Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:20, доклад
Хотя морфологический строй русского литературного языка основательно исследован как с исторической, так с описательной и структурной сторон, в современной речевой практике возникают тысячи вопросов относительно правильности употребления тех или иных форм слова. Например, когда идешь покупать апельсины, то, как правильно сказать: килограмм апельсин или килограмм апельсинов? А если эксперт или ревизор женщина, то, что нужно говорить: ревизор приехал или приехала? Для того, чтобы ответить на подобные вопросы, нужно знать, как правильно, образовывать грамматические формы слов разных частей речи, то есть иметь представление о морфологических нормах современного русского литературного языка.
Группировку морфологических норм целесообразно произвести по частям речи.
У имен прилагательных с основой на –енн (болезненный, искусственный) в форме мужского рода происходит усечение Н. Например, болезненный – болезнен (болезненна); Искусственный – искусствен (искусственна); Ограниченный – ограничен (ограниченна).
Лишь в некоторых случаях правильной является форма на -енн: искренний – искренен, низменный – низменен, откровенный – откровенен.
Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: рад, горазд, должен, надобен.
Некоторые качественные прилагательные не имеют соответствующей краткой формы: прилагательные с суффиксами -ск-, -н-, -ов-, -л- (товарищеский, дельный, передовой, умелый), обозначающие цвет (синий, сиреневый), масть животных (вороной, гнедой), высокую степень признака (малюсенький, толстенный), прилагательные, входящие в состав терминологических наименований (глубокий тыл, скорый поезд).
2.
Качественные прилагательные
Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в других, например:
Разговоры становились звонче, несвязнее, веселее. Образование сравнительной степени:
Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку, например: Труд – самое лучшее, самое радикальнейшее лекарство (табл.3).
4. Числительные.
Большинство
ошибок связано с незнанием
1. Порядковые числительные, подобно прилагательным, изменяются по падежам, числам и родам: первый (подъезд), первого (подъезда), первому (подъезду). В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.
При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п.: к первому января, к первому сентября. Порядковые числительные в названиях праздников после слов «праздник», «дата», «день» ставятся в И.п.: К знаменательной дате Двенадцатое апреля учащиеся выпустили газету.
2. Количественные числительные.
Простые количественные числительные от 5 до 20 и 30 склоняются как существительные 3 склонение
У составного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова, из которых оно состоит.
Числительные полтора, полтораста имеют две формы.
И.п., В.п. Полтора Полтораста
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. Полутора Полутораста
При
смешанном числе
Пять и три пятых метра НО! Пять метров
Собирательные числительные сочетаются:
1) с именами сущ., обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных: трое мальчиков, четверо медвежат
2) с сущ-ми, употребляющимися только во мн.ч.: трое щипцов, четверо саней.
3)
с личными местоимениями,
4)
собирательное числительное
Данные
числительные употребляются с
Нельзя сказать: у обоих ворот
Надо: у тех и других ворот.
5. Глагол.
Ошибки в употреблении глаголов связаны с существованием группы так называемых недостаточных глаголов и с возможным смешением употребления параллельных форм.
Недостаточные глаголы – это глаголы, ограниченные в образовании личных форм: у них нет формы первого лица настоящего и будущего простого времени. В эту группу входят глаголы: грезить, дерзить, победить, убедить, чудить, очутиться, ощутить, умилосердить.
Нельзя сказать: побежу, ощутю (ощущу) – это грубая ошибка. В случае необходимости следует использовать описательные формы: смогу победить, попытаюсь убедить, надеюсь очутиться.
Возможно параллельное употребление двух форм глагола в одном и том же значении: выздоровеют – выздоровят; движет – двигает; меряет – мерит. Первая форма в каждой паре является книжной (нормативной), вторая – разговорной. В деловой речи следует отдавать предпочтение первым. В случае с глаголом двигать каждая из форм имеет свое значение: двигает – перемещает что-то, движет – побуждает (им движет прямой расчет).
Пары образуют и видовые формы глагола – совершенный и несовершенный вид. При образовании несов. вида глагола с помощью суффиксов – ыва-, -ива-в ряде случаев происходит изменение корневого гласного о в а. Например, выработать – вырабатывать, заморозить – замораживать. В некоторых случаях в глаголах несов. вида не будет ошибкой употребление двух вариантов в парах: обусловливать – обуславливать, подытоживать – подытаживать. Вторые формы (с корневым А) носят разговорный характер, поэтому в деловой речи более естественно употребление книжно варианта (с корневым О).
Глаголы
хотеть, жаждать, видеть, слышать, ехать,
мочь не имеет повелительного наклонения.
Нельзя сказать «хоти» или «моги».
Здесь повелительные формы
Речевые
ошибки возникают при образовании
конструкций со словами, близкими по
значению или однокоренными, но требующими
разного управления. Для их предупреждения
важно правильно поставить
– обращать внимание (на что?) на факты – уделять внимание (чему?) подбору кадров;
– консультировать (кого?) клиента – консультироваться (с кем?) с профессором, у профессора;
– требовать (чего?) объяснений – требовать (что?) пропуск;
– основываться (на чем?) на фактах – обосновывать (чем?) фактическими данными;
– рекомендовать (кого?) агента – рекомендовать (для чего?) для участия – рекомендовать (к чему?) к употреблению.