Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:25, доклад
Александрийский мусейон в Египте стал связующим звеном между греческим поселенцами и их исторической родиной, апогеем и буквальным воплощением “музеефикации” эллинистической культуры. Александрийский мусейон, как научно-исследовательский центр и величайший музей древности, был основан в эпоху эллинизма, в IV в. до н.э. Птолемеем I.
Мусейон занимал часть дворцового комплекса Птолемеев и включал в себя множество построек: огромная библиотека (где, как и на греческом Геликоне, стояли бюсты авторов), святилище муз, комнаты для обитателей пансиона, зал для трапезы, экседру, или крытую галерею с сидениями для чтения лекций и занятий, обсерваторию и “место для прогулок”, которое с тех пор стало неотъемлемой частью любого философского или научного учреждения. Со временем здесь также появились коллекции растений и животных в садах, зверинец, залы для препарирования трупов, большое количество разного рода естественнонаучных коллекций, вокруг “святого места муз”, в обрамлении богатой художественной экспозиции.
Александрийский мусейон в Египте стал связующим звеном между греческим поселенцами и их исторической родиной, апогеем и буквальным воплощением “музеефикации” эллинистической культуры. Александрийский мусейон, как научно-исследовательский центр и величайший музей древности, был основан в эпоху эллинизма, в IV в. до н.э. Птолемеем I.
Мусейон занимал часть дворцового комплекса Птолемеев и включал в себя множество построек: огромная библиотека (где, как и на греческом Геликоне, стояли бюсты авторов), святилище муз, комнаты для обитателей пансиона, зал для трапезы, экседру, или крытую галерею с сидениями для чтения лекций и занятий, обсерваторию и “место для прогулок”, которое с тех пор стало неотъемлемой частью любого философского или научного учреждения. Со временем здесь также появились коллекции растений и животных в садах, зверинец, залы для препарирования трупов, большое количество разного рода естественнонаучных коллекций, вокруг “святого места муз”, в обрамлении богатой художественной экспозиции.
Коллекции были размещены в залах вокруг святилища Сараписа – божества, сочетавшего черты восточного и античного культов. В ближайшем дворце размещалось художественное собрание. Центром мусейона было святилище муз, а номинальным главой назначенный царем жрец, который исполнял религиозно-представительные функции, не вмешиваясь в научную сферу.
Задумывался Александрийский мусейон наподобие того комплекса построек и садов вокруг святилища муз, который существовал в афинском Ликее, а в основу его организации легла идея Аристотеля о том, что во имя прогресса науки необходимо объединить усилия отдельных исследователей.
Знаменитые ученые,
прибывавшие в Александрию по
приглашению египетских правителей,
жили на полном царском обеспечении
и получали все необходимое для
работы - библиотеку, оборудование, лаборатории.
Поэтому огромную роль приобрели
фундаментальные научные
Александрийский мусейон стал крупнейшим книгохранилищем античности, так как здесь находилась знаменитая Александрийская библиотека. К концу I в. до н.э. она включала свыше 700 тыс. томов в виде папирусных свитков, а для пополнения коллекции Птолемеи покупали рукописи на книжных рынках в Афинах и Родосе, прибегая порой к крайним мерам. Так, по указу Птолемея II все книги, найденные на борту кораблей, заходивших в Александрийскую гавань, изымались и копировались. Затем копии возвращались владельцам, подлинники же оставались в Александрии. Попросив под залог в Афинах канонические списки пьес Эсхила, Софокла и Еврипида для проведения сверки с экземплярами своего собрания, Птолемеи предпочли пожертвовать внесенной ими огромной суммой, чтобы оставить у себя оригиналы. Афинянам же возвращали копии со слабым утешением, что их выполнили на лучшем из имеющихся видов папируса.
Несмотря на
то, что произведения искусства в
Мусейоне не образовывали ни цельных коллекций,
ни экспозиций, а лишь – как и в других
мусейонах – декорировали и содержательно
акцентировали пространство, уже в те
давние времена люди понимали, что многие
предметы заслуживают того, чтобы их собирать,
систематизировать и пользоваться собранием
в научных целях. Или просто удивляться
и любоваться ими.
Частные и общественные коллекции Древнего Рима
В истории античной
культуры приоритет в создании института
частного коллекционирования принадлежит
воинственному и
Во время военных походов римскими трофеями становились не только оружие, имущество и земли побежденных народов, но и их обычаи, изобретения, элементы духовной культуры.
Под влиянием утонченной
греческой цивилизации римляне
стали испытывать интерес к ее
произведениям искусства. Кардинальные
изменения в системе
На протяжении
II - I вв. до н.э. произведения греческого
искусства текли в Рим
После демонстрации в триумфальных шествиях предметы искусства помещали в храмы и портики, ими украшали форумы и общественные сооружения. Свою долю получали и триумфаторы. Сопровождая статуи и картины подобающими случаю надписями, они посвящали их богам, но при этом немалая часть художественных трофеев оседала во дворцах и виллах, свидетельствуя тем самым о начавшемся процессе формирования института частного коллекционирования.
