Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:06, реферат
Так, по мнению многих культурологов, рождаются определённые культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую историческую реальность, творит собственную субкультуру, которая, хотя и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведение и в целом на стиль культурной эпохи.
Цель работы – изучение особенностей представителей современных подростковых субкультур.
Задачи - Описать, что такое субкультура, какие ее разновидности.
Введение 3
1. История появления первых субкультур в России 4
2. Молодежные субкультуры 7
2.1 Музыкальные субкультуры 8
2.2 Арт-субкультуры 9
2.3 Интернет-сообщество и интернет-культуры 10
2.4 Индустриальные и спортивные субкультуры 10
2.5 Контркультуры 10
2.6 Скины 10
2.7 Экологисты 11
2.8 Байкеры vs. Мотоциклисты 11
2.9 Рейверы 12
2.10 Хип-хоп-культура 12
2.11 Диггеры 14
2.12 Толкинисты 14
3. Молодежные субкультуры: российская специфика. 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Реферат по культорологии:
На тему: «Молодежные субкультуры»
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
Введение 3
1. История появления первых субкультур в России 4
2. Молодежные субкультуры 7
2.1 Музыкальные субкультуры 8
2.2 Арт-субкультуры 9
2.3 Интернет-сообщество и интернет-культуры 10
2.4 Индустриальные и спортивные субкультуры 10
2.5 Контркультуры 10
2.6 Скины 10
2.7 Экологисты 11
2.8 Байкеры vs. Мотоциклисты 11
2.9 Рейверы 12
2.10 Хип-хоп-культура 12
2.11 Диггеры 14
2.12 Толкинисты 14
3. Молодежные
субкультуры: российская
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Работа посвящена особой части общественной культуры, об ее ответвлениях – субкультурах.
Субкультура (подкультура, лат. sub — под и лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормой. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры
Проблема субкультур рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней — процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.
Так,
по мнению многих
Цель работы – изучение особенностей представителей современных подростковых субкультур.
Задачи - Описать, что такое субкультура, какие ее разновидности.
Никогда прежде до 50-х годов
XX столетия в истории человечества
никаких молодежных субкультур не бывало.
Впервые они появились в
Функционалистский подход американских социологов определяет молодежные субкультуры как способ перехода из подросткового состояния во взрослое в современном индустриальном обществе. Считается, что подростки, прежде чем стать взрослыми, непременно должны повариться в этой субкультурной каше.
Поведение, которое демонстрируют наши молодые люди - моделированное поведение. Оно навязано молодежными журналами, прессой и другими СМИ, работающими на демографическую группу 12 - 18 лет. То же самое наблюдалось в Англии и США в 50-е годы XX столетия: сначала появляются специфические журналы для молодежи, которые рекламируют определенные товары и определенный стиль жизни. Первая субкультура, которая появилась в Англии - моды. Рабочая молодежь из низшего класса, чуть выше оплачиваемая, старалась походить на более высокий класс «белых воротничков». Специфический стиль: мотороллеры, рок-музыка, гомосексуальная практика и наркотики на танцполах, где собирались моды. В то время это были амфетамины. Стиль был навязан средствами массовой информации, схемы моделирования поведения работали по законам маркетинга, в качестве товаров рекламировался определенный набор: амфетамины, мотороллеры, новая мода, «классная» музыка - так создавался образ жизни. Чуть позже появляются следующие субкультуры - это хиппи и битники, а затем скины и панки. Объединяет их то, что резкие отличия от социальной нормы в одежде (субкультурные коды одежды) и поведении маргинализируют молодежь, отделяют ее от основного общества. Рок-музыка и ее содержание (тексты песен), становится транслятором идеологии. Музыка является полем общения и дальнейшей деятельности, поводом для встреч. Музыкальные кумиры – предметы подражания, герои, за которыми следуют во всем. Кумиры, собственно говоря, и являются теми «локомотивами», которые продвигают определенный образ жизни, в том числе наркопотребление. [1,4]
Такой успех субкультур и распространение субкультурных идеологий был вызван точно просчитанными потребностями целевых групп, каковыми являлась молодежь из среднего и нижнего классов. Изготовители идеологий аппелировали к потребностям, обозначенным в известной пирамиде Маслоу, используемой всеми рекламистами и маркетологами. Реально существующие потребности стимулировались рекламными зазывными обещаниями. Например, сатанинская библия Антона ЛаВея (настольная книга каждого уважающего себя сатаниста) начинается типично рекламными призывами, стимулирующими потребность в самоактуализации. Разрушаются общественные табу, пропагандируется свободная любовь.
Нарушение социальных табу,
связанных с вопросами пола ведет
к депрессии или бурной половой
жизни со сменой множества партнеров,
что согласно исследованиям американских
ученых, часто заканчивается
В субкультуре панков - с одной стороны, стимулируется потребность в самоактуализации (идеология транслирует пренебрежение к обществу, нарушение общественных норм, самоактуализацию посредством совершения преступления), а с другой стороны, молодому человеку предписывается страшное, разрушительное для личности поведение. Так, в кодексе панков есть правило, согласно которому, для того, чтобы стать настоящим панком, надо сутки просидеть в мусорном ящике, здороваясь с каждым, выбрасывающим мусор.
