Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 17:48, контрольная работа
РЕЛИГИЯ (от лат. religio -- набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).
1. Сущность и особенности мировых религий. Время их возникновения.
2. Великие учители. Будда. Христос. Магомет.
3. Влияние мировых религий на развитие современной культуры.
Нужно напомнить, что еврейский народ, часто преследуемый могущественными соседями, жил в ожидании Спасителя. Этот человек должен был стать Мессией (по-греч. «Христос», т. е. «указанным Богом»), «помазанником Божьим». Библия (точнее, Ветхий Завет) излагает историю еврейского народа и его долгое ожидание Мессии, который, по преданию, должен был родиться от девственницы.
Христиане считают, что Иисус был Богом, зачатым Богом и выношенным Марией. Его рождение уникально и сверхъестественно. В этом нет ничего нелогичного: коль скоро Иисус был единственным Богочеловеком, когда-либо жившим на Земле, то и Его рождение было единственным, не потребовавшим наличия человека-отца. Он был призван принести искупление не только за евреев, но за все народы. В версиях, включенных в христианский Новый Завет, особое внимание уделяется смерти Иисуса. В них говорится, что Иисус предчувствовал собственную смерть и справлял Тайную Вечерю с двенадцатью учениками незадолго до еврейской Пасхи. Один из учеников по имени Иуда предал Его, Иисус был схвачен римлянами, которые допрашивали его как политического бунтаря (за то, что он называл себя новым царем Иудейским), и казнен (распят на кресте). Его тело было снято с креста и захоронено, но спустя три дня исчезло. Некоторые Его последователи сообщали о появлении ангелов, говоря, что Иисус восстал из мертвых. Другие несколько раз видели Его в телесном облике. Таково предание о воскрешении.
Основателем ислама, объявившим себя посланником единого Бога, стал Мухаммад (ок. 570 - 632 гг.).Он родился в г. Мекка, в семье небогатого торговца, рано потерял родителей, был пастухом, занимался караванной торговлей. Во время торговых поездок в соседние с Аравией страны познакомился с христианством, иудаизмом, учением Зороаст-ра. Женившись на богатой вдове Хадидже, стал заниматься богоискательством. В 610 г., в возрасте 40 лет, объявил себя посланником и пророком единого бога Аллаха, начал проповедовать в Мекке новую веру, которой он дал название ислам (от арабск. «покорность»). В 622 г. Мухаммад бежал с семьей от преследований из Мекки в г. Ятриб (сегодня -- г. Медина). Этот год является официальной датой начала истории ислама и исламского календаря. В Медине проповедь единства на основе веры в единого бога нашла признание, впервые была создана мусульманская община (умма), носившая, кроме религиозного, и политический характер. Учение раннего ислама отразило ценности социальной базы Мухаммада - средних и мелких торговцев, рядовых скотоводов. Осуждение богатства и ростовщичества, проповедь равенства всех перед Богом способствовала росту популярности и быстрому распространению ислама. К 630 -- 631 гг. в Аравии сложился религиозно-политический союз племен, и ислам стал общеарабской религией. После смерти Мухаммада образовалась теократическое государство -- халифат, которое начало вести захватнические войны под лозунгом распространение учения Аллаха и к XI-XII векам включало в себя страны Передней и Средней Азии, Северной Африки.
Связь религиозной и культурной сфер проявляется в такой исторической закономерности, как усвоение сугубо религиозных представлений современными, на первый взгляд чисто секулярными, реалиями. Скажем, фундаментом аврааматических и языческих религий служит вера в потустороннее. Однако внимательное рассмотрение научного знания современного типа и его функционирования в менталитете обнаруживает и тут аналог иного мира. Действительно, вслед за математикой все больше наук базируется на аксиоматических, по сути априорных, положениях, в которые полагается верить адепту данной научной отрасли, если он желает быть признанным в сообществе ученых мужей и дам. Нетрудно также заметить, что основной корпус научных положений стараются облечь в терминологически, знаково и понятийно малодоступные для непосвященных формы - точь-в-точь, как это имеет место, скажем, в богословии, не говоря уже о так называемом "тайном знании" в нетрадиционных религиях. Прибавим еще, что научное знание претендует на то, что только с его помощью можно эффективно воздействовать на материальный мир, на социум, на человеческую природу. Но иной мир в религиозных системах обладает примерно той же способностью.
В искусстве ситуация аналогичная. Искусство вообще для того и существует, чтобы создавать нечто выходящее за пределы обыденности. И тут мы вновь встречаемся с особым языком выражения, кругом посвященных и т. п., что очень хорошо видно в элитарном искусстве. Совпадающие особенности науки, искусства и религии как раз и делают их соперниками.
Сейчас широко бытует мнение о безрелигиозности современной массовой культуры. Чтобы убедиться в его ошибочности, продолжим наш экскурс по ее магистралям и закоулкам. Как уже отмечалось, потустороннее из рая и ада в традиционном православии перекочевало в художественные миры искусства и таинственные иероглифы научного знания. Но не только. Ведь всякого рода домыслы и гипотезы об инопланетянах из того же ряда. А повальное увлечение астрологией подогревается не только ее сомнительными успехами, сколько извечно сакральным отношением к звездам. Мистические переносы в иные миры, характерные для молитвенно-аскетической практики традиционных религий, замещены социальными методиками и наркотиками. Роль посвященных, которая, например в православии, принадлежит священству, старцам и старицам, юродивым, ныне присвоена психологами, артистами, педагогами, идеологами, колдунами и колдуньями, - все эти персонажи поучают и лечат доверчивую публику.