Его становление
происходило в условиях неодобрения
и противодействия со стороны
традиционной общественной морали, осуждавшей
и любовь к произведениям искусства,
и стремление к единоличному обладанию
ими. Но эта охранительно-
Владельцем огромного
собрания картин, статуй, предметов
декоративно-прикладного
Богатая художественная
коллекция давала римлянину репутацию
ценителя и знатока искусства, подтверждая
его высокий социально-
Собирательство
в области художественной культуры
постепенно приобретает черты, связанные
с личным вкусом, склонностями, социальным
положением владельца. Коллекции приобретают
самостоятельную по отношению к
их первоначальной функции семантику,
все более соотносимую с
Развитие частного коллекционирование способствовало одновременному зарождению художественного рынка. В I в. до н.э. аукционы и предваряющие их выставки произведений искусства стали обычным явлением в римском обществе. Часто с публичных торгов уходили целые собрания. Такая участь постигла прославленные коллекции Помпея Великого после разгрома его войск Юлием Цезарем. Произведения искусства продавались также в лавках, расположенных в центре Римского форума вдоль “священной дороги”.
Чтобы обозначить истинную ценность предмета искусства, распознать подделку, для римских покупателей необходимы были услуги экспертов и консультантов. Вначале в этом статусе выступали греческие художники, а также копиисты, которые приобретали в процессе своей работы весомые познания относительно стиля и техники определенного автора. Лишь в I в. до н.э. стали появляться эксперты знатного происхождения со специальной подготовкой.
Пристрастия римских коллекционеров были самыми разнообразными. Почетное место в коллекциях занимали природные редкости и древности. Например, особенно увлекался ими император Август, который собрал на своей вилле на Капри множество необычных и редких вещей. Среди них были “доспехи героев” и огромные кости, что принимались за останки исполинских зверей и гигантов – легендарных Титанов.
Но большинство коллекционеров предпочитала статуи и картины. В I в. до н.э. пинакотека (картинная галерея) становится обязательным элементом частного дома или виллы. В коллекцию входили скульптурные и живописные изображения предков, портреты государственных деятелей, поэтов, писателей, философов минувших эпох. В выборе персоналий важную роль играли личный вкус и гражданские идеалы владельца коллекции.
В собрание, помимо
статуй и картин греческих умельцев
римские коллекционеры
Среди римских коллекционеров первым обзавелся собранием гемм, или дактилиотекой Марк Скавр, потом Помпей Великий, который собрал коллекцию резных камней (около 2000 предметов); шесть дактилиотек собрал и потом посвятил в храм Венеры Юлий Цезарь12.
Так составлялись живописные и скульптурные коллекции, включавшие и оригиналы и копии работ прославленных мастеров, уникальные образца мебели и декоративно-прикладного искусства. Все это украшало интерьеры городских домов, размещалось в парках, гимнасиях и нимфеойнах (помещение для отдыха с фонтанами и растениями).
Излюбленным местом
расположения коллекционных предметов
становятся и загородные виллы. Те,
которые принадлежали таким римским
интеллектуалам, как Цицерон, Плиний
Младший, изначально возводились для
проведения творческого отдыха, встреч
единомышленников. В подражание знаменитым
школам Платона и Аристотеля, прославленным
научным учреждениям
Естественно, что не все римские виллы отличались таким творческим “характером”; многие из них были подчеркнуто помпезны. Так, в дворцовом комплексе Нерона помимо терм, искусственного озера, зоопарка, садов, в Золотом дворце и парках находилось огромная коллекция бронзовых статуй.
Оригинальностью
отличалась знаменитая вилла императора
Андриана, где, кроме библиотеки и
Морского театра, находились воспроизведенные
известные архитектурные
К концу I в. до н.э. в частном владении находилась значительная часть художественных богатств античного мира, но при этом возникла проблема доступа к ним остальных римских граждан. Так, сенатор Марк Агриппа предложил сделать общественным достоянием все картины и статуи, которые хранились в виллах. Но, естественно, это предложение не поддержали частные коллекционеры. Первым открыл широкой публике доступ к своему богатейшему собранию картин сенатор Азиний Поллион. Именно поэтому его галерею часто называют первым европейским музеем. Конечно же, в Древнем Риме имелось немало общественных художественных собраний, которые были доступны для публичного и свободного осмотра.
Хранилищами произведений
искусства и реликвий, подобно
греческим культовым
В конце I в. до н.э. обладателем богатейшей художественной коллекцией Рима стал форум Мира, где имелись восточные редкости и священные реликвии из Иерусалимского храма, произведения греческого искусства, ценности из разрушенного Золотого дворца Нерона, картина Протогена “Иалис”.
Произведения
искусства размещались и в
портиках, которые имели вид крытых
галерей или крытого входа
с колоннами. Многие из них изначально
проектировались для
В 38 г. до н.э. в Риме появилась первая публичная галерея с портретами великих людей, названная в честь ее создателя “Памятниками Асиния Поллиона”. По описаниям литературных произведений того времени, можно говорить о существовании в имперском Риме публичных пинакотек и должности “попечителя пинакотек”.