Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:45, реферат
Мультикультурализм – один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании смешения культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. На деле это требование выдвигается исключительно к высокоразвитым обществам Европы, в которых издавна существует высокий уровень культурного развития.
Введение
Мультикультурализм как политический проект
Политики культурного плюрализма сегодня
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список
литературы
Введение
Мультикультурализм
– один из аспектов толерантности, заключающийся
в требовании смешения культур в целях
их взаимного проникновения, обогащения
и развития в общечеловеческом русле массовой
культуры. На деле это требование выдвигается
исключительно к высокоразвитым обществам
Европы, в которых издавна существует
высокий уровень культурного развития.
Адепты общечеловеческих ценностей требуют
от таких обществ включения в их культурное
поле элементов культур пришлых народов,
которые либо были в своё время колонизированы
страной-метрополией, либо просто в силу
недалёкого географического положения
любят нелегально проникать в страны с
высоким уровнем жизни, ища более лёгкого
хлеба, нежели у себя на родине. В итоге
получается полное разрушение многовековых
культурных устоев, развитых культурных
традиций, т. к. подобное смешение всегда
ведёт к усреднению. И если низкий уровень
культурного развития пришельцев несомненно
повышается, то нет ничего удивительного
в том, что высокий уровень культуры целевой
страны мультикультурализма неизменно
падает.
Вдумчивые авторы давно заметили, что «мультикультурализм» – в значительной мере лишь риторическое обновление старых проблем: лишь переименование процессов, которые начиная с 60-х годов осмыслялись в терминах «этнического возрождения». Категория «культура» пришла на смену категории «этничность» потому, что предлагала более широкую, более мягкую и более расплывчатую формулу для описания конфликтогенного современного общества. Закрывая глаза на структурные проблемы современных обществ и выдвигая на первый план «культурные» проблемы (или, скорее: перекодируя структурные проблемы в культурные) адепты мультикультурализма пошли либо по пути романтизации и морализации социальной реальности, либо по пути характерного для «постмодернизма» отказа от аналитической строгости.
Обращалось внимание и на инструментальный характер политик мультикультурализма (они же – «политики различия»). Даже в тех странах, где мультикультурализм был провозглашен официальной политикой (Канада и Австралия), его введение имело, прежде всего, функциональный смысл. В канадском случае это было продиктовано опасностью квебекского сепаратизма. Объявляя основной целью своего правления построение мультикультурного – но, подчеркнем, не мульти-национального! – общества – канадские власти пытались, с одной стороны, нейтрализовать сецессионистские устремления франкофонного Квебека, а с другой – смягчить обеспокоенность англоязычного большинства относительно национально-государственной целостности страны. В австралийском случае официальное введение мультикультурализма было вызвано главным образом оскудением иммиграционного потока к началу 70-х годов, что могло повлечь за собой неблагоприятные последствия для демографической и экономической ситуации.
В Соединенных Штатах широкое распространение мультикультуралистской риторики связано с такой особенностью американского публичного дискурса как невнимание к социально-классовой стратификации, тенденция сводить общественные противоречия к противоречиям «ментальностей»; отсюда преувеличенное значение, придаваемое гармонизации, консенсусу, лучшему взаимопониманию и т.д.
Инструментальный характер мультикультуралисткого дискурса прекрасно демонстрирует случай Германии: первыми пропагандистами мультикультурализма здесь выступили представители промышленного капитала – крупные «хозяйственники», озабоченные ухудшением ситуации на рынке труда (опять-таки вызванной слабым притоком свежей рабочей силы). Известно, что заслуга введения терминов «мультикультурализм» и «мультикультурное общество» в немецкоязычном пространстве принадлежит Хайнеру Гайсслеру, крупному функционеру ХДС/ХСС.
Социологи неоднократно говорили о методологических несообразностях и теоретических подводных камнях, связанных с введением в научный оборот понятий «мультикультурализм» и «мультикультурное общество». В каком смысле можно вести речь о некоторой стране как мульти-культурной (много-культурной)? Поскольку культура есть символическая система, характерная для определенного общества и кодифицированная в институтах этого общества, наличие в одном обществе множества культур весьма проблематично. Если различные социальные группы являются носителями особых, самостоятельных культур, то не будет ли более правомерным вести речь не о много-культурности общества, а о сосуществовании внутри одного государства различных обществ? Культура, помимо кодификации в институтах, предполагает также определенную систему знания. В какой мере правомерно говорить о множестве культур, если их представители – благодаря единой системе образования и единой системе массовой коммуникации – разделяют друг с другом одну и ту же систему знания? Похоже, что адепты мультикультурализма склонны вести речь о «культурах» там, где на деле имеют место субкультуры.
