Молодежная субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:03, реферат

Описание

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Содержание

Введение
1. Субкультура молодежи.
Специфические черты российской молодежной субкультуры. Прочие особенности молодежной субкультуры. Катализаторы возникновения молодежных движений. Откуда и почему появляются выпавшие люди?
2. Неформальные объединения молодёжи.
Признаки неформалов. Типичные неформальные объединения.
3. Молодежные направления и их особенности
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Молодежная субкультура.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

     Откуда  же и почему появляются «выпавшие» люди?

     Здесь два направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, «подвешенном» состоянии  человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В.Тернера, Т.Парсонса, Л.Фойера. И второе: новое поколение ступает в пустоту. Не молодёжь из имеющейся социальной структуры (как у Парсонса или Тернера), а сама структура ускользает из-под её ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной сфере смена культурной парадигмы: ценности контркультуры «всплывают» и ложатся в основу организации «большого» общества. А прежние ценности опускаются в подземный мир контркультур.

     На  самом деле эти два направления  не отвергают друг друга, а дополняют. Речь идет просто о разных периодах в жизни общества, или его разных состояниях. В стабильные периоды  и в традиционных обществах (изучавшихся Тернером) выпавшие люди - это действительно те, кто в данный момент, но временно, находится в процессе перехода. В конце концов они входят в общество, там устраиваются, обретают статус. В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это задевает чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят через контркультурное состояние (попадают в зону действий контркультуры).

     Ни  одна система не может охватить все  без остатка. Неизбежно что то из нее выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация проникающая от чужих и не вписывающаяся в основной миф. Все это оседает в сфере экстернальной культуры.

     Итак, «Система» - пример сообщества, куда стекаются  выпавшие из социальной структуры. Эти люди не имеют определенного положения, прочной позиции - их статус не определён. Состояние неопределенности играет особую роль в процессах самоорганизации. Сфера неопределенности - те социальные пустоты, где мы можем наблюдать процессы зарождения структур сообществ, превращение бесструктурного состояния в структурное, т.е. самоорганизации.  

     2. Неформальные объединения  молодёжи 

     Неформальные  объединения - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые «неформальные» группировки, которые было бы правильнее назвать «самодеятельными любительскими объединениями молодежи». Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по своему борются с коррупцией.

     Признаки  неформалов:

     1) Неформальные коллективы не имеют  официального статуса.

     2) Слабо выраженная внутренняя  структура. 

     3) Большинство объединений имеет  слабо выраженные интересы.

     4) Слабые внутренние связи. 

     5) Очень сложно выделить лидера.

     6) Не имеют программы деятельности.

     7) Действуют по инициативе небольшой  группы со стороны.

     8) Представляют альтернативу государственным  структурам.

     9) Очень тяжело поддаются упорядоченной  классификации. 

     Говоря  о самодеятельных объединениях и  их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:

     1. Сотрудничество.

     2. Оппонирование и критика. 

     3. Оппозиция и борьба.

     Выражаясь кратко, «неформалы» - это официально не зарегистрированная группа людей, которая  возникла по чьей-то инициативе или  спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.

     Типичные  неформальные объединения

     Асоциальные - стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекреационные  функции. Примеры: панки (девиз: «Живем здесь, сейчас и сегодня»), мажоры (это люди, которые проповедуют теорию хайлайфизма («высокий уровень жизни»), они умеют зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни), рокоббили (поклонники рок-н-ролла, девиз: «Сочетание изящества со свободным поведением»), рокеры, хиппи, системы…

     Эти молодые люди часто привлекают внимание прохожих. Кто экстравагантной прической, кто разрисованной джинсовой  курткой, кто серьгой в ухе, а  порой и не одной. Они стоят  около входов в популярные молодежные кафе, толпятся у входа в метро, сидят на газонах городских скверов, слоняются с отрешенным видом по улицам городов. Себя они называют «пиплами», «хайрастыми» и считают себя свободными людьми, независимыми от родителей и общества. Это их «система». Взгляды «системных» на жизнь во многом помогают понять позицию неформалов в целом.

     В качестве вывода по неформальным объединениям молодёжи

     Проблема  молодёжи, и в частности, молодёжной контркультуры сегодня носит  глобальный характер и порождена в первую очередь кризисом всех существующих моделей социализации: в 60-е годы этот кризис впервые выплеснулся на парижские мостовые (студенческая революция 1968 года), затем ещё в более резких формах обнажился в развивающихся странах, а в конце 70-х «лавина» настигла и нас. но нельзя забывать и о национальной специфике: на Западе, хоть и присутствуют все те элементы (от расправно-самосудных команд до политических «самодельщиков»), которые у нас образуют самодеятельное движение, но нет феномена «неформалитета». Породила наших неформалов, прежде всего командно-бюрократическая система, которая вытолкнула за свои пределы и объединила по принципу неприятия самые разношёрстные и взаимоисключающие элементы. В самом деле, что общего между профессиональными художниками, которых не выставляют, противниками дамбы и теми, кто создал свой «замкнутый мирок добра и братства»(«Система»)?

