Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 15:57, реферат
Цель работы – рассмотреть моду, как феномен культуры.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать моду как феномен культуры.
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания об истории моды.
3. Рассмотреть сущность и специфику понятия моды.
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.
Введение 3
Глава 1. Мода как предмет культурологического исследования 6
§ 1. Понятие моды 6
§ 2. Мода как способ символизации социальных изменений 18
Глава 2. История моды 40
§1. Мода в истории культуры 40
§ 2. Мода и современность 57
Заключение 64
Список литературы 66
Изменились
идеалы красоты. Мужчина-рыцарь, воин окончательно
превратился в светского
Идеал женской красоты сочетал парадность и кокетство. Женщина должна быть высокой, с хорошо развитыми плечами, грудью, бедрами, очень тонкой талией (с помощью корсета ее затягивали до 40 сантиметров) и пышными волосами. Роль костюма в выражении идеала красоты становится огромной, как никогда ранее.
Домашняя одежда в это время для женщин стала совершенно необходимой, так как хотя бы временно избавляла их от тяжелых выходных платьев. Стало модно принимать посетителей во время утреннего туалета в полупрозрачном пеньюаре, цветных тонких шелковых чулках и… курить!
Косметику применяли сверх меры, причем особенной популярностью пользовались черные мушки, которые дамы наклеивали на лицо, шею, грудь…
Движения,
походку вырабатывали с учителями
«хороших манер», даже сидя за столом,
ноги вставляли в специальные колодки,
приучая их к «третьей позиции». «Хороший
тон» являлся последней преградой, при
помощи которой аристократия пыталась
отмежеваться от набиравшей силу буржуазии.
Недаром XVIII в. называли «галантным веком»,
веком пудры, кружев, менуэта, веком... женственного
мужчины.
Модой в самом широком смысле слова называют существующие в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение к внешним формам культуры: к стилю жизни, обычаям сервировки и поведения за столом, автомашинам, одежде. Однако при употреблении слова мода, под которым всегда подразумевается постоянное и с позиций разума недостаточно объяснимое стремление к изменению всех форм проявления культуры, обычно имеют в виду одежду. Историческое развитие одежды человека неразрывно связано с модой и между ними, поэтому обычно ставится знак равенства.
В изменении и изменчивости моды каждый раз снова и снова возникает обещание окончательного идеала «красоты», которого нет. Человек, а точнее сказать потребитель, каждый раз с готовностью верит этому обещанию, и каждый раз вынужден покориться велениям новой моды. Человеческое тело является основополагающим предметом модной стилизации. Каждая эпоха создает свои собственные масштабы эстетического идеала человеческого тела. Наиболее отчетливо эти различия обнаруживаются в изменениях идеала женской красоты, от пышных форм рубенсовского идеала до предпочитаемых в наше время стройных, узких, высоких линий.
Таким образом, одежда подчеркивает или скрывает определенные части тела для приближения силуэта к общепринятому идеалу. Она подправляет и стилизует. Характерным примером этого является средневековый силуэт женской фигуры с несколько выступающим животом, или силуэт в стиле рококо с чрезмерно тонкой талией. Лишь в XX столетии, когда человечество вспомнило о естественных линиях тела, был положен конец деформации туловища корсетом.
В первой половине двадцатого века происходит радикальное изменение женского силуэта.
Идеалом стала женственность. Модными стали маленькие жакеты, длинные юбки, подчеркивающие изящество и грациозность женщины. Небольшие шляпки и маленькие сумочки лишь усиливали этот эффект. Большинство домов моды работало, как и раньше, в одном стиле, каждый сезон, внося изменения в модный силуэт
Развитие моды связано, прежде всего, с социально – психическими закономерностями. Исследователи моды указывают на наличие определенных закономерностей ее развития: связь с общественно-историческими явлениями, ускорение распространения, цикличность развития. Мода связана с различными сторонами развития общества, в ней находят отражение все аспекты культуры и общественной жизни, которые вызывают внимание всего общества.
