Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:10, реферат
Языческая древность была эгоистична. Человеколюбие, милосердие, забота о ближнем вовсе не считалось добродетелью. Всякий индивид преследовал исключительно собственные интересы, нисколько не заботясь о других, потому что язычники знали только земную жизнь. Древность не знала снисхождения к слабым, сострадания к угнетенным, заботы об убогих и бедных, попечения о преступниках.
Введение
Благотворительность и милосердие в России
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Благотворительность и милосердие в России
Заключение
Список литературы
Языческая древность была эгоистична. Человеколюбие, милосердие, забота о ближнем вовсе не считалось добродетелью. Всякий индивид преследовал исключительно собственные интересы, нисколько не заботясь о других, потому что язычники знали только земную жизнь. Древность не знала снисхождения к слабым, сострадания к угнетенным, заботы об убогих и бедных, попечения о преступниках. Это все было чуждо язычеству. Только принятие христианства в корне изменило нравственные понятия людей, внесло в жизнь новый идеал, совершенно противоположный прежним понятиям: все люди братья, дети одного Небесного Отца и составляют одну великую семью. В отношениях между ними полагается новое начало братской любви. Именно братской -потому что над нами наш общий Отец.
И не случайно поэтому с крещением Руси, со строительством храмов сразу же началось обустройство при них учреждений призрения. Так, еще в 1091 г. епископ Переяславский Ефрем приказывает строить больницы "для безвозмездного врачевания всех приходских".
Еще более активизировалось социальное служение Церкви с учреждением и развитием монастырей. Вся отечественная медицина вышла именно из монастырей. И первыми врачами на Руси были именно монахи. Первый же государственный акт относится к 1551 г., когда в царствование Иоанна Грозного при составлении судебника была выработана статья о необходимости попечения о нищих и больных. Светский тип врача и светская больница появились еще позднее.
Благотворительность как форма помощи в отличие от обязательного общественно-государственного призрения носит факультативный характер. Она явилась ответом на непосредственные запросы жизни. Не говоря уже о современном капиталистическом строе который по социально-техническим условиям своего существования порождает безработицу как массовое социальное явление мы и в прошлом не знаем ни одной исторической эпохи которая в той или иной формой не была бы знакома с бедностью (как недостатком средств существования ) и нищетой (как полным отсутствием последствий). В прошлом источником бедности и нищеты были по преимуществу стихийные бедствия - землетрясения, наводнения, неурожаи, эпидемические болезни, пожары, захватнические войны, поборы победителей и т д ; в настоящим вытеснение труда машиной, промышленные кризисы, малоземелье, неорганизованность капиталистического рынка и т д. к этим основным причинам бедности и нищеты можно прибавить еще разнообразные формы индивидуального разорения: болезни, несчастные случаи, потери, порочные наклонности. Б и является самым элементарным, не посредственным и добровольным актом помощи, которую оказывают неимущим частные лица и общество. До настоящего времени в научной литературе не существует общепризнанного мнения о наилучшей системе презрения. В то время как одни с жаром отстаивают систему добровольного презрения, другие не менее горячо высказываются в пользу противоположной системы - обязательного призрения. Сторонниками системы волюнтаризма являются прежде всего мальтузианцы которые утверждают что обязательное призрение нецелесообразно: во первых потому что оно поощряет бедные классы населения к размножению, во вторых потому что оно ослабляет энергию трудящихся классов, наконец в третьих потому что оно является своеобразной прений в пользу неимущих перелагая заботу их содержания в форме специального налога на имущие классы.