Кроме того, мультикультурализм исходит их тождества между этничностью и культурой (молчаливо предполагая, что различная этническая лояльность означает различную культурную лояльность). Это в некоторой степени справедливо для традиционных обществ, но совершенно несправедливо для современных индустриальных (и тем более постиндустриальных) обществ.
Достаточно очевидно, что понятие «культура» в его использовании мультикультуралистами выполняет компенсаторную функцию: социальные группы, лишенные власти (например, иммигранты первого и второго поколения) наделяются особой креативностью, выступая в качестве носителей особой «культуры». Это может быть лестно для отдельных представителей этих групп, но ничего не меняет в их действительном положении в экономической и политической иерархии.
С отмеченным обстоятельством связан еще один порок, встроенный в идеологию мультикультурализма: она способствует расиализации и этнизации общественного дискурса. Осмысляя социально-классовые и социально-групповые различия в расовых и этнических терминах, мультикультурализм окончательно закрепляет дискриминацию. Тем самым он лишь углубляет и без того имеющую место геттоизацию меньшинств. Мультикультурализм перетолковывает противоречия (социальных, экономических, политических, региональных) интересов в противоречия (этнического, конфессионального) происхождения. Способствуя этнизации социальных конфликтов, мультикультуралистская идеология делает их неразрешимыми.
В свете вышесказанного неудивительно, что проект мультикультурализма, поначалу встреченный либеральной общественностью западных стран с симпатией, достаточно скоро растратил кредит доверия. История этого разочарования весьма примечательна.
Начнем с принципиального различия в контекстах проблематизации культурного плюрализма. Один контекст задан так называемыми «иммиграционными странами», другой – «национальными государствами». Хотя в содержательном плане это различие давно утратило смысл, оно сохраняет силу на дискурсивном уровне. В Европе до сих пор в ходу мнение, что трудовые мигранты прибывают сюда на время, тогда как в «иммиграционных государствах» миграция имеет своей целью постоянное жительство. Казалось бы, 90 – годы, когда количество мигрантов в странах ЕС и Швейцарии превысило 18 миллионов человек (не считая уже натурализованных, т.е. получивших статус граждан) и когда их приток стал составлять 2 миллиона человек ежегодно, окончательно развеяли эту иллюзию. Тем не менее, в массовом сознании и в мышлении политических элит европейских стран бытуют традиционные представления о национальном государстве как результате самовыражения некоей этнокультурной субстанции и, соответственно, отношение к миграции как к «неизбежному злу». Наиболее рельефные примеры инерции этих традиционных образов представляют, каждая по-своему, Франция и Германия. Во французских общественно-политических дискуссиях до сих ощущается мощнейшее противодействие самой постановке вопроса о Франции как культурно плюралистической стране. Абсолютное большинство французских авторов, как из числа политических публицистов, так и из числа исследователей, настаивают на том, что единственно адекватной призмой рассмотрения современного французского общества является призма «республики», «гражданства» и «интеграции». В ФРГ, несмотря на то, что разговоры о «мультикультурном обществе» стали признаком хорошего тона еще в конце 80-х годов, политическая практика федеральных и муниципальных властей – и в частности, отношение к интеграции мигрантов – по-прежнему определяется идеалом этнически гомогенного национального государства. В Германии все еще обсуждается вопрос, можно ли считать Федеративную республику «иммиграционным государством» (Einwanderungstaat). Приверженцы идеала «национального государства» (понимаемого в категориях этнической и культурной однородности) оспаривают то обстоятельство, что Германия de facto превратилась в «иммиграционную страну»: ежегодный приток иммигрантов составляет несколько сот тысяч человек (в начале 90-х годов более 400 тысяч в год). Тем не менее, политические элиты не спешат с соответствующими изменениями в законодательстве. В официальном политическом дискурсе и в бытовом языке иммигрантов принято называть «иностранцами» (Auslander). Уже само это обозначение предполагает, что на присутствие этих людей в стране смотрят как на временное явление. Равным образом семантически нагружено другое слово современного немецкого языка – Gastarbeiter. Хотя многие из так называемых «гастарбайтеров» всю жизнь прожили в Германии или в Германии родились, их правовой статус остается таким же, как если бы они приехали сюда в краткосрочную командировку.
