера - Зевса). Более того, они также подвластны судьбе и року;
3) тесная связь естественного и сверхестественного миров. В античной мифологии нет абсолютного разделения на мир земной и мир небесный. Боги свободно перемещаются с неба на землю или берут человека к себе на Олимп: Афродита - Париса, Афина – Геракла, Зевс очень часто спускается к земным людям в разных ипостасях (дождя, быка, света) и т.д. Да и древний эллин выступает как равный: может отругать богов (Ахиллес Афродиту) или даже подраться с ними. К тому же боги наделяли человека болезнями, определяли их поступки, ссорили между собой различные племена;
4)
античная мифология - основа всей культуры.
Без такой мифологии античная культура
не существовала или была бы совсем иной.
Мифология определяла все: образ мышления,
устройство мироздания, искусство и философию,
спортивные состязания и военные походы.
Первые литературные произведения – Гомера,
Гесиода, Эсхила - строятся на основе мифов.
Философия: также отражает мифологический
тип сознания: греческие мыслители принимали
древних богов за те или иные философские
категории, строя из них целую философскую
систему.
Античность как культурная реальность и культурное представление безмерно превосходит своим участием в жизни этой эпохи частность и дробность любых заимствований, подновлений рефлексий и отражений. Античность участвует в самом бытии этого этапа европейской культуры, участвует в логике его движения, приводящего к слому. И можно сказать, что, вступив в эту эпоху как живой культурный фактор, она с истечением ее утрачивает эту свою роль.
Миф предстает древнейшей формой объективации идеи единства, целостности мироздания5. Проглядывающее в этом представлении стремление человека выйти за пределы наличного знания и опыта, понять и объяснить устройство мира в расширенных до каких-то абсолютов границах отливается в нацеленность сознания на создание стройных моделей окружающей человека действительности, в которых все явления будут упорядочены, разнесены по определенным разрядам в соответствии с каким-то фундаментальным принципом.
Античная
мифология демонстрирует, в сравнении
с подобными же духовными феноменами
цивилизаций Востока, высокую развитость,
выражающуюся в незначительном числе
зооморфных персонажей мифологии, что
свидетельствует о разрыве человеком
пуповины, связывающей его с природой.
Другой отличительной чертой античной
мифологии, объясняющей ее неубывающую
притягательность в горизонте западной
культуры, выступает инстинктивная устремленность
к мудрости, разуму. Воздействие античной
мифологии, сложившейся на почве рациональной
культуры, на процесс закладывания основ
рационально-логического мышления, осуществляется
по нескольким линиями. Первая связана
с использованием в мифе логической модели
объяснения, аналогичной применяемой
в науке, что обнаруживается уже в сюжетах
«Илиады», в которых сквозь накал страстей
четко проступает скелет силлогистики
с ее жесткими фигурами. Вторая линия обнаруживает
себя в явлениях самоустранения мифических
персонажей в случаях неспособности исполнить
предписанные им функции