Мифология и религия античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:15, реферат

Описание

Цель работы – исследование особенностей религии и мифологии античности.
Представленная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Содержание

Введение 3
Мифология и религия античности 4
Заключение 7
Список литературы 8

Работа состоит из  1 файл

Мифология и религия античности.doc

— 56.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание 
 
 
 
 
 
 

 

     Введение

     Общими  для античных государств были пути социального  развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом.  Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. 

     Главными, стержневыми в  античной культуре били религия и мифология.

     Мифология была для древних греков содержанием  и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества.

     Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо, прежде всего, сконцентрироваться на этих  доминантах  античной культуры.

     Цель  работы – исследование особенностей религии и мифологии античности.

     Представленная  работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. 
 

 

     Мифология и религия античности

     Одна  из наиболее специфических черт архаического Рима - отсутствие развитой мифологии; это значит, что у римлян в ранний период истории представления о богах, будучи включенными в систему ритуалов, не были эксплицированы в виде целостной тео- и космогонической картины. Римская религия связана, прежде всего, с общинными культами, отправление которых сходно с обеспечивавшими изобилие и процветание магическими процедурами, для такой религиозной ментальное на первом месте стоят прагматические задачи1.

     Отношения человека с богами определяются у  римлян, прежде всего, "формальным договором": человек должен неукоснительно выполнять полагающиеся по "договору" обряды, а бог, в свою очередь, "обязан" сделать все, что у него просят. Самое главное для человека в таких отношениях - точно знать, с какими словами нужно обратиться к богу и какие действия выполнить: малейшая ошибка могла нарушить действенность молитвы или обряда.

     "Магичность" религии предполагает строгую формульность религиозных церемоний и "формализацию" всего, что связано с отношениями "божество - человек": отсутствию у римлян космогонических мифов, которые способствовали бы развитию определенной "теологии" и надкультовых, "теоретических" размышлений о мироустройстве, соответствует нерефлексируемое воспроизводство мельчайших деталей традиции2.

     Эта традиция хранится жречеством, которое  в Риме тесно связано с властью: при последнем римском царе Тарквинии  Гордом коллегия жрецов-понтификов представляет собой как бы совет при верховном  жреце - царе и участвует вместе с  ним в разработке права. С падением царской власти влияние понтификов усиливается: к ним переходит надзор за всем общественным и частным богослужением; они ведут летосчисление, ведают календарем, в том числе и его исправлением, причем сохраняют даты праздников в тайне.

     Помимо  этого, жрецы обладают огромной властью в правовой сфере, т. е. непосредственно и очень активно воздействуют на социальную жизнь. Раннее римское право почти полностью сакрализовано: международные отношения, уголовные преступления, заключение брака, усыновление, различные договоры между гражданами - все это связано с  религией.

     В Греции, как и в Риме, нет единых закрепленных религиозных "догм", - но нет и жесткого религиозного "магического" прагматизма; обрядовая "формульность", которая была своеобразной заменой догматики в Риме, не становится в Греции идеологическим ограничителем и тормозом для развития религиозных представлений.

     Отсутствие  жесткого "жреческого контроля" в  сфере религии, с одной стороны, и наличие множества мифов о богах и героях - с другой, создает предпосылки для внежреческой "теологической рефлексии": ее сфера оказывается ненормированной, достаточно свободной для выстраивания самых разных концепций мироустройства и взаимоотношений между богами и людьми3.

     Античная  культура неразрывно связана с древними мифами. Без мифов Древней Эллады, наверное, невозможно представить не только Рим, но и всю западноевропейскую цивилизацию. Мифы являлись неотъемлемой частью существования общества, они закрепляли первые познания человеком окружающего мира, ценности и нравственные устои. Античная мифология отлична и от египетской, и от восточной, и от славянской, хотя также является язычеством. Выделим основные черты античной мифологии4:

     1) политеизм - многобожие. Как известно по сохранившимся источникам, Древняя Греция верила не в одного Бога (как в христианстве), а в целое множество богов и богинь. Был составлен огромный пантеон богов, с главными и второстепенными божествами. Каждый бог был закреплен за определенным занятием: Гефест - кузнечное дело, Аполлон - покровитель искусств и т.д. Верховный и главный - бог Зевс;

