Мораль и нравственность в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:16, реферат

Описание

Характерно, что проблематика различных функций культуры разрабатывалась разными учеными, сосредоточившими свое концептуальное внимание на тех или иных сторонах духовной системы. Если обратиться к истории социологии, то М.Вебер, например, выявлял, прежде всего, нормативко-ценностную связь — позитивную или негативную — религиозно-культурных факторов с хозяйственной деятельностью. Иной подход развивал Э.Дюркгейм, рассматривавший прежде всего место культуры в интеграции общества и разделении труда. Социализирующие факторы культуры подверг основательному изучению Э.Кассирер. Классическая работа по игровым функциям культуры принадлежит Й.Хейзинге.

Содержание

Введение 3
Мораль и нравственность в культуре 4
Заключение 9
Список литературы 10

Работа состоит из  1 файл

Мораль и нравственность в культуре.docx

— 25.56 Кб (Скачать документ)

Мораль и нравственность в культуре

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Мораль и  нравственность в культуре 4

Заключение 9

Список литературы 10

 

 

 

Введение

 

Культура — важный фактор регуляции хозяйственной деятельности, социальных отношений и политики, хотя она не растворяется в этих сферах деятельности. Необходимо аналитически подходить к этим сферам, чтобы  выявлять их духовный смысл и те социокультурные факторы, без которых ни экономика, ни политика не могут полноценно функционировать.

Характерно, что проблематика различных  функций культуры разрабатывалась  разными учеными, сосредоточившими свое концептуальное внимание на тех  или иных сторонах духовной системы. Если обратиться к истории социологии, то М.Вебер, например, выявлял, прежде всего, нормативко-ценностную связь — позитивную или негативную — религиозно-культурных факторов с хозяйственной деятельностью. Иной подход развивал Э.Дюркгейм, рассматривавший прежде всего место культуры в интеграции общества и разделении труда. Социализирующие факторы культуры подверг основательному изучению Э.Кассирер. Классическая работа по игровым функциям культуры принадлежит Й.Хейзинге.

Конечно, можно выделить следующие  функции культуры: а) поддержание  преемственности (традиции); б) нормативизация; в) оценочная функция; г) целеполагающая; д) познавательная и е) смыслообразование (обозначивающая). Однако следует учитывать, что каждый элемент и компонент культуры может выполнять разные функции, а вместе с тем далеко не все важные функции вошли в это перечисление.

В структуре духовного производства следует выделить такие основные функции: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей  и значений; в) воспроизводство духовного  процесса через поддержание его  преемственности; г) коммуникативная  функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализация общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами; е) как дополнительная форма социализации выделяется рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.

Морально-нравственные нормы, наряду с юридическими нормами и  обычаями, обеспечивают регулятивную функцию культуры. Мораль как форма  социальной культуры выполняет ценностно-ориентационные и регулятивные функции.

 

 

Мораль и нравственность в культуре

 

Мораль (от лат. morelis - нравственный, nores - нравы) - общественный институт регулирование поведения человека.

Мораль социально детерминирована. Социум выступает в качестве внешних  общественных причин, вызывающих определенное поведение человека. Его поступки, действия, оценки связаны с пониманием добра и зла, чести, достоинства, патриотизма, долга, т.е. ценностные достижения. Моральные установки и требования, ценности имеют не только объективное содержание, но и носят субъективный характер в творческой деятельности человека, его культуры. Уровень субъективности может дифференцироваться от индивидуального до группового, классового, национального, государственного и пр.

В свое время Сартар высказал мысль, что человек - это проект, который создается и реализуется самостоятельно субъективно как на уровне существования в реальных формах жизни, так и в сущностно- содержательном отношении. Человек творит мир, культуру, в которой он живет и создает себя.

Человек живет в многогранном мире культуры. Смысл жизни - это  творить себя по законам красоты  и служит во имя других. Вспомним выражение древних греков, " Человек - мера всех вещей" и их призыв. "Познай самого себя" Познавая самого себя, человек познает и мир культуры, в которой он творит, создает новую  культуру, Сар утверждал, что поведение  человека спонтанно и отличается абсолютной непредсказуемостью.

