Мифология и религия античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:06, реферат

Описание

Мифология античности включала всю культуру первобытного человека. Лишь позднее из неё выделились религия, наука, искусство. Мифологическое познание — это познание эзотерическое, или, иным словом, — тайное. Оно передавалось через ритуальные посвящения особо подготовленным лицам и само по себе, как полагается, обладало некой сверхъестественной силой. Мифология и за пределами первобытного строя на протяжении всей истории человечества была и по сей день остаётся существенным аспектом культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………... 3
1 Мифология античности…………………………………………………………... 5
1.1 Понятие мифа…………………………………………………………………… 5
1.2 Функции мифа…………………………………………………………………... 8
1.3 Мифология Древней Греции и Древнего Рима……………………………….. 9
2 Религия античности………………………………………………………………. 12
2.1 Понятие религии………………………………………………………………... 12
2.2 Ранние формы религий………………………………….……………………… 13
2.2.1 Фетишизм……………………………………………………………………… 13
2.2.2 Тотемизм………………………………………………………………………. 14
2.2.3 Анимизм……………………………………………………………………….. 16
2.2.4 Магия…………………………………………………………………………... 17
2.3 Формы культового действия…………………………………………………… 18
2.3.1 Культ животных………………………………………………………………. 18
2.3.2 Промысловый культ………………………………………………………….. 19
2.3.3 Культ растений………………………………………….…………………….. 19
2.3.4 Культ предков…………………………………………………………………. 19
2.4 Религия Древней Греции и Древнего Рима…………………………………… 20
Заключение………………………………………………………………………….. 23
Список литературы…………………………………………………………………. 25

Работа состоит из  1 файл

Мифология_и_религия_античности.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Сибирский  государственный аэрокосмический  университет

    имени академика М.Ф. Решетнева» 

Кафедра рекламы и культурологии 
 

    РЕФЕРАТ по культурологии 

    МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ АНТИЧНОСТИ 
 
 
 
 
 

    Выполнил: студент гр. БЭ-81

    Тарасов А.А.

    Проверил: Титов Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         
 

Красноярск 2009

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………... 3
1 Мифология античности…………………………………………………………... 5
1.1 Понятие мифа…………………………………………………………………… 5
1.2 Функции мифа…………………………………………………………………... 8
1.3 Мифология Древней Греции и  Древнего Рима……………………………….. 9
2 Религия античности………………………………………………………………. 12
2.1 Понятие религии………………………………………………………………... 12
2.2 Ранние формы религий………………………………….……………………… 13
2.2.1 Фетишизм……………………………………………………………………… 13
2.2.2 Тотемизм………………………………………………………………………. 14
2.2.3 Анимизм……………………………………………………………………….. 16
2.2.4 Магия…………………………………………………………………………... 17
2.3 Формы культового действия…………………………………………………… 18
2.3.1 Культ животных………………………………………………………………. 18
2.3.2 Промысловый культ………………………………………………………….. 19
2.3.3 Культ растений………………………………………….…………………….. 19
2.3.4 Культ предков…………………………………………………………………. 19
2.4 Религия Древней Греции и Древнего  Рима…………………………………… 20
Заключение………………………………………………………………………….. 23
Список  литературы…………………………………………………………………. 25
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей в доклассовом и раннеклассовом обществе о мире, природе и человеческом бытии.

     В процессе передачи из поколения в поколение знаний, сведений об обычных и необычных явлениях формируется особая форма закрепления памяти человечества — миф. Мифы представляют собой сложное культурное явление. В них своеобразно запечатлена древняя история человечества, и каждое новое поколение современных людей прочитывают её в духе усвоенных (или утраченных) культурных традиций.

     Мифология античности включала всю культуру первобытного человека. Лишь позднее из неё выделились религия, наука, искусство. Мифологическое познание — это познание эзотерическое, или, иным словом, — тайное. Оно передавалось через ритуальные посвящения особо подготовленным лицам и само по себе, как полагается, обладало некой сверхъестественной силой. Мифология и за пределами первобытного строя на протяжении всей истории человечества была и по сей день остаётся существенным аспектом культуры. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Мифология и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу мировосприятия, понимания самого себя первобытным человеком, как первоначальная форма духовной культуры человечества.

     В современной науке господствует мнение о тесной связи между мифологией и религией, при этом остающимися самостоятельными. Источники религии и мифологии различны: корни религии – в бессилии человека перед слепыми природными и социальными стихиями; мифологии – в элементарной потребности человеческого ума в понимании и объяснении окружающей действительности. Выражаются религия и мифология в формах, обусловленных  и общим уровнем общественно-культурного  развития, и конкретно-историческими факторами.