В
«иммиграционных» государствах, с одной
стороны, и «национальных», с другой, различны
способы обращения с культурным разнообразием,
порождаемым миграцией. В государствах
первой группы проблема интеграции мигрантов
определена дискуссиями о правах меньшинств
из числа коренных жителей (потомки африканских
рабов в США, канадские и американские
индейцы, австралийские аборигены). Попытки
восстановления справедливости по отношению
к членам этих меньшинств привели к практике
«утвердительного действия» (affirmative action),
или «позитивной дискриминации». Так,
в американском случае «политики мультикультурализма»
в пору их провозглашения не означали
ничего иного кроме практики «позитивной
дискриминации» по отношению к чернокожим
гражданам. Эта практика была позднее
распространена на членов этнических
меньшинств, формируемых мигрантами. Позитивная
дискриминация, т.е. введение этнических
и расовых квот при приеме в вузы и при
занятии определенных престижных должностей,
замышлялась как временная мера. Предполагалось,
что как только дисбаланс в распределении
ресурсов и власти будет несколько выровнен,
настанет время вернуться к либеральным
нормам общежития, в основу которых заложен
идеал формального равенства и, соответственно,
индифферентность к этническим и расовым
различиям. Однако этого не случилось.
Политика позитивной дискриминации не
принесла ожидаемого результата, а именно
– интеграции меньшинств в политическое
сообщество. Тем не менее, по прошествии
полутора-двух десятилетий проведения
такой политики выяснилось, что отказаться
от нее невозможно. Представители меньшинств,
для которых позитивная дискриминация
означала ощутимые преимущества на рынке
труда и образования, категорически воспротивились
свертыванию этой практики. В итоге сложилась
мало утешительная ситуация: сегрегация
общества по этно-расовому признаку не
только не была преодолена, но и стала
добровольной. Активисты этнических и
расовых меньшинств, энергично взявшиеся
за стилизацию жизненно-стилевых различий
под фундаментально-культурные, углубили
сегментирование общества по этнорасовому
и этнолингвистическому признаку. Скандальные
проявления этого процесса активно обсуждались
в прессе и академической литературе:
общежития только для выходцев из Азии,
места в студенческих столовых только
для чернокожих, радикальный пересмотр
гуманитарных учебных программ в университетах,
в результате которого культуре «европейцев»
полагается количество часов, пропорциональное
культуре «индейцев» и других этнических
групп. Следующий шаг в том же направлении
совершили неоконсерваторы из числа WASP'ов,
достаточно скоро усвоившие плюралистически-
Вот почему дискурс мультикультурализма – по крайней мере, в том виде, как он получил распространение в США, постепенно приобрел отчетливо негативные коннотации.
Однако
сколь бы сомнительными с теоретической
точки зрения и амбивалентными по
практическим результатам ни были политики
поощрения культурного плюрализма, разумной
альтернативы этим политикам не существует.
Отказ от «политик различия» в пользу
насильственного «тождества» повлек бы
за собой беспрецедентный рост социальной
напряженности, а потому сегодня такая
возможность в «иммиграционных странах»
даже не рассматривается. Симптоматично
и то обстоятельство, что «национальные
государства» Западной Европы постепенно
отказываются от ассимиляционисткой парадигмы,
проводя политику культурного плюрализма
(называя или не называя последнюю «мультикультурализмом»).
В западноевропейских странах мультикультуралисткий дискурс поначалу воспринимался скорее как продукт интеллектуального импорта, чем как порождение местных условий. Поскольку в Европе исторически не было репрессивной практики по отношению к меньшинствам, подобной рабству негров в южных штатах Северной Америки или уничтожению автохтонного населения в Австралии, в этих странах не было и нужды прибегать к «позитивной дискриминации» как средству восстановления справедливости. Категории «справедливость», «признание», «политики различия», преобладающие в общественных дебатах «иммиграционных государств», для западноевропейских дискуссий не характерны. Культурное разнообразие здесь долгое время вообще не получало публичной артикуляции. В одних случаях считалось, что мигранты, коль скоро они намерены включиться в политическое сообщество (нацию) должны культурно ассимилироваться (модель Франции). В других случаях молчаливо предполагалось, что мигранты – гости, «иностранцы», которым предстоит рано или поздно вернуться на родину, а потому проблема их включения в национальное сообщество даже не ставилась (модель Германии). Однако в последнюю четверть ХХ столетия эта проблема заявила о себе со всей остротой.
Главный вопрос, связанный с политикой «мультикультурализма» – это вопрос о возможности интеграция мигрантов, которая не сопровождалась бы их ассимиляцией. Но разве ассимиляция и аккультурация не является необходимым условием вхождения в тело политического сообщества? Ответить на данный вопрос можно коротко: потому, что принимающие страны более не могут ассимилировать мигрантов, а мигранты более не хотят ассимилироваться.