Детерминированное поведение, по его мнению, является предрассудком, оправдывающим малодушие и безответственность. Считая, что моральный выбор можно  сравнить с созданием художественного  произведения (не нормативен, но и не произволен), Сартр приходит к заключению, что человек бессознательно стремится  к нормативности и регламентации. Но возникает вопрос, кто же задает эту упорядоченность действий. Безусловно, есть природное начало: рождение-жизнь-смерть. Но есть и социальное: морально-нравственная трактовка этих явлений. Взять хотя бы последнюю из триады-смерть. Сколько нравственных оценок, установок, обычаев, культурных ритуалов она породила в человечестве. Особое отношение к смерти, умершему, возникнув на заре человечества, существует и сегодня. Не случайно М. Мамардашвили однажды высказал мысль, что человек начинает не с орудия производства, а с плага по умершему сородичу.

Человек как порождение соцума - существо противоречивое. Он редко находится в гармонии с миром и самим собой. Человек вечно не удовлетворен. Его раздирают нравственные противоречия, он всегда стоит перед нравственным выбором: как и что, делать, какую позицию занять, какую оценку дать.

Нравственные противоречия бывают внешними и внутренними. Внешние  противоречия - это противоречия между  человеком и обществом, человеком  и социальной группой, индивид с  другим индивидом. Внутренние противоречия - противоречия духа, мира субъективности отдельного человека. Каждому человеку приходилось в жизни преодолевать противоречия между сознанием и  поведением (думаем одно, а делаем другое, разумом и чувством сердцу не прикажешь), желанием и долгом (хочется, но не должно).

Нравственная свобода  предполагает соответствие поступков  внутренним побуждением человека. Естественной будет реакция человека на оскорбление  или унижение его достоинства - защитить себя. Один дает пощечину, другой вызывает на дуэль. Нравственность жива традициями. Но в реальной жизни человек прокладывает свою нравственную тропу самостоятельно. Он испытывает на себе воздействие  традиций, которая часто выполняет культурно-просветительскую функцию, но не всегда ей следует. Сократ говорил, что человек знает, что хорошо, а что плохо, но часто поступает плохо. И только в результате проб и ошибок, приходит к пониманию, что этого не следовало бы делать. Человек редко учится на ошибках других. Ему важен собственный житейский опыт, собственная интуиция и чувство. Именно она во многом стимулирует его моральный выбор. Самостоятельность выбора есть моральная свобода, делая свой выбор человек, взваливает на себя всю меру ответственности за свои действия и поступки. Ни Одиссей, ни Гамлет, ни Дон Кихот, не поступают в соответствии с моралью; они следуют или пытаются следовать нравственному выбору. Древние греки почитали человеческое достоинство.

На Востоке считали, за честь целовать пыль, по которой  ступал владыка. У Эллинов был  культ тела (в здоровом теле, здоровый дух), а в средние века к телу относились унизительно (вместилища греха  и порока). Моральные ценности имеют  субъективную сторону, но уровень их субъективности различен. С одной  стороны, моральные ценности релятивные, т. е. относительны, в системе различных  культур они могут не совпадать, а с другой - они могут иметь  и общечеловеческий знаменатель.

Мораль функционирует  на разных уровнях: - на уровне конкретного  индивида, когда моральные установки, оценки носят единичный характер; - на уровне "среднего звена", некой  социальной общности, например, профессиональной: врачи, адвокаты, преподаватели. Вспомним хотя бы главный постулат клятвы Гиппократа "Не навреди" - на уровне предельно обобщенных в неисторических, общезначимых моральных принципов и установок "золотое правило" нравственности. Это то, что может быть соотнесено с кантовским категорическим императивом, который непреложен для всех в равной степени, как звездное небо над головой и сердце в груди человека. Нравственный императив, написанный закон поведения человека в обществе этот закон долженствования. Это не желаемое, это не возможное поведение, другими словами. Это не хочу или могу, а я должен и альтернативы этому быть не может. Непреложность нравственного императива выстраивает поведение человека и гражданина. Подлинная мораль самоценна, самодостаточна, ибо не водима извне моральных оснований. Мораль чужда природе, вне человека нет моральных оценок, заблуждений.

