Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:16, реферат
Характерно, что проблематика различных функций культуры разрабатывалась разными учеными, сосредоточившими свое концептуальное внимание на тех или иных сторонах духовной системы. Если обратиться к истории социологии, то М.Вебер, например, выявлял, прежде всего, нормативко-ценностную связь — позитивную или негативную — религиозно-культурных факторов с хозяйственной деятельностью. Иной подход развивал Э.Дюркгейм, рассматривавший прежде всего место культуры в интеграции общества и разделении труда. Социализирующие факторы культуры подверг основательному изучению Э.Кассирер. Классическая работа по игровым функциям культуры принадлежит Й.Хейзинге.
Введение 3
Мораль и нравственность в культуре 4
Заключение 9
Список литературы 10
Мораль и нравственность в культуре
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Мораль и нравственность в культуре 4
Заключение 9
Список литературы 10
Культура — важный фактор
регуляции хозяйственной
Характерно, что проблематика различных функций культуры разрабатывалась разными учеными, сосредоточившими свое концептуальное внимание на тех или иных сторонах духовной системы. Если обратиться к истории социологии, то М.Вебер, например, выявлял, прежде всего, нормативко-ценностную связь — позитивную или негативную — религиозно-культурных факторов с хозяйственной деятельностью. Иной подход развивал Э.Дюркгейм, рассматривавший прежде всего место культуры в интеграции общества и разделении труда. Социализирующие факторы культуры подверг основательному изучению Э.Кассирер. Классическая работа по игровым функциям культуры принадлежит Й.Хейзинге.
Конечно, можно выделить следующие функции культуры: а) поддержание преемственности (традиции); б) нормативизация; в) оценочная функция; г) целеполагающая; д) познавательная и е) смыслообразование (обозначивающая). Однако следует учитывать, что каждый элемент и компонент культуры может выполнять разные функции, а вместе с тем далеко не все важные функции вошли в это перечисление.
В структуре духовного
Морально-нравственные нормы,
наряду с юридическими нормами и
обычаями, обеспечивают регулятивную
функцию культуры. Мораль как форма
социальной культуры выполняет ценностно-
Мораль (от лат. morelis - нравственный, nores - нравы) - общественный институт регулирование поведения человека.
Мораль социально
В свое время Сартар высказал мысль, что человек - это проект, который создается и реализуется самостоятельно субъективно как на уровне существования в реальных формах жизни, так и в сущностно- содержательном отношении. Человек творит мир, культуру, в которой он живет и создает себя.
Человек живет в многогранном
мире культуры. Смысл жизни - это
творить себя по законам красоты
и служит во имя других. Вспомним
выражение древних греков, " Человек
- мера всех вещей" и их призыв. "Познай
самого себя" Познавая самого себя,
человек познает и мир
Детерминированное поведение,
по его мнению, является предрассудком,
оправдывающим малодушие и
Человек как порождение соцума - существо противоречивое. Он редко находится в гармонии с миром и самим собой. Человек вечно не удовлетворен. Его раздирают нравственные противоречия, он всегда стоит перед нравственным выбором: как и что, делать, какую позицию занять, какую оценку дать.
Нравственные противоречия
бывают внешними и внутренними. Внешние
противоречия - это противоречия между
человеком и обществом, человеком
и социальной группой, индивид с
другим индивидом. Внутренние противоречия
- противоречия духа, мира субъективности
отдельного человека. Каждому человеку
приходилось в жизни
Нравственная свобода предполагает соответствие поступков внутренним побуждением человека. Естественной будет реакция человека на оскорбление или унижение его достоинства - защитить себя. Один дает пощечину, другой вызывает на дуэль. Нравственность жива традициями. Но в реальной жизни человек прокладывает свою нравственную тропу самостоятельно. Он испытывает на себе воздействие традиций, которая часто выполняет культурно-просветительскую функцию, но не всегда ей следует. Сократ говорил, что человек знает, что хорошо, а что плохо, но часто поступает плохо. И только в результате проб и ошибок, приходит к пониманию, что этого не следовало бы делать. Человек редко учится на ошибках других. Ему важен собственный житейский опыт, собственная интуиция и чувство. Именно она во многом стимулирует его моральный выбор. Самостоятельность выбора есть моральная свобода, делая свой выбор человек, взваливает на себя всю меру ответственности за свои действия и поступки. Ни Одиссей, ни Гамлет, ни Дон Кихот, не поступают в соответствии с моралью; они следуют или пытаются следовать нравственному выбору. Древние греки почитали человеческое достоинство.
