Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:00, контрольная работа
Общеустановленным считается положение о том, что именно в XVII веке возникла европейская наука, причем "в начале века ее еще не было, в конце века она уже была". Характерно, что возникла она сразу во взаимосвязи всех составляющих:теоретического знания, его логического обоснования и математическогоописания, экспериментальной проверки, социальной структуры с сетью научных коммуникаций и общественным применением.
Основное внимание при анализе данного периода уделяется рассмотрению соотношения когнитивных, социальных и психологических факторов процесса возникновения науки Нового времени, ее отличию от того, что может быть названо "не наукой". Источниками для изучения темы являются в первую очередь изданные труды творцов науки естественнонаучного, гуманитарного и технического направлений Нового времени - от Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. Галилея до И. Ньютона.
Новая наука пыталась подтвердить справедливость наблюдений путем экспериментов и перевести результаты на универсальный язык математики. Галилей был первым ученым, осознавшим, что именно такой подход является ключом к пониманию всего сущего, и утверждал, что «книга природы... написана математическими знаками».
Прогресс математического
метода был стремителен. К началу XVII века
самые обычные арифметические символы
(сложения, вычитания, умножения, деления
и равенства) вошли в повсеместное употребление.
Затем в 1614 году Джон Непер ввел в обиход
логарифмы. Первая суммирующая машина
- далекий предок компьютера-была сконструирована
Блезом Паскалем (1623-62)в 1640 годах,
а спустя 30 лет великий немецкий философ
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) изобрел
машину, способную производить умножение.
Лейбниц также был одним из создателей
дифференциального исчисления, ставшего
наиболее важным математическим методом
того времени. К сходным результатам независимо
от Лейбница пришел и Исаак Ньютон, и эти
два великих человека с далеко не научным
пылом вступили в дискуссию по поводу
того, кому из них принадлежат лавры первенства.
2.2Законы Ньютона
Англичанин Исаак Ньютон (1642-1727) был величайшим ученым после Галилея. Его труд «Математические начала натуральной философии» (1687) убедительно продемонстрировал, что земная и небесная сферы подчиняются одним и тем же законам природы, а все материальные объекты - трем законам движения.
Более того, Ньютон сформулировал
закон всемирного тяготения и
математически обосновал законы, управляющие
этими процессами. Ньютонова модель Вселенной
оставалась фактически неизменной вплоть
до новой научной революции начала XX века,
в основу которой легли труды Альберта
Эйнштейна.
3.Социальная сторона
научной революции XVII века.
Рассмотрение истории научной революции XVII века не может быть исчерпано лишь ее когнитивной стороной. В XVII веке наука стала наукой как социальная система.
Одной из предпосылок первой научной революции явилось разложение сословных отношений ремесленного производства. При ремесленном производстве наличие сведений о технологии выполнения находились у узкого круга людей.
Эти сведенья, рецепты принципиально не фиксировались, "разрушались" при попытке их словесного описания и передавались только в процессе внутрисемейного, внутрицехового общения. В отличии от цехового, мануфактурное производство несет расчленение ремесленной деятельности, разделение труда, специализацию орудий труда, образование частичных и комбинированных рабочих. Каждый частичный рабочий лишается способности делать что то самостоятельно, но приспосабливается к выполнению конкретной функции. Мануфактура культивирует односторонюю сноровку рабочего, и разные степени образования.
Для передачи информации между рабочими надо было создать
"интеллектуальный слой" кадров - духовенства, правоведов, медиков и
т.д. Все средневековые университеты строились по одной из двух схем.
Первая схема - образец Парижского «университета магистров» . Тут воспроизводили одну цеховую структуру. Вторая - Болонский «университет школяров». Школяры были большей частью «иностранцы» ( не жители этого города) нанимали тех преподавателей, лекции которых хотели слушать.
Университеты были созданы и призваны во первых, учить, а во вторых давать некоторым из закончивших обучение - учить самим. Задачей университетов как корпораций было отнюдь не производство знания, а воспроизводство образованных людей - интеллектуалов всех профессий. Решая эту задачу университеты демонстрировали образец безличного, формального основанного на письменном закреплении способа воспроизводства кадров. Для реализации социального наследования сведений по такому образцу необходимо было найти способ преобразования сведений в универсальный каноны, принципиально доступные для усвоения любому человеку ( не наделенному гениальностью).