Мораль существует благодаря  оценивающей способности человека. В природе нет ни добра, ни зла. Моральные начала невозможно обосновать рационально - логическими доказательствами. В истории культуры нередко господствующие идеологии подтягивали мораль до статуса истины с целью беспрепятственного распространения на широкие массы. В таких случаях мораль явно порывает с культом традиций, правом, законом, директивными установками.

Мораль субъективно - ценностна и этим близка к искусству. Наука явление объективное, открывающее законы природы, общества, познания, искусства, морали. Наука в частности этики, делает предметом своего изучения мораль как одну из форм ценностных ориентаций человеку в мире, изучает причины ее возникновения, историю развития, конкретные формы воплощения, социальные функции.

Этика как наука дает теоретические  обобщения всего многообразия проявления морали, определяет ее нормативы, формирует  теоретический уровень морального сознания. Спектр проявления обыденного нравственного сознания чрезвычайно  широк в своих конкретных проявлениях: от формы индивидуально - личностных до коллективных. В частности: эгоизм и альтруизм - категории этические, фиксирующие в одном случае моральный принцип, основанный на особом отношении к личному, к себе самому, а в другом - предписывающее сострадание, бескорыстное служение и любовь к другому человеку. В известной мере альтруизм является оборотной стороной эгоизма. Человек, делая добро другому одновременно тем самым усложняет себя.

Представляет интерес  обращение в контексте осмысления нравственности и культуры к негативным архетипам человеческого поведения - агрессивности, лицемерия. Агрессия - реакция на негативные обстоятельства, собственную не правоту, не удачи. Это - устойчивая черта субъекта в которой кроется архетипическое стремление защитить себя. Фрейд имел в виду в первую очередь инстинкты агрессивности и эгоизма, говоря о культурных формах их трансформации и канализации в обществе. В этой связи в развитии творческой деятельности человека, его культуры на современном этапе особое значение приобретает экологическая культура, сохранения внешней и внутренней природы.

 

 

Заключение

 

Нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают  как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). В результате воспитания и самовоспитания у людей  вырабатываются установки, заставляющие их — иногда даже как бы против воли — совершать поступки, которые  должно совершать в соответствии с нормами морали, и не идти ни на какие действия, которые не должно делать, поскольку они противоречат этим нормам. Честный человек просто не может, скажем, украсть что-нибудь: у него не поднимется рука на это. Даже под гипнозом люди отказываются совершать  действия, которые они считают  для себя нравственно недопустимыми. Таким образом, нравственные принципы, в отличие от прочих норм и правил мышления и поведения, укореняются  в психике и входят в саму структуру  личности как ее собственные, внутренние мотивационные факторы.

С этим связана важная особенность  моральной оценки человеческих поступков: эта оценка определяется не только самим фактом совершения какого-то поступка и его объективными последствиями, но и мотивами поступка, т. е. тем, какие  субъективные побуждения толкнули человека сделать то, что он сделал, каковы были его намерения при совершении поступка. А моральная оценка мотивов  поведения личности переходит в  моральную оценку самой личности. В зависимости от того, насколько  нравственны или безнравственны мотивы, которые обычно побуждают  личность к действиям, сама эта личность считается нравственной или безнравственной. Таким образом, мотивационная функция  морали непосредственно формирует  нравственный облик личности.

Понимание того, что моральная оценка поступков человека и его личности зависит от мотивов, которые им движут, приходит уже в детстве и становится существенным моментом зрелого морального сознания.

 

Список литературы

 

 

 


Информация о работе Мораль и нравственность в культуре