Национальное богатство Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:20, реферат

Описание

Национальное богатство - важнейший показатель экономического состояния страны, представляющий в денежном выражении совокупность благ, созданных и накопленных обществом за все время его производственной деятельности. В более широком смысле включает и нематериальные, духовные ценности, которыми располагает общество.

Работа состоит из  1 файл

Национальное богатство Казахстана.docx

— 27.85 Кб (Скачать документ)
 
 

Национальное богатство  Казахстана

Национальное богатство - важнейший показатель экономического состояния страны, представляющий в денежном выражении совокупность благ, созданных и накопленных обществом за все время его производственной деятельности. В более широком смысле включает и нематериальные, духовные ценности, которыми располагает общество. Неизменно признавали три источника богатства нации: земля, труд и капитал или совокупность природного, произведенного, и человеческого капиталов. Показателем, характеризующим, как использование всех трех видов капитала, так и их развитие, является Валовой внутренний продукт.

Развитие произведенного капитала

В современной экономике  произведенный капитал представляют машины, оборудование и сооружения, используемые для производства товаров  и услуг, запасы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, а также  нематериальные активы. В структуре  произведенного капитала на конец 2009 года основные средства занимали 85,7%, товарно-материальные запасы - 12,8% и нематериальные активы - 1,5%. Доля нематериальных активов в структуре произведенного капитала увеличилась с 0,3% в 2000 году до 1,5% в 2009 году.

Промышленность 

Промышленное производство составляет основу экономики Республики Казахстан. В промышленном производстве ведущую роль занимает горнодобывающая  промышленность, которая, начиная с 1999 г. вышла на траекторию устойчивого  роста. Высокие темпы производства в отрасли позволили довести  среднегодовые темпы прироста за последние пять лет до 13,7%. Среди  стран СНГ Казахстан является вторым после России производителем нефти. В промышленной разработке находится  порядка 110 нефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных  месторождений. Промышленная добыча нефти  производится тридцатью четырьмя нефтедобывающими компаниями. За последние 5 лет обеспечен  значительный рост добычи нефти и  попутного газа, если в 1991 году в  Казахстане добыто более 20 млн. тонн нефти, то в 2003 г. - 45,1 млн. тонн, что является самым высоким показателем за годы независимости республики. В  структуре промышленного производства значительную долю занимает обрабатывающая промышленность Сельское хозяйство.

Сегодня сельхозпроизводителей  обслуживают более 5 тыс. предприятий  по переработке сельхозпродукции. В  частную форму собственности  переходят базы по снабжению сельского  хозяйства техникой, запасными частями, минеральными удобрениями и средствами защиты растений, предприятия по ремонту  сельскохозяйственной техники и  другие предприятия, оказывающие сервисные  услуги сельскому хозяйству. Осуществляются меры по переводу сельскохозяйственного  производства на обязательное страхование  от стихийных бедствий. В целях эффективного ведения сельскохозяйственного производства, рационального землепользования и продолжения преобразований в аграрном секторе страны осуществлены намеченные реформы в регулировании земельных отношений.

Транспорт

В настоящее время  наблюдается устойчивый рост роли транспортного  комплекса в экономике республики. На его развитие направляются значительные государственные инвестиции, поскольку функциональные возможности инфраструктуры, в особенности транспорта и связи, должны опережать темпы развития экономики, создавая необходимые предпосылки для ее ускоренного роста. В Казахстане это приобретает особую актуальность в связи с особенностями его географического положения, удаленностью от основных мировых транспортных потоков. В целом завершено формирование законодательной базы по регулированию деятельности в сфере гражданской авиации, железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, торгового мореплавания. Разработаны и приняты программы развития отраслей на среднесрочный период.

 Телекоммуникации и связь

Одним из ключевых факторов в перспективном развитии государства является информатизация. В международном масштабе, по оценкам  экспертов, Казахстан по уровню информатизации находится пока примерно на 60-70 месте. Но стремительно идет формирование в  экономике, государственном управлении, культуре и социальной сфере новых  технологических укладов, базирующихся на использовании перспективных  информационных технологий, средств  компьютерной техники и телекоммуникаций, повышение общего уровня информированности  населения посредством обеспечения  доступа к современным компьютерным технологиям.

Наука и инновации 

Республика Казахстан  располагает мощным научно-техническим  потенциалом. Со времени обретения  независимости начался новый  этап в развитии науки. Принят Закон  Республики Казахстан 'О науке', утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы. Качественный экономический  рост не возможен без опережающего развития науки и инноваций. Это  является бесспорным фактом. Сегодня  развитые страны перешли от индустриального  уклада развития экономики к сервисно-технологическому, который основан на передовых достижениях науки и восприимчивости к инновациям. С каждым годом общество увеличивает затраты на проведение научно-исследовательских опытно-конструкторских работ (НИОКР), и эти затраты дают высокую отдачу.

