Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:38, доклад
Мое эссе посвящено работе Мирчи Элиаде «Священное и мирское». Я считаю, что с этой книгой непременно должен познакомиться любой человек, не только увлекающийся религиоведением, но и претендующий на гуманитарную образованность в целом, . Без такого рода знаний невозможно правильно ориентироваться в современном мире людям, желающим вести осмысленный образ жизни.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ОТДЕЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Международное гуманитарное сотрудничество
МИРЧА ЭЛИАДЕ «СВЯЩЕННОЕ И МИРСКОЕ»
Эссе-рецензия по культурологии студентки
4-го курса очной формы обучения
Руководитель .
|
Москва 2012
Мое эссе посвящено работе Мирчи Элиаде «Священное и мирское». Я считаю, что с этой книгой непременно должен познакомиться любой человек, не только увлекающийся религиоведением, но и претендующий на гуманитарную образованность в целом, . Без такого рода знаний невозможно правильно ориентироваться в современном мире людям, желающим вести осмысленный образ жизни.
Эта работа была написана М. Элиаде в 1956 г. Впервые она была опубликована на немецком языке. Ее французский вариант подготовлен самим автором в 1964 г., когда Элиаде уже жил в США, где занимал пост профессора кафедры истории религий в Чикагском университете. Работа разделена автором на четыре главы, внутри каждой из которых выделено множество конкретных вопросов и тем, которые раскрывает автор: когда проявляется священное, два образа жизни в мире, священное и история, священное пространство и освящение мира, человеческое существование и
освященная жизнь и т.д. В монографии имеется великое множество ссылок на документы, приведено большое количество цитат, но при этом воплощено намерение автора написать «ясную и простую книгу, которая могла бы заинтересовать читателей, недостаточно хорошо знакомых с проблемами феноменологии и истории религий». Несмотря на сложность и многогранность изучаемых проблем, книга увлекает и читается довольно легко. Яркие запоминающиеся примеры, логическая стройность и простота изложения вызывают желание глубже погрузиться в малознакомый современному человеку мир мифа и религии, помогают воспринимать реальность через призму религиозного миропонимания. Однако, без краткого комментария, которым было сопровождено российское издание, было бы сложно сориентироваться в латинских и греческих выражениях, которыми изобилует текст, а также понять значения некоторых терминов, названия народов, имена мифических персонажей, географические названия.
«Священное и мирское» - это размышления и сомнения ученого над основными проблемами бытия: жизни и смерти, зарождения, продолжения и угасания жизни, неоднородности пространства, цикличности в течении времени и т.д. Наиболее интересными мне показались рассуждения автора о времени и пространстве. Он выражает идею о то, что понятия «священного» пространства и времени присущи традиционным культурам: пространство в них мыслится неоднородным, оно состоит из частей, которые качественно отличаются друг от друга, в одних есть структура и духовное содержание; другие воплощают «хаос», бесформенную и враждебную человеку массу - обиталище демонов и чудовищ. Каждый отрезок «священного» пространства имеет «центр», точку, где земное соприкасается с небесным. Этим «центром» может быть, и печь в избе, и шаманское дерево, аналогичное мировому древу, и любое храмовое сооружение. Время в традиционных культурах также неоднородно: оно способно убыстряться и замедляться, регулярно обновляться, возвращаясь вспять, к своему истоку, что обеспечивается активным вмешательством людей в его протекание — обрядами, празднествами, религиозными церемониями. В противоположность этому «мирское» пространство аморфно, неоформлено и как бы «бессущностно», а время — однолинейно, необратимо и неизменно враждебно человеку. Рассматривая категории «священного» на примерах «традиционных» обществ, Элиаде тем не менее — и даже в первую очередь — обращает внимание на положение современного человека. Вводя формулу «человека религиозного», он постоянно подчеркивает, что нет и человека «нерелигиозного». Так как священное пространство и время существуют, то они не могут никак не «касаться» каждого из живущих в этом мире.
Опираясь на обширные знания
в области этнографии, теологии,
истории религий, автор анализирует
поведение и ощущения человека в
мире, наполненном религиозным