     А почему столь хаотична смена пристрастий, почему после музыки стрижка, а потом  танец, а потом гоняют на мотоциклах, а потом нитка на запястье и манера жить? Да просто потому, что все это не имеет значения. Новому поколению нужен новый фирменный знак, новый флажок, новый клич, на который сбегутся сторонники. Главное, чтобы знак был заметный, а флаг яркий, а клич громкий. Робкий вызов просто не заметят, ношеную перчатку не поднимут. «Металл» — годится, брейк — годится, зеленые волосы — в самый раз.

     Разумеется, подростки не собираются на некую  конференцию для выработки новой  идеи и униформы. Просто из циркулирующих  в обществе разнородных идей какая-то начинает одерживать верх — а там уж срабатывает закон толпы, и растерянные новобранцы собираются именно под победное знамя.

     Что дают молодёжи объединения?

     Главной функцией любого объединения, будь то самодеятельное движение или контркультурная неформальная группа, является одна — стремление к самореализации, субъектному воплощению (другими словами, чем-то оправдать своё пребывание в этом мире). Если у ребёнка 14-17 лет социализация состоит прежде всего в огульном отрицании социума (в этом и кризис социализации), то у молодёжи постарше главенствует ориентация на определённые социально значимые цели. Но и для тех и для других деятельность носит и самоценный характер общения с единомышленниками, построенного на взаимопонимании и взаимодоверии, а именно этих качеств многим молодым в жизни не хватает.

     Функцию самореализации дополняют 3 другие, характерные  для деятельности всякой самодеятельной группы.

     Инструментальная. Каждое объединение, клуб, группа, будь то «Спасение» или команда Либеров, преследуют определённую цель: в первом случае – явную (защита памятников истории и архитектуры, стремление возродить и сохранить национальную культуру), во втором – размытую, неосознанную (стать сильным и утвердиться в среде сверстников, заставить себя уважать). В любом случае группа есть инструмент для достижения сознательных или неосознанных, но вполне конкретных результатов.

     Не  менее важна компенсаторная функция. В учебном (трудовом) коллективе, даже в семье личность нередко чувствует  себя замкнутой, стеснённой рамками обязанностей и социальных ожиданий, зависимой от преподавателя, родителей или начальника. В этом случае участие в деятельности (особенно неформальной) самодеятельной группы компенсирует отсутствие личной независимости и свободы в традиционных структурах. Другое дело, что человек останется в зависимости от вожака, лидера, определённых правил поведения в новой для него общности, то есть независимость может быть мнимой, относительной, но самоощущение её возникает.

     Несмотря  на господство потребительского отношения к искусству, немалая часть молодёжи ищет активного самовоплощения. Самодеятельные группировки выполняют ещё и эвристическую функцию, особенность которой состоит в том, что она сильнее выражена в художественно-творческих социокультурных и соционравственных («Милосердие») организациях, в то время как в подростковых контркультурных группах значительно слабее или вовсе отсутствует.  

     3. Молодежные направления  и их особенности 

     Хиппи

     Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур в РФ.

     Движение  хиппи развивалось «волнами»: первая волна относится к концу 60 –  началу 70 гг., вторая – к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90 гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Неофиты движения молодых (15—18 лет) и являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов. В количественном отношении девушки преобладают над юношами.

     Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» (от англ. thing – вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи.

     Данный  элемент атрибутики хиппи вышел  за субкультурные рамки, распространившись  среди молодежи: «феньки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы  вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Движение хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию (мы назвали бы их рефлексирующими или рефлексивными).

     Индеанисты

     Молодежной  субкультурой, относимой нами к числу  романтическо-эскапистских, являются индеанисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению  их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты — нечто среднее между клубом любителей американских индейцев и религиозно-мистическим движением. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм, — перекликаются с традиционными российскими ценностями.

     Толкинисты и ролевики

     В молодежной культуре 90 гг. появились  толкинистское движение и связанная  с ним, порожденная им же толкинистская  субкультура. Известный английский филолог и писатель Дж. P.P. Толкин (на сленге толкинистов – Профессор) родился в 1892 и умер в 1973 г. Его книги «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмариллион» относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкин – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра (roleplaying) близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.

Информация о работе Молодежная субкультура