Развитие природного капитала

Природный капитал - запас природных производственных ресурсов, которыми наделено общество: все запасы в "природных кладовых", которые могут использоваться в  производственных целях, включая почву, воду, воздух, полезные ископаемые. Экономический  потенциал Казахстана характеризуется  богатыми месторождениями минеральных  и энергетических ресурсов, большой  сельскохозяйственной площадью (около 20% обрабатываемой земли стран СНГ). В области использования природного капитала должна проводиться разумная политика, направленная на эффективное  использование природных ресурсов, их защиту и восстановление. Природные  ресурсы Казахстана Казахстан богат  природными ресурсами. Из 110 элементов  таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведано - 70, используется - более 60. Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам  цинка, вольфрама и барита, второе место - по запасам серебра, свинца и  хромитов, третье - меди, марганца и  флюорита, четвертое - молибдена, по запасам  золота входит в первую десятку.

Охрана окружающей среды и природопользование

Земля и недра  Казахстана, его воздушный бассейн  и водные ресурсы, богатейшая флора  и фауна нуждаются в эффективной  системе государственной защиты. Принят ряд основополагающих законодательных  актов, регулирующих вопросы государственного управления в области охраны природы  и природопользования: 'О земле', 'Об охране атмосферного воздуха', 'Водный кодекс', Об особо охраняемых природных  территориях', Концепция экологической  безопасности Республики Казахстан  на 2004-2015гг. Наблюдаются положительные  тенденции в инвестиционной деятельности по охране окружающей среды. В соответствии с Концепцией экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015гг. будет  принята и реализована программа  охраны окружающей среды на 2005-2007 годы, разработаны законодательные акты, направленные на регулирование вопросов охраны окружающей среды, экологического страхования, отходов производства и потребления, экологического аудита, создана система мониторинга  окружающей среды и природных  ресурсов.

Развитие человеческого капитала

Человеческий капитал - способность людей к участию  в процессе производства, их знания, опыт, трудовые навыки. Инвестициями в  человеческий капитал считаются  затраты на здравоохранение, образование, техническое обучение и другую деятельность, способствующую повышению производительности людей. В современном мире, как  показывает практика, успех в экономике  обеспечивается только новыми знаниями и технологическим прогрессом. Сегодня, чтобы добиться успеха, необходимо вкладывать капитал в самый главный  ресурс - человеческий. Только так экономика  сможет лучше всего воспринять и  осуществить инновации. Страна, способная  достаточно быстро создавать и осваивать  новые информационные, производственные, научные и другие технологии, сможет достойно конкурировать на мировых  рынках сейчас и в будущем

Снижение бедности и безработицы 

Одним из важнейших  направлений в социальной политике государства на современном этапе  развития Казахстана становится реализация мер по снижению уровня бедности населения. В направлении снижения бедности в Казахстане проведена большая  работа. Приняты и реализуются 75 государственных и отраслевых программ, которые прямо или косвенно связаны  с улучшением жизненного уровня населения. Реализована Программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы. В целях дальнейшей работы для решения проблем бедности принята Программа по снижению бедности в Республике Казахстан на 200-2011 годы, предусматривающая комплексный подход к решению данной проблемы путём содействия занятости граждан, улучшения доступности среднего общего образования и услуг здравоохранения, повышения адресности социальной помощи и реализации других мер в рамках действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых программ, прямо или косвенно решающих вопросы снижения бедности. На реализацию этих программ предполагается выделение средств из республиканского и местных бюджетов в объеме свыше 610 млрд. тенге. Улучшается ситуация в области занятости населения. Общая численность населения, занятого экономической деятельностью имеет устойчивую тенденцию роста.

Социальное обеспечение населения 

Несмотря на объективные  трудности и издержки, сопровождавшие трансформационный период, стране удалось  за сравнительно короткий период времени  сформировать сбалансированную социальную систему с эффективным государственным  регулированием, адекватным принципам  рыночного хозяйствования. Республика одной из первых на постсоветском  пространстве перешла от государственной 'солидарной' к накопительной системе пенсионного обеспечения, приняв 1 января 1998 года Закон 'О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан'. Накопительная пенсионная система, формируется на трех уровнях: государственном, обязательном индивидуальном и добровольном, что предусматривает наличие: - базовых пенсий, призванных обеспечить материальный минимум граждан при достижении установленного пенсионного возраста; - трудовых (страховых) пенсий - за счет накоплений обязательных отчислений граждан; - добровольных пенсий - за счет добровольных взносов работающих или их работодателей.

 Финансовая система 

Развитие финансового  сектора экономики является одной  из приоритетных задач любого государства. Так, в Казахстане за последние несколько лет проводится активная работа по совершенствованию и укреплению устойчивости сегментов финансовой системы и повышению доверия населения к финансовым институтам. Национальный банк Казахстана последовательно проводит политику внедрения международных стандартов в банковском секторе РК. Как следствие, на данном этапе Казахстан уверенно входит в мировое экономическое сообщество и по многим параметрам финансового развития опережает другие страны СНГ, приближаясь к странам Восточной Европы.