Превращение математических знаний в массовые знания, переход от арифметики, которая вообще не давала возможностей для математической формулировки механических законов, к алгебре и развитие последней создали предпосылки для сохранения сведений в математизированной форме.
С самого начала века во многих странах появляется множество "мини"-академий, например, флорентийская Академия деи Линчеи знаменитым членом которой был Галилео Галилей. Во второй половине века возникают "большие" академии - сообщества профессиональных ученых. В 1660 году организованный в частной лондонской научно-исследовательской лаборатории современного типа кружок, куда входили Роберт Бойль (1627 - 1691), Кристофер Рен (1632 - 1723), Джон Валлис, Вильям Нейл и другие, был преобразован в "Лондонское королевское общество для развития знаний о природе". Ньютон стал членом этого общества в 1672 году, а с 1703 года - его президентом. С 1664 года общест стало регулярно печатать свои труды. В 1666 году, также путем преобразования подобного кружка, была организована Академия наук в Париже.
С появлением научного журнала личное дело печатания результата
собственных естествоиспытательских изысканий превращается в публичное дело, в способ фиксации и признания личного вклада в общее дело. Публикация есть свидетельство социальной группы не об истинности, но о самом факте вклада в развитие науки. Содержание этого вклада нельзя игнорировать сколь угодно долго.
В процессе эволюции познания возникают новые регулятивные
представления о характеристиках наблюдаемых процессов, о нормах объяснения, доказательства, обоснованности и организации знаний. Обнаруживается, что новая теория строится не через уточнение данных наблюдений, но на исходном принципе, полученном путем критики старой теоретической концепции.
Открывается, что точные математические методы приводят к познанию действительности, при этом теория может быть истинной, противореча как личному опыту, так и общепринятым представлениям. Появляется тенденция к признанию обусловленности всех явлений природы размерами, формой и движение мельчайших частиц.
Становление науки выражало стремление к осмыслению мира, с одной стороны. С другой - стимулировало развитие подобных процессов в различных сферах общественной жизни.
Научное мышление позволяло выдвигать и обосновывать механизмы
реализации этих концепций.
В этом контексте ключевой является оценка
Локком (друг Ньютона и член Лондонского
королевского общества) парламента
как социальной научной лаборатории,
способствующей поиску, изобретению
и реализации новых и эффективных
форм синтеза частных интересов
граждан,включая интерес государства.
4.Достижения XVII века
В связи с этими открытиями еще более возросла роль научных исследований. Так как догматические воззрения исчезли и загадки более не казались неразрешимыми, объектом изучения стало все, включая тело человека и его болезни. Вплоть до XVI века предполагалось, что болезнь является следствием ненормального смещения четырех жидких сред организма (крови, мокроты, желтой и черной желчи). Первым вызов этой теории бросил швейцарский алхимик Парацельс (1493-1541), который утверждал, что болезни связаны с нарушениями различных органов и могут быть излечены при помощи химических препаратов. Примерно в это же время первое тщательное анатомическое исследование человека было проведено Андреасом Везалием (1514-64). Однако основы современной медицинской науки были заложены почти сто лет спустя, когда английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) открыл, что кровь в теле человека циркулирует по замкнутому кругу благодаря сокращениям сердца, а не печени, как полагали ранее.
Итак, к XVII веку наука действительно далеко продвинулась в своем развитии. Помимо телескопа, были изобретены такие приборы, как микроскоп, термометр, барометр и воздушный насос.
Научные достижения постоянно множились. Ньютон открыл волновую природу света и продемонстрировал, что поток света, кажущийся нам белым, состоит из спектральных цветов, на которые его можно разделить при помощи призмы. Двумя другими знаменитыми английскими экспериментаторами были Уильям Гилберт (1544-1603), заложивший основы изучения электричества и магнетизма, и Роберт Гук (1635-1703), который ввел понятие «клетка» для описания того, что увидел через линзы усовершенствованного им микроскопа. Ирландец Роберт Бойль (1627-91) изобрел вакуумный насос и сформулировал закон, известный в наши дни под названием закона Бой-ля-Мариотта, который устанавливает соотношение между объемом и давлением. А голландский ученый Христиан Гюйгенс изобрел маятниковые часы со спусковым механизмом, доказав правильность вывода Галилея, что маятниковое устройство можно использовать для контроля за временем.