Итак, мы видим, что современная массовая культура насквозь пропитана религиозными флюидами, мифологемами, отражениями. Вероятно, тут имеет место какая-то малоисследованная, гетерогенная, неструктурированная, анонимная религиозность. Массовый человек, как правило, не осознает характера собственной религиозности или осознает ее превратно. По опросам, более половины русских считают себя православными, а фактически церковной жизнью живет не более 5%.
Приведем несколько не очень сложных примеров. Из отдельно взятых явлений сразу бросаются в глаза такие, как современные свадебные ритуалы, похоронная символика, шествия и рок-концерты. Возложение брачующимися цветов к так называемому вечному огню и памятникам, как известно этнографам, восходит к поклонению предкам, особенно воинам. Сознательна или бессознательна вера в заступничество и чадородную помощь предков, но это элемент реальной религиозности, хотя чаще всего анонимной. Похоронная символика до краев наполнена подобными элементами: поминки, надгробия, уход за могилами есть не что иное, как формы ублажения умерших и подтверждение их участия в теперешней жизни. Шествия, как кажется, совсем оторвались от религиозной основы, но это не так - здесь присутствуют реликты обхода и тем самым мистического ограждения собственных владений (та же функция у крестных ходов, смотров, объездов правителями подвластных территорий), и к тому же реликты ритуальных прославлений и проклятий, публичного ношения оберегов (плакаты, флаги и т. п.). На рок-концертах воспроизводятся чуть свернутые оргиастические празднества. Кстати говоря, опять-таки религиозную подоплеку имеет большинство нынешних праздников, в том числе гражданских. Таковы Новый Год (благорасположение космических сил и божеств); Женский день и Первое мая (воздействие на плодородящее начало); День защитника отечества и советские ноябрьские праздники, выражающие по преимуществу поминальную связь с предками и мифологическими героями.
Можно утверждать, что перед нами реальная религиозность, хотя бы тайная. Но и сокрытость есть тоже хорошо известная черта религиозности. Углубленное культурологическое изучение должно, на наш взгляд, обратиться к этим явлениям со всей серьезностью. Заметим еще: не исключено, что поразительная устойчивость многих обычаев как раз обусловлена их религиозной основой.
Литература
Аверинцев С. С, Алексеев В. П. и др. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина -- М.: Мысль, 1989.-480 с.
Аляев Г. Е. Лекцп з релтезнавства. - К.: Укр.-Фшск. ш-т менеджменту i б1знесу, 1995. -- 144 с.
Белов А. В. Секты. Сектантство. Сектанты. -- М.: Наука, 1978.-152 с.
Белявский В. А. Вавилон легендарный, Вавилон исторический. - М.: Наука, 1971. - 320 с.
Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. - М: Наука, 1980. - 332 с.
Буланже П. А. Будда, Конфуций: жизнь и учение. -М.: Искусство, 1995. - 320 с.
Булгаков С. Н. Православие: очерки учения православной церкви. -- М.: Терра, 1991. -- 416 с.
Васильев Л. С. История и культы Китая. -- М.: Наука, 1974.-480 с.
Васильев Л. С. История религий Востока. -- М.: Высшая школа, 1988. -- 426 с.
Гордиенко Н. С. Современное русское православие. - Л.: Лениздат, 1987. - 304 с.
Григорьева Т. П. Дао и логос: встреча культур. -- М.: Наука, 1992. - 424 с.
Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. -- М.: Наука, 1988. - 216 с.
Делюсин П. П. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. -- М: Наука, 1982. -- 264 с.
Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. -- М.: Политиздат, 1990. -- 288 с.
Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. - М.: Наука, 1992. - 332 с.
Закович М. Н. 1стор1я i теор1я рел1гн та вшьно-думства. - К.: ВШОЛ, 1996. - 126 с.
Закон Украшсько'1 РСР вщ 23 кв1тня 1991р. № 987.XII « Про свободу coeicTi та релшйш оргаш-зацп»//В1домост1 Верховно! Ради Украши. № 20.
Зеленский Ф. Ф. Древнегреческая религия. -- К.: Киев-СИНТО, 1993. - 126 с.
Ильинская Л. С. Древний Рим: история, быт, культура. -- М.: Московкий рабочий, 1997. -- 432 с.
1стор1я pejiirii' в Украпп: у 10 т. / Ред.: А. Колодний (голова) та ш. -- К.: Центр духовно! культури, 1996.-1998.
Калшш Ю. А., Лубський В.М. Релтезнавство. -- К.: ВШОЛ, 1996. - 384 с.
Калшш Ю. А., Харьковщенко 6. А. Релтезнав-ство. -- К.: Наукова думка, 1995. -- 256 с.
Конституц1я Украши. К., 1996.
Ковальский Я. В. Папы и папство. - М.: Политиздат, 1991.-236 с.
Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. -- М.: Наука, 1976. - 328 с.
Лозинский С. Г. История папства. - М.: Политиздат, 1986. - 382 с.
Лозко Т. Укра'шське язичництво. -- К.: Укр. центр духовн. культури, 1994. - 96 с.
Малерб Мишель. Религии человечества: Пер. с фр. -- М.; СПб.: Рудомино, Университетская книга, 1997. - 608 с.
Миркина 3., Помиранд Г. Великие религии мира. -- М.: Рипол, 1995.-416 с.
Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков, Ред.: О.Ю. Артемова, С.А. Арутюнов, А.Н. Кожановский и др. -- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. -- 928 с.
Опенко 1.1. Украшська церква. -- К.: Укра'ша, 1993. -- 216 с.
Религиозные традиции мира. В двух томах. Том 1: Пер. с англ. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - 576 с. Том 2: Пер. с англ. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - 640 с.
Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. -- М.: Наука, 1987. - 784 с.
Сандулов Ю. Дьявол: исторический и культурный феномен. -- СПБ.: Лань, 1997. -- 192 с.