Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:06, реферат
Возникновение и развитие искусства Древнего Египта прослеживается на протяжении огромного времени – более четырех тысяч лет. Но не только благодаря этому обстоятельству изучение египетского искусства представляет большой интерес. Мы можем рассмотреть развитие искусства в одном из первых в истории человечества классовых обществ и проследить влияние изменений, происходящих на протяжении тысячелетий, в жизни египетского рабовладельческого общества.
Введение
1. Сложение канонов монументальной живописи Древнего Египта. 4
2. Факторы, оказавшие влияние на развитие монументальной живописи Древнего Египта 6
3. Периодизированная динамическая характеристика монументальной живописи в свете исторических событий. Влияние факторов . 7
Заключение
Список использованной литературы
Во времена Среднего царства, после некоторой борьбы за власть между номами, когда в 20 веке до нашей эры к власти приходит фараон Аменемхет I, наступает общий хозяйственный подъем, рост городов, усиление обмена, что приводит к расцвету культуры. Время Среднего царства справедливо считается одним из наиболее значительных периодов в истории культуры и искусства Древнего Египта. Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях политической борьбы и фараоны и номархи использовали и искусство. Возвеличивание себя на манер древних фараонов снова вошло в моду. Хоть и стало невозможным возводить такие же величественные пирамиды, во внутреннем оформлении старались подражать во всем. Особенно это подражание затронуло монументальную живопись. Это подражание очень ярко видно при сравнении сцены охоты в пустыне в гробнице визиря Антефокера в Фивах с подобной же сценой в заупокойном храме фараона Сахура. Та же часть пустыни, огороженная сеткой, внутри которой загнаны звери; так же слева и в той же условной позе, что и фараон Сахура, изображен Антефокер. За Антефокером идет оруженосец, изображение которого, согласно канонам, в два раза меньше изображения хозяина. При дальнейшем сравнении видно, что сцена охоты Антефокера в основных чертах воспроизводит композицию, созданную в древнем царстве. Подобное повторение древних образцов прослеживается в искусстве начала Среднего царства и на ряде других сюжетов. Иным характером отличаются памятники, созданные в ряде местных центров, в частности при дворах правителей номов, расположенных в Среднем Египте. Именно в этих центрах начали развиваться передовые художественные направления в искусстве начала Среднего царства. А почему? Как следствие политической и экономической самостоятельности, приобретенной этими номами в конце Древнего царства. Номархи чувствовали себя хозяевами своих областей, так же возвеличивали себя, но появилось как бы больше культурных центров – так как номы, как и фараоны, так же окружали себя искусными зодчими, скульпторами, художниками. Известная самобытность общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда традиций: для их произведений характерны поиски новых способов передачи окружающего мира, что соответствовало новым задачам, стоящим перед искусством и вызванным всей сложившейся к началу 20-го века исторической обстановкой. Падение Древнего царства нарушило казавшиеся незыблемыми устои, что способствовало известному росту индивидуалистических стремлений, поиску более конкретных знаний, что, в свою очередь, привело к большей реалистичности в искусстве. Росписи на стенах гробниц номархов Среднего Египта представляют собой подлинные картины жизни. Изображения на стенах дополняются написанными тут же автобиографиями номархов, изложенными прекрасным литературным языком. Художники стремятся изображать события со всей доступной им конкретностью. Сравнение одинаковых по тематике сцен из этих гробниц и из гробниц придворной знати наглядно показывает из различия. Рассмотрим ту же сцену охоты в пустыне, но в гробнице номарха 14 нома Сенби. Несмотря на то, что изображение сцены в общем остается прежним (слева – охотник, справа - загон) и многие фигуры зверей имеют свои прототипы в Древнем царстве, тем не менее все изображение явно отличается большим реализмом. Вместо условного расположения зверей по рядам они даны на разных уровнях на фоне песчаных холмов пустыни. Сенби изображен в естественной живой позе: он остановился на бегу и, опираясь на левую ногу, внимательно целится в намеченного зверя. Спутник Сенби – одного с ним роста, причем оба они одеты так, как фактически и одевались воины-охотники. Не менее своеобразна и сцена охоты в гробнице номарха 15 нома Тхутихотепа, где престарелый номарх стоит возле загона, опираясь на посох и кутаясь в плащ, и наблюдает, как охотятся его сыновья. Новую трактовку прежних сюжетов можно также найти и во многих других случаях, особенно в сценах различных работ, где художник, изображая представителей низших слоев населения, был менее связан каноном. Встречаются и новые сюжеты, например, таково известное изображение прихода кочевников. Но наибольшего успеха достигли художники в изображении животных, где они также были менее всего стеснены каноном. В знаменитых росписях со сценой охоты среди нильских зарослей из гробницы номарха 16 нома Хнумхотепа II дана новая трактовка природы зарослей папирусов с летящими птицами и охотящимися дикими кошками. И птицы и животные изображены в различных живых позах, новшеством является и богатство красок: применены не только новые оттенки (густо-оранжевый, желтовато-серый и другие), но и даются переходы одного цвета к другому. Серебристая голубизна чешуи на спине рыбы незаметно переходит в розовато-белую окраску брюшка, голубой затылок цапли – желтовато-белую шею. Настенные росписи перестают быть более графикой, чем живописью. Росписи отличаются смелым сопоставлением цветовых пятен: на фоне нежной зеленой листвы выделяется яркое оперение удода. Интересно дана расцветка кошки, где художник при помощи серовато-коричневых мазков по желтому фону попытался передать пушистую шерсть животного. Среднее царство было важным и плодотворным периодом в истории египетской монументальной живописи. Наряду с творческой переработкой наследия Древнего царства оно создало много нового.