Фискальная политика

Фискальная политика играет важную роль в обеспечении  стабильности финансовой системы страны, оказывая влияние на многие макроэкономические переменные, такие как уровень  инфляции, величина процентных ставок, инвестиции и другие. В развитие системы гармонизации бюджетного и  стратегического планирования на этапе  планирования бюджета предлагается разрабатывать среднесрочную фискальную политику Правительства. В новой  редакции фискальной политики предлагается переход на бездефицитный бюджет и значительное сокращение размера  правительственного долга. Это создаст  значительный задел прочности в  области проведения бюджетной политики.

Налоговая политика

Казахстан первым из стран СНГ разработал и ввел прогрессивное налоговое законодательство. С 2002 года в республике действует  новый Налоговый кодекс, укрепивший концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, с одновременным повышением эффективности  правовых механизмов в налоговой  сфере. Налоговым кодексом были закреплены принципы стабильности налогового законодательства и единства системы налоговых  льгот. В соответствии с этим из законодательства были исключены нормы по предоставлению льгот индивидуального характера  для конкретного налогоплательщика. В последние годы доходы бюджета  составляют в среднем 22-23% ВВП, что  является показателем сравнительно небольшой налоговой нагрузки. Этому  способствовало снижение ставок НДС и совершенствование методологии его взимания, уменьшение ставки социального налога, ввод специальных налоговых режимов, освобождение социальной сферы и некоммерческих организаций от корпоративного подоходного налога. В целях стимулирования развития производства товаров и услуг проводится политика по снижению налогового бремени. В настоящий момент принят закон по внесению изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Республики Казахстан, которым предусматривается снижение налоговой нагрузки на заработную плату, снижение ставки налога на добавленную стоимость, снижение налоговой нагрузки для субъектов малого бизнеса, введение отдельного налогового режима для организаций, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон, основной деятельностью которых является создание и развитие современных технологий, совершенствование налогообложения нефтяных операций.

Бюджетная политика

Правительство провело  значительную работу в области совершенствования  бюджетной системы. Осуществляется формирование программного, целенаправленного  бюджета, отражающего приоритеты социально-экономического развития страны. Бюджет разделен на текущий  бюджет, за счет которого осуществляются программы, направленные на выполнение текущих нужд государства, и бюджет развития, включающий расходы на инвестиции в экономику, в том числе на инфраструктуру, градостроительство, информатизацию, науку, подготовку кадров. В этом году в Казахстане разработан Бюджетный кодекс, целями которого являются, прежде всего, объединение  и систематизация правовых норм действующего законодательства, регулирующих бюджетные  отношения, установление целостности  системы бюджетных отношений  с едиными принципами и правилами, определение участников бюджетного процесса и их полномочий, систематизация бюджетного устройства и бюджетного процесса.

Совершенствование государственного управления

В рамках совершенствования  государственного управления, в соответствии с приоритетами, обозначенными в  долгосрочной стратегии развития страны, проведено реформирование государственной  службы. Для реализации поставленных задач были определены следующие  основные цели: формирование профессионального  аппарата, способного удовлетворить  потребности общества, каждого гражданина, построение модели государственной  службы, в которой карьерный рост служащего основывается исключительно  на его заслугах, и создание механизма  реализации конституционного права  граждан на равный доступ к государственной  службе. В целях повышения профессионализма и стабильности государственной службы, стимулирования карьерного роста, усиления мер социальной и правовой защиты административных государственных служащих при ликвидации или реорганизации государственного органа, разработан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года "О государственной службе" Совершенствование государственного управления предполагает создание оптимальной структуры Правительства и совершенствование системы и методов государственного управления. В настоящее время проведена ревизия действующего законодательства, в результате которого подготовлен законопроект 'О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления', предусматривающий внесение изменений в 128 законодательных актов. Продолжится процесс передачи центром отдельных функций и полномочий, а также ответственности в решении большинства вопросов территориального развития местному уровню государственного управления, прежде всего функций в хозяйственной сфере, а также отдельных контрольно-надзорных функций. При этом акцентируется внимание на расширении самостоятельности и четком закреплении в законодательстве полномочий районного (городского, областного значения) уровня управления в решении вопросов социально-экономического развития регионов. Перенос центра проводимых реформ на нижние уровни государственного управления позволит Акимам сельских округов и поселков самостоятельно решать и регулировать вопросы местного значения, гибко реагировать на потребности населения. Успешная реализация поставленных задач позволит сформировать эффективную, адаптированную к углубляющимся рыночным преобразованиям систему государственного управления, способную динамично развивать экономику страны и повысить благосостояние народа.

Развитие малого предпринимательства  и конкуренции 

Исключительно важное значение для государства имеет создание благоприятных условий для развития частного сектора на собственной основе. Активные приватизационные процессы в начале 90-х годов создали в стране базу для становления и развития малого предпринимательства. Развитие малого бизнеса в республике стало одним из индикаторов успешного формирования экономики. В структуре ВВП на начало 2009 года доля малых предприятий составила 19,9% или увеличилась почти в 3 раза по сравнению с 1999 годом.

 
 


 
 


 

 

   



Информация о работе Национальное богатство Казахстана