     Хотя  мифология играет и важную роль в истории религии, как бы поставляя материал для содержания религиозных верований, не она является самым существенным элементом религии. В древних религиях основу составляли не верования, не догматы, а обряды, ритуал, в котором участие членов общины было обязательным. Во многих религиях мифологическая сторона составляет второстепенный, необязательный, иногда несущественный элемент. Вера в мифы не была обязательной. Известны и религии, в которых мифологическая сторона играла  совсем неприметную роль и даже почти отсутствовала (например, в конфуцианстве).  Мифы – это произведение народной фантазии, наивно объясняющее факты реального мира. Они рождаются из естественной любознательности человечества, на ранних стадиях его развития, на почве трудового опыта; по мере расширения этого опыта, вместе с ростом материального производства, расширяется круг мифологической фантазии, усложняется ее содержание. Имея различные корни, мифология и религия имеют общее – олицетворяющую фантазию. Именно это уже на ранних стадиях развития способствует включению мифологических представлений в область религии.

     Таким образом, мифология тесно связана  с религией, но в тоже время она  остается самостоятельной, сохраняет  известную независимость от религии.

     В современном мире изучение мифологии и религии является актуальным, поскольку в нашей жизни также существуют мифы, присутствуют ранние формы религии.[1]  
 
 
 

1 Мифология античности 

     1.1 Понятие мифа

     Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos слово, понятие,  
учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

       Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

     Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

     Миф — это яркая и подлинная  действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

     Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений  и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.

     Мифы  разделяются на:

  • теогонические, изображающие рождение и возникновение богов;
    • космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов;
  • космологические, описывающие построение и развитие мира;
    • антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе;
  • сатериологические, имеющие своей темой спасение человека;
  • эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов.

     Миф — явление  многозначное, совмещающее в себе два аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).

     Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

     Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Это:

  • космогонические мифы – мифы о происхождении мира и вселенной;
    • антропогонические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества;
    • мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
  • эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времен;
  • космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

     Антропогонические мифы являются составной частью мифов  космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

     Мифы  о культурных героях повествуют о  том, как человечество овладевало секретами  ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпел страшные мучения - орел выклевывал ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

     Эсхатологические  мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении  «конца времен». Наибольшее значение в  культурно-историческом процессе сыграли  эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: «Грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям».

     Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения природы, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.[3]  

     1.2 Функции мифа

     Русский ученый Борисов Б.Л., полагая, что  миф – это многоуровневая система, выделил следующие наиболее существенные функции:

  • аксиологическая, или ценностная – выражает качественное состояние предмета или идеи;
  • семиотическая, или знаковая – чтение текстов на специфическом языке знаков;
  • гносеологическая, или познавательная – опыт человеческих поколений, способность накапливать знания о мире;
  • коммуникационная (функция трансляции) – механизм передачи опыта от поколения к поколению, социальная память человечества.

     Известный российский культуролог Ионин Л.Г., опираясь на то, что миф есть фундаментальная форма строения реальности (миф формирует жизнь как единство), выделил следующие функции:

  • энергетическая. Миф связывает и канализирует социальную энергию. Миф концентрирует энергию и направляет ее на конституируемые объекты. Миф соединяет намерение с объектом, субъекта с объектом;
  • созидание коллективов. Коллективы возникают потому, что мифы обеспечивают специфическую в каждом конкретном случае координацию восприятия и поведения многочисленных разрозненных индивидов. Например, коллективы рабочей бригады на завод, коллективы целого народа, борющегося за независимость. Каждый из этих коллективов формируется как коллектив благодаря определенному мифу: мифу о конвейерном производстве и его эффективности, мифу о свободе и независимости народа;
  • формирование идентичности. Обеспечивая специфическую для коллектива координацию восприятия и поведения, миф формирует коллективную идентичность. Она реализуется через ценности и нормы, которые есть, с одной стороны, орудия единения коллективного субъекта с объектом, а с другой — орудие соединения представления с поступком. Например, в России на протяжении последних десяти лет пытаются создать миф о «среднем классе» — благополучной умеренно-консервативной части общества, идеология которой опирается на карьеру, семейные ценности и потребление;
  • воспроизведение коллективной идентичности. Сохранение мифа представляет собой условие сохранения коллективной идентичности, и его исчезновение ведет к распаду соответствующих коллективов. Например, следствием исчезновения со временем мифа о независимой государственности станет исчезновение соответствующей коллективной идентичности точно так же, как исчезали в истории многие коллективные идентичности вслед за исчезновением соответствующих мифов;
  • формирование и структурирование пространства. Каждый миф формирует свое собственное пространство, в котором можно выделить центр, периферию и разные степени отдаленности от центра.

Информация о работе Мифология и религия античности