Неспроста время Нового
Окончательное
изгнание гиксосов, завоевание Сирии
и Нубии при фараоне Яхмесе
I (первом царе XVIII династии) обеспечило
Египет притоком рабов. Так же в Египет
широким потоком потекли
Последние десятилетия правления XVIII династии были полны бурных событий. Грабительские войны непомерно обогатили высшую знать и жречество, особенно жрецов главного святилища Египта – храма Амона в Фивах. При Аменхотепе IV произошел открытый конфликт между владетельной рабовладельческой верхушкой и жречеством и царской властью. С целью разрешения конфликта Аменхотеп IV попытался провести крупные социально-экономические реформы под видом реформы религиозной. Было выдвинуто новое учение о едином божестве Атоне. Соответственно, в Египетском искусстве, тесно связанном с религией, произошел решительный перелом. Заметно явное отступление от канонов даже в изображениях фараонов. Так как фараон решил порвать с жречеством и старыми богами, более не допускалось, что фараон должен изображаться похожим на древних богов, культы которых он преследовал. С этого времени фигуры царя, царицы и их детей должны были иметь новый облик, лишенный иконографического сходства с изображениями древних богов. Изменилось и содержание росписей. Появились сцены, изображающие царя в быту (так как в своих реформах царь опирался на рядовых свободных) – за обедом, в кругу семьи. Вообще стоит особо отметить, что впервые во всех сценах, даже в сцене награждения вельмож, фараон присутствует с семьей. Также характерной чертой Амаранского искусства является стремление передать конкретную обстановку, в которой происходят изображаемые события. Никогда еще до Амараны египетское искусство не знало такого количества разнообразных изображений садов, домов, дворцов, храмов. В итоге почти все композиции художникам пришлось создавать заново, в том числе даже и ритуальные сцены, так как новая религия потребовала новых обрядов, новых типов святилищ, где культ солнца совершался под открытым небом. Все это происходило не сразу, ведь создателями новых произведений искусства были все те же мастера, обученные в Фивах, обученные каноническому искусству. Теперь перед этими мастерами встали новые задачи. В монументальной живописи большое значение стало уделяться пейзажам. Стремление прославить нового бога, солнце - Атона как творца вселенной, выразилось в своеобразных сценах почитания Атона не только людьми, но и всей природой: навстречу лучам солнца бегут молодые газели, зайцы, спешат страусы, взмахивая крыльями. Но этому расцвету искусства был положен внезапный конец – реформы не имели успеха, так как рядовые свободные не получили никаких существенных преимуществ, и новый преемник фараона Тутанхамон был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством. Последние восстановили прежний порядок, воспользовавшись недовольством внутри страны и неудачами внешней политики, приведшей к потере азиатских владений, что объяснялось жрецами, как результат гнева древних богов во главе с Амоном. Однако окончательный возврат к традициям был невозможен, хоть и новые произведения создавались теми же мастерами, так как разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал очень решительные сдвиги во всей культуре Древнего Египта. По образцам росписей, найденных в гробнице Тутанхамона видно, что они выполнены более в стиле Амарны.
Для второй половины Нового
царства характерно
Период позднего времени
Заключение
Таким образом, мы проследили ход развития монументальной живописи Древнего Египта на протяжении его длительного существования.
Росписи гробниц являются ценнейшим источником для изучения истории Древнего Египта. Мы видим изображения сельских работ – пахоту, посев, жатву, молотьбу, видим рыбную ловлю, охоту в нильских зарослях и в пустыне, работы различных ремесленников. Перед нами проходят яркие картины социального неравенства – непосильной тяжести труда основной массы населения и обеспеченной, праздной жизни правящей верхушки. Избиение неплательщиков податей сменяется увеселениями знати, тяжелый труд под палящим солнцем – плясками танцовщиц на пиру вельможи. Среди этих сцен много эпизодов, взятых из подлинной жизни. Вот падает груз с вьючного осла, и погонщики бросаются на помощь. Вот другой осел заупрямился и не хочет сдвинуться с места, хотя его бьют палкой и тянут за переднюю ногу. Наряду с этими зарисовками из жизни простых людей мы наблюдали сцены жизни знати.
По росписям в гробницах и храмах Древнего Египта и правда можно учить его историю! Ведь стиль росписи, соблюдение канонов, напрямую зависели от обстановки в стране. В росписях нашли отражение и классовая борьба, и завоевания, и быт, и религия. Монументальная живопись Древнего Египта – большая иллюстрация жизни общества, по которой можно восстановить события, происходившие в стране.
Отдельно
необходимо заметить, что искусство
Древнего Египта в целом и монументальная
живопись, в частности, оказали немаловажное
влияние на искусства других народов Запада
и Востока, особенно в 4 веке до нашей эры,
когда Александр Македонский основал
новую столицу Египта – Александрию, ставшую
в короткий срок одним из виднейших центров
Средиземноморья. Но это уже другой период
времени, который выходит за рамки данной
работы.