     2) антропоморфность богов - человекоподобие. Античные божества – те же люди, только немного красивее, сильнее, могущественнее, т.е. наделены сверхчеловеческими силами. Иными словами, они представляли собой образец телесной гармонии и красоты. Античные боги не только похожи на людей, но им также, как и людям, присущи достоинства и недостатки: бранятся (Гера, Афродита и Афина), дерутся, ревнуют (Гера - Зевса). Более того, они также подвластны судьбе и року;

     3) тесная связь естественного и сверхестественного миров. В античной мифологии нет абсолютного разделения на мир земной и мир небесный. Боги свободно перемещаются с неба на землю или берут человека к себе на Олимп: Афродита - Париса, Афина – Геракла, Зевс очень часто спускается к земным людям в разных ипостасях (дождя, быка, света) и т.д. Да и древний эллин выступает как равный: может отругать богов (Ахиллес Афродиту) или даже подраться с ними. К тому же боги наделяли человека болезнями, определяли их поступки, ссорили между собой различные племена;

     4) античная мифология - основа всей культуры. Без такой мифологии античная культура не существовала или была бы совсем иной. Мифология определяла все: образ мышления, устройство мироздания, искусство и философию, спортивные состязания и военные походы. Первые литературные произведения – Гомера, Гесиода, Эсхила - строятся на основе мифов. Философия: также отражает мифологический тип сознания: греческие мыслители принимали древних богов за те или иные философские категории, строя из них целую философскую систему. 
 

 

     Заключение

     Античность  как культурная реальность и культурное представление безмерно превосходит своим участием в жизни этой эпохи частность и дробность любых заимствований, подновлений рефлексий и отражений. Античность участвует в самом бытии этого этапа европейской культуры, участвует в логике его движения, приводящего к слому. И можно сказать, что, вступив в эту эпоху как живой культурный фактор, она с истечением ее утрачивает эту свою роль.

     Миф предстает древнейшей формой объективации идеи единства, целостности мироздания5. Проглядывающее в этом представлении стремление человека выйти за пределы наличного знания и опыта, понять и объяснить устройство мира в расширенных до каких-то абсолютов границах отливается в нацеленность сознания на создание стройных моделей окружающей человека действительности, в которых все явления будут упорядочены, разнесены по определенным разрядам в соответствии с каким-то фундаментальным принципом.

     Античная  мифология демонстрирует, в сравнении  с подобными же духовными феноменами цивилизаций Востока, высокую развитость, выражающуюся в незначительном числе зооморфных персонажей мифологии, что свидетельствует о разрыве человеком пуповины, связывающей его с природой. Другой отличительной чертой античной мифологии, объясняющей ее неубывающую притягательность в горизонте западной культуры, выступает инстинктивная устремленность к мудрости, разуму. Воздействие античной мифологии, сложившейся на почве рациональной культуры, на процесс закладывания основ рационально-логического мышления, осуществляется по нескольким линиями. Первая связана с использованием в мифе логической модели объяснения, аналогичной применяемой в науке, что обнаруживается уже в сюжетах «Илиады», в которых сквозь накал страстей четко проступает скелет силлогистики с ее жесткими фигурами. Вторая линия обнаруживает себя в явлениях самоустранения мифических персонажей в случаях неспособности исполнить предписанные им функции  
 

 

     Список  литературы

  1. Античная  мифология: энциклопедия /[сост., общ. ред. и предисл. К. Королева]. - М.; СПб.: Эксмо; Мидгард, 2009.- 764 с.
  2. Грейдина Н.Л. Античность от А до Я: словарь-справочник /Н. Л. Грейдина, А. А. Мельничук. - М.: АСТ, 2009.- 378 с.
  3. Импеллузо Л. Герои и боги Античности: символы, атрибуты, персонажи мифов и истории в изобр. искусстве: [пер. с итал.] /Лучия Импеллузо. - М.; М.: Омега; Омега-Пресс, 2010.- 383 с.: ил.
  4. Лосев А.Ф. Античная мифология с античными комментариями к ней: собр. первоисточников, ст. и коммент.: энцикл. олимп. богов /А. Ф. Лосев; [предисл. А. Тахо-Годи, с. 5-24]. - М.: Эксмо, 2011.- 1038 с.: a-ил.
  5. Тахо-Годи А.А. Varia Historia: античность и современность /А. А. Тахо-Годи; Б-ка истории рус. философии и культуры "Дом А. Ф. Лосева". - М.: ФАИР, 2011.- 245 с.

Информация о работе Мифология и религия античности