Так как обязательное призрение способствует росту населения тем самым способствует и росту нищеты. Последняя в свою очередь, требует все более усиленного обложения имущих в пользу бедных и может грозить экономическим истощением всему обществу. Другие сторонники системы волюнтаризма указывают, что обязанности должно, очевидно, соответствовать право требования такой помощи. Между тем, подобное право, по их мнению, не может быть юридически основано. Они выдвигают против системы обязательного призрения и нравственные мотивы, указывая, что бюрократическая, по необходимости, организация этой системы должна убить всякое живое чувство милосердия к ближним, что она невольно вырабатывает ледяное равнодушие к страданиям других, раз требуемый государством или коммуной налог в пользу бедных уплачен. Наконец, защитники этой точки зрения отмечают и то глубоко деморализующее влияние, которое, якобы, оказывает обязательное призрение на самих призреваемых, отучая их от правильного труда, развивая в них повышенную, ничем не мотивированную требовательность к обществу. Волюнтаристы признают, однако, необходимость организации центрального бюро частной Б. во избежании возможных злоупотреблений, так как одно и тоже лицо в ущерб другим может пользоваться одновременно пособиями из разных благотворительных учреждений. В чистом виде система волюнтаризма не встречается уже нигде . Даже Франция,
Классическая страна волюнтаризма установила обязательное призрение без приютных и брошенных детей и сумасшедших . Сторонники обязательного призрения оспаривают доводы волюнтаристов, выдвигая соображения полицейского, экономического , политического и морального характера. Одни указывают на крайнюю опасность оставления без помощи больных и нищих, в виду того, что они легко могут стать угрозой общественному порядку. Другие останавливают внимание на самой природе хозяйственного строя, который, в виду социально-технических предпосылок современного производства, освобождает относительно все большее и большее количество рабочих рук, совершенно неповинных в своем бедственном положении. Бедность в этом случае является продуктом общего социального неустройства, а, поэтому общество обязано взять на себя поддержание тех его членов, которые стихийной силой технического прогресса обречены на вынужденную безработицу. Третьи, наконец, утверждают, что право на существование есть неотъемлемое естественное право современной личности, что процесс демократизации общества, расширяющий каталог естественных прав, тем самым расширяется и область положительных услуг, оказываемых государством. Этим достаточно подрывается утверждение тех волюнтаристов, которые отказываются признавать юридические основания за правом личности требовать вспоможения в той или иной форме со стороны государства.
Наконец и моральные соображения заставляют высказаться против волюнтаризма. Правое государство не может оставаться равнодушным к страданиям и даже гибели одного из его членов; нравственный долг государства заключается в обеспечении каждому условий свободного развития тем более в устранении таких внешних препятствий к этому как материальный недостаток или нищета. Этими общими соображениями еще далеко не исчерпываются доводы сторонников обязательного призрения. Некоторые из них указывают еще и экономическую ценность человеческой жизни как производительной силы другие на понижение при системе обязательного призрения коэффициента заболеваемости смертности преступности на сокращение алкоголизма проституции и т. д. Обширный исторический опыт показал наконец система обязательного призрения может прекрасно уживаться с широким развитием частной благотворительности. С особенным успехом это может быть констатировано на примере Англии страны раннего развития обязательного призрения в тоже время знакомой с самыми разнообразными формами частной благотворительности.
Не мало сторонников и у смешанной системы т. е. такой которая пытается начало обязательного призрения сочетать с частной Б. 'односторонние преследования той или другой формы читаем мы у одного исследователя -сопряжено с неизбежными недочетами ; параллельное же их существование и гармоническая деятельность одной рядом с другой способна обеспечить более полное достижение общие цели, более действительную помощь в нужде. На личность государственного обязательного призрения в Англии порождает в обществе уверенность, что неотложная и безусловно необходимая помощь обеспечена за всяким нуждающимся, и в следствии этого частная благотворительность поручает возможность направлять свою деятельность туда, где желательна помощь сверх того минимума который обеспечивается государством и где благодаря этому может быть достигнуто не только устранение нужды в настоящем, но и возможное предупреждение этого в будущем ( Дерюжинский). При существовании учреждений того или другого рода необходимо является установление центральных объединяющих организаций, которые могли бы служить целям взаимодействия и осуществлять необходимые контрольные функции. Таковыми являются 'Charity Organisation Society@ в Лондоне с 1870 г, ' Deg Deutscher Verein fur Armenpflege und Wohlthatigkeit' В Германии с 1880 года парижский 'Office central des oeuvres charitables' с 1890 года. Социалистические течения относятся отрицательно к принципу благотворительности независимо от ее формы. Отсюда разнообразные формы самопомощи ( страхования от безработицы профсоюзов организация рабочих бирж труда и т. п. ) Современный пролетариат стремится удовлетворять все свои нужды через собственную классовую организацию питая недоверие не только к помощи со стороны государства, но и со стороны органов местного управления.
Первые организации Каритас в современной России появились в 1991 году, это не значит, что католики России не занимались благотворительной деятельностью раньше.