В это время интерес к науке проявлялся повсеместно, а научные знания были еще не настолько специализированными, чтобы любой образованный человек не мог провести эксперимент и совершить открытие.
Создавались научные общества, такие как Лондонское королевское общество (учреждено в 1662 году) и Французская королевская Академия наук (1666), и издавались научные журналы, подобные «Философским ведомостям» -первому английскому периодическому изданию такого рода.
Существование научных обществ и журналов означало, что сведения о каждом научном открытии могли быстро распространяться по всей стране, давая возможность исследователям использовать новейшую информацию.
Другими словами, сотрудничество
и публикация результатов исследований
ускорила развитие научного прогресса.
В результате этой «революции» в 16 -17
веках, наука стала одним из ярчайших примеров
успешного сотрудничества во благо человека.
Заключение
Основы нового типа мировоззрения, новой науки были заложены Галилеем. Он начал создавать ее как математическое и опытное естествознание. Исходной посылкой было выдвижение аргумента, что для формулирования четких суждений относительно природы ученым надлежит учитывать только объективные - поддающиеся точному измерению свойства, тогда как свойства, просто доступные восприятию, следует оставить без внимания как субъективные и эфемерные. Галилей разработал динамику - науку о движении тел под действием приложенных сил. Он сформулировал первые законы свободного падения тел, дал строгую формулировку понятий скорости и ускорения, осознал решающее значение свойства движения тел, в будущем названного инерцией. Очень ценна была высказанная им идея относительности движения. Философское и методологическое значение законов механики, открытых Галилеем, было огромным, ибо впервые в истории человеческой мысли было сформулировано само понятие физического закона в современном значении. Законы механики Галилея вместе с его астрономическими открытиями подводили физическую базу под теорию Коперника.
Завершить коперниковскую революцию выпало Ньютону. Коперниковская гипотеза породила потребность в новой, всеобъемлющей и самостоятельной космологии и отныне ее обрела.
С помощью трех законов движения (закон инерции, закон ускорения и закон равного противодействия) и закона всемирного тяготения Ньютон не только подвел научный фундамент под законы Кеплера, но и объяснил морские приливы, орбиты движения комет, траекторию движения пушечных ядер и прочих метательных снарядов. Все известные явления небесной и земной механики были теперь сведены под единый свод физических законов. Было найдено подтверждение взглядам Декарта, считавшего, что природа есть совершенным образом упорядоченный механизм, подчиняющийся математическим законам и постижимый наукой.
Крупнейшим достижением научной революции стало крушение антично-средневековой картины мира и формирование новых черт мировоззрения, позволивших создать науку Нового времени.
Вторым важнейшим итогом
научной революции стало соединение умозрительной
натурфилософской традиции античности
и средневековой науки с ремесленно-технической
деятельностью, с производством.
Список литературы
1. Келле В.Ж. Наука и культура. - М. Наука, 1984.
2.Лейзер Д. Создавая картину вселенной: Пер с англ./ Под ред. И с предисл.
3.Л.П. Грищука. - М. Мир,1988.
4.Старостин Б.А. Параметры развития науки. - М. Наука, 1980.
5.Губарев В. От Коперника до "Коперника" - М. Полит. Литература, 1973.
6. Ильина Т. В. История искусств: западноевропейское искусство.
М., 1993.
7. История мировой культуры: традиции, контакты, инновации.
М., 1990.
8.Кирсанов В. С. Научная революция XVII в. М., 1987.
9.Косарева Л. С. Социокультурный генезис науки нового времени. М., 1989.
10.Очерки русской культуры XVII в. М., 1985.
11.Такташова Л. Е. Русская
икона XIV - XVII вв. Л., 1991.