Переход к массовому производству готовой одежды и предметов быта, формирование массовой культуры создали основу для демократизации моды – доступности новых модных стандартов и образцов практически для всех социальных групп, так как возможности современного производства позволяют практически немедленно предложить потребителям модные образцы разной стоимости. Развитие средств массовой информации так же позволяют сразу получить информацию о возникновении новой моды, познакомиться с образцами международной моды.
Создание массового рынка и развитие современных средств массовой информации являются причинами ускорения распространения моды, что, в свою очередь, приводит к сокращению продолжительности модных циклов.
Неустанное стремление к обновлению образцов производимой и носимой одежды, очевидно, сопровождается периодическим возвращением некоторых мотивов прежних образцов. Это воспроизведение типичных элементов в образцах производимой и носимой одежды через определенный промежуток времени и есть та самая загадочная цикличность моды.
Цикличность является важнейшей закономерностью развития моды. Процесс внедрения и утверждения нового модного стандарта или смена модных циклов есть модная инновация, то есть на смену одним стандартам и объектам приходят новомодные.
Модная инновация осуществляется посредством обращения к традиции, когда модный образец заимствуется из прошлой моды, а так же путем заимствования образцов из других культур или других областей культуры.
В современной женской одежде преобладает романтический стиль – это очаровательные кружева, вышивки, рюши, рюши и оборки и пышные рукава – буф. Одна из наиболее выразительных и актуальных деталей являются объемные рукава, которые используются сегодня в платьях, и в блузках, и в жакетах с самыми различными силуэтами – от прямого или трапецивидного до приталенного в области лифа, дополненного пышной или зауженной книзу юбкой.
Все
чаще и чаще русские и зарубежные
модельеры выбирают моду начала 20 века
как источник вдохновения.
Мода - самый тонкий, верный и безошибочный показатель отличительных признаков общества, маленькая частица человека, страны, народа, образа жизни, мыслей, занятий, профессий. Наконец, в разных частях света, в разных странах развитие общества имело свои специфические особенности, и все они - климатические, социальные, национальные и эстетические - ярко выражены в многообразии костюмов.
Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материал, цвет, прически, грим. Во все периоды существования сословного общества костюм был средством выражения социальной принадлежности, знаком привилегий одного сословия перед другим. Чем сложнее структура общества, тем богаче традиция, тем разнообразнее одеяния.
Наконец,
каждая эпоха характеризуется
Современная мода - это игра со старым, имитация нового через комбинаторику прошлого. Теперь же возвращение «прошлых мод» и их стилизация является главной тенденцией современной постмодернистской моды. Цикличность и воспроизводство динамики стилей в моде по поколениям можно наблюдать в предпочтениях модельеров в выборе основных стилевых направлений для создания коллекций современной женской одежды.
Новый ритм жизни, технический прогресс и индустриализация начала ХХ века выявили новые требования к одежде.
Дизайнеры смело экспериментируют, кардинально меняя каноны моделирования. Появляются незнакомые доныне силуэты, пропорции и линии. Одежда становится более доступной, удобной и практичной. С развитием новых технологий появляются новые ткани, фактуры и аксессуары. Все это позволяет костюму стать естественным дополнением внутреннего мира человека, отразить его потребности и образ жизни.
Начало века связано с появлением именных ателье и салонов, заложивших основу производства одежды для широких масс.
Мода
– это хорошо забытое старое.
Все чаще можно наблюдать в
работах современных модельеров
женский образ, характерный моде
начала ХХ века. И это не случайность.
Это время реформ, которое послужило
огромным толчком для создания целой индустрии
моды.
Список литературы
1) Э. Платонова «Конспект лекций по культурологи»
Москва 2005г.
2) С.А. Казанцева
«культурология» Москва 2005г.
3) Б.И. Каноненко
Б.И. «Основы культурологи» Москва
2002г.
4) Н.М. Багновская
«Культурология» Москва 2006г.
5) «Словари по культурологи» интернет
В.Д. Лихвар «Культурология»