Исторические документы показывают, что традиции благотворительности в России существовали уже в 19 веке и были широко распространены в столице (Санкт-Петербурге) – например, в католической общине при приходе церкви Св. Екатерины. Этот приход был единственным, который согласно декрету Екатерины II имел юридический статус, как с точки зрения владения собственностью, так и самоуправления. Устав благотворительного общества, созданного на базе прихода, был составлен сенатором Гарткевичем в 1882 г. и зарегистрирован 10.01.1884 года.
Благотворительное общество при церкви Св. Екатерины распространяло опеку не только на бедных своего прихода, но и на всех нуждающихся католиков Санкт-Петербурга.
"Гражданское общество и благотворительность" - так называлась II Международная конференция благотворительных обществ и организаций, проходившая в Екатеринбурге 23-27 октября.
Около 400 представителей Российского и Областного правительств, Госдумы, Совета Федераций, других государственных структур, коммерческих, общественных и религиозных организаций всех регионов Российской Федерации и зарубежных стран собрались в нашем городе, чтобы обсудить зарубежный и отечественный опыт взаимодействия государственных, коммерческих и общественных организаций по построению гражданского общества. Русскую Православную Церковь на конференции представлял священник Димитрий Байбаков.
От имени Русской Православной Церкви, Екатеринбургской Епархии, ее правящего архиерея епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона приветствую уважаемых организаторов и всех участников II Международной конференции "Гражданское общество и благотворительность".
Замечательно, что ныне здесь, в условиях тяжелейших социальных потрясений, междоусобных национальных конфликтов, хаосе мнений, прогнозов и лозунгов звучит призыв к милосердию, а не к насилию и агрессии. Хотя нельзя не заметить, что до сих пор слова "милосердие" и "благотворительность", с одной стороны, имеют некоторый конъюнктурный оттенок, особенно насыщая собой лексику некоторых политизированных деятелей на время избирательных кампаний, а с другой, так полностью и не раскрыта глубинная суть этих понятий, поскольку, по большому счету, они все еще не стали неотъемлемой частью общественного мышления. Большая часть наших сограждан все еще склонна воспринимать благотворительность как некую государственную функцию, осуществляемую либо через систему социального обеспечения, далекую от совершенства, либо через благотворительные общества, в лучшем случае мало чем отличающиеся от государственных структур, а в худшем - быстро компрометирующие себя деятельностью, от благотворительности далекой.
Между тем, нужно ли искать какие-то новые пути благотворительности и оказания милосердия людям, нуждающимся в них, когда в нашем Отечестве веками эта деятельность была одной из главных функций Православной Церкви?
В России 18- 19 веков церковной благотворительностью
Ярким примером, а может быть и высшей точкой развития церковной благотворительности в России , была созданная в Москве в 1905-1910 гг. Великой княгиней Елизаветой Федоровной, принявшей впоследствии мученическую кончину близ Алапаевска, Марфо-Мариинская обитель. По замыелу основательницы, ныне причисленной к лику святых, здесь должны были соединиться воедино две добродетели: служение Господу через помощь ближнему и непосредственное служение Богу через молитву и работу над собой. Это был монастырь, сочетавший в себе благотворительную и медицинскую работу, монастырь, обращенный к нуждам мира. Сестры шли в дома заболевших бедняков, трудились в монастырской больнице и аптеке, в бесплатной столовой и библиотеке, шли в госпитали и лазареты. С началом Первой мировой войны многие из них в качестве сестер милосердия находились на фронтах. В монастырском приюте для девочек- сирот обучали медицине, уходу за больными, рукоделию. Был обустроен специальный дом для девушек, работавших на фабриках, и бедных студенток.
К 1917 г. обитель насчитывала 150 сестер, ее деятельность приобретала все больший размах, она становилась подлинно всероссийским центом милосердия. Ангельской доброте Елизаветы Федоровны и ее сподвижниц не нужны были ни премии, ни известность. Единственной их целью было нести людям утешение. И может быть главным достижением Елизаветы Федоровны являлось объединение вокруг цели бескорыстного служения обездоленным самых разных слоев русского общества. Это была программа служения всех - всем. Без различия национальности, сословия, вероисповедания. Обществу помогали аристократы и купцы, художники и писатели, врачи и духовенство, простые люди и даже те, кто "не интересовался" религий. Просуществовала Марфо-Мариинская обигель до 1926 г.