Англия - перенаселенная страна с небольшой территорией, ограниченными ресурсами и скудным рынком труда, и это - причина создания субкультур, при помощи которых сглаживаются социальные противоречия и происходит контроль за ростом населения.
Новое поколение не в состоянии обеспечить себя работой, соответственно, в дальнейшем не в состоянии строить нормальную семью, иметь дом, детей. Таким образом, политика по отношению к молодежи состоит в вовлечении молодежи в маргинализацию. Часть молодых людей становится неспособной к жизни в социуме и к 30-ти годам гибнет от наркотиков. В самых населенных странах Европы, - Англии и Голландии, где плотность населения, соответственно, 240 и 375 человек на кв/км, - самые лояльные законы по отношению к потреблению наркотиков. В Голландии можно курить марихуану в кафе. Наркопотребление здесь легализовано. Надо отметить, что с самого начала наркомания была болезнью, насаждаемой западными колонизаторами, в первую очередь, Британией. Именно эта страна включила опиум в число колониальных товаров и торговала им в Китае на протяжении более 150 лет.
Появляются «новые» журналы, «новая классная» музыка, взахлеб рассказывается на страницах журналов о кумирах, об их огромных гонорарах, о том, как много у них поклонниц. Правда, время от времени кумиры балуются наркотиками, вследствие чего склонность к наркопотреблению представляется принадлежностью мира "звезд". Подросток воспринимает новых героев как истину в последней инстанции, подражает им в манере поведения, в образе жизни. Появляются целые группы подростков, носящих гребни панков или бреющих головы наголо в зависимости от того, какому информационному заражению они подвергнулись. [1]
Становление субкультур у нас происходит, к сожалению, точно также, как и в западных странах.
Современное научное определение
культуры - это убеждения, ценности
и выразительные средства (применяемые
в искусстве и литературе), которые
являются общими для какой-то группы;
они служат для упорядочения опыта
и регулирования поведения
Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.
Неформальные объединения
- это явление массовое. Ради каких
только интересов не объединяются люди:
дети, подростки, молодежь, взрослые и
даже убеленные сединами старики? Число
таких объединений измеряется десятками
тысяч, а количество их участников —
миллионами. В зависимости от того,
какие интересы людей положены в
основу объединения, возникают и
различные типы объединений. В последнее
время в крупных городах
По социально-правовому
признаку выделяют субкультуры:
1) социально-пассивные, деятельность которых
нейтральна по отношению к социальным
процессам. Например: музыкальные и спортивные
фанаты.
2) асоциальные - хиппи, панки, преступные
группировки, наркоманы и т.п.
Формирование подростковых субкультур в России имеет свои специфические причины, отличные от стран Запада. Прежде всего, это — социальная и экономическая неустойчивость общества. Экономический подъем, наблюдавшийся в последние годы, принципиально картину не изменил. Проще говоря, нашу молодежь волнуют не те потребности, которые стимулируют различные молодежные движения на Западе, а проблема преодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания. Во-вторых, наиболее желанной перспективой для сегодняшних подростков представляется быстрое достижение престижного социального положения. [8]
Неформалы сильно отличаются друг от друга заявленными целями, ценностями и, как следствие, поведением и времяпровождением. К примеру, объединяются по признаку предпочтения определенных стилей музыки, танцев. Не говоря уже о футбольных болельщиках: таких объединений — около 80%.
На фоне распространения в стране субкультур и псевдокультур растет уровень преступности среди российской молодежи: по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление. И это тоже связано со спецификой молодежных субкультур в России. Так, около 9% от всей численности подростковых группировок — наркоманы и токсикоманы.
В отдельную группу выделились всем известные молодежные группировки, избравшие символику со свастикой. Они называют себя «фашиками», «фашистами», «наци», «нацистами», «Национальным фронтом». В народе же они больше известны как скинхеды («бритоголовые»).
Но есть и молодежные объединения, которые получили название просоциальных: это объединения по защите природы, памятников архитектуры. Эти группы, цель которых — приносить пользу обществу, малочисленны, но активны.
Также существуют неформальные группы художественного направления. Интересен и так называемый «компьютерный андеграунд» — своеобразный молодежный мир, в котором много подгрупп со специфической структурой: на самом низком уровне находятся юзеры (пользователи), потом идет группа «пойнтов», далее — «сисопы», или системные операторы (администраторы), руководят же ими так называемые сетевые коммуникаторы. В этом мире существует свой особый сленг и стиль общения. Отсутствие постоянного контакта в «реале» они компенсируют обменом электронными письмами, который стал их ритуалом. [10]
Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей.
Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры. Связана с хиппи субкультура битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией. В частности, среди убеждений растаманов — пацифизм и легализация марихуаны.