На Востоке считали, за честь целовать пыль, по которой ступал владыка. У Эллинов был культ тела (в здоровом теле, здоровый дух), а в средние века к телу относились унизительно (вместилища греха и порока). Моральные ценности имеют субъективную сторону, но уровень их субъективности различен. С одной стороны, моральные ценности релятивные, т. е. относительны, в системе различных культур они могут не совпадать, а с другой - они могут иметь и общечеловеческий знаменатель.
Мораль функционирует на разных уровнях: - на уровне конкретного индивида, когда моральные установки, оценки носят единичный характер; - на уровне "среднего звена", некой социальной общности, например, профессиональной: врачи, адвокаты, преподаватели. Вспомним хотя бы главный постулат клятвы Гиппократа "Не навреди" - на уровне предельно обобщенных в неисторических, общезначимых моральных принципов и установок "золотое правило" нравственности. Это то, что может быть соотнесено с кантовским категорическим императивом, который непреложен для всех в равной степени, как звездное небо над головой и сердце в груди человека. Нравственный императив, написанный закон поведения человека в обществе этот закон долженствования. Это не желаемое, это не возможное поведение, другими словами. Это не хочу или могу, а я должен и альтернативы этому быть не может. Непреложность нравственного императива выстраивает поведение человека и гражданина. Подлинная мораль самоценна, самодостаточна, ибо не водима извне моральных оснований. Мораль чужда природе, вне человека нет моральных оценок, заблуждений.
Мораль существует благодаря
оценивающей способности
Мораль субъективно - ценностна и этим близка к искусству. Наука явление объективное, открывающее законы природы, общества, познания, искусства, морали. Наука в частности этики, делает предметом своего изучения мораль как одну из форм ценностных ориентаций человеку в мире, изучает причины ее возникновения, историю развития, конкретные формы воплощения, социальные функции.
Этика как наука дает теоретические
обобщения всего многообразия проявления
морали, определяет ее нормативы, формирует
теоретический уровень
Представляет интерес
обращение в контексте
Нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). В результате воспитания и самовоспитания у людей вырабатываются установки, заставляющие их — иногда даже как бы против воли — совершать поступки, которые должно совершать в соответствии с нормами морали, и не идти ни на какие действия, которые не должно делать, поскольку они противоречат этим нормам. Честный человек просто не может, скажем, украсть что-нибудь: у него не поднимется рука на это. Даже под гипнозом люди отказываются совершать действия, которые они считают для себя нравственно недопустимыми. Таким образом, нравственные принципы, в отличие от прочих норм и правил мышления и поведения, укореняются в психике и входят в саму структуру личности как ее собственные, внутренние мотивационные факторы.
С этим связана важная особенность моральной оценки человеческих поступков: эта оценка определяется не только самим фактом совершения какого-то поступка и его объективными последствиями, но и мотивами поступка, т. е. тем, какие субъективные побуждения толкнули человека сделать то, что он сделал, каковы были его намерения при совершении поступка. А моральная оценка мотивов поведения личности переходит в моральную оценку самой личности. В зависимости от того, насколько нравственны или безнравственны мотивы, которые обычно побуждают личность к действиям, сама эта личность считается нравственной или безнравственной. Таким образом, мотивационная функция морали непосредственно формирует нравственный облик личности.
Понимание того, что моральная оценка поступков человека и его личности зависит от мотивов, которые им движут, приходит уже в детстве и становится существенным моментом зрелого морального сознания.