Научный стиль: его элементы и уровни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:57, реферат

Описание

Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.

Содержание

Введение
Общие черты научного стиля
Специфика научного стиля речи
Виды и жанры научного стиля
Жанры научной литературы: реферат, аннотация, конспект.
Морфологические особенности научного стиля речи
Синтаксические особенн

Работа состоит из  1 файл

Кр по русскому языку.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

                    объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения;

                    насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.

Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.

Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля. Научный стиль речи включает в себя языковые единицы трех типов:

1.      Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (т.е. научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфоло-гические формы.

2.      Межстилевые единицы, т.е. языковые единицы стилистически нейтральные, используемые в равной мере во всех стилях.

3.      Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.

 Виды и жанры научного стиля

Научный стиль речи имеет свои разновидности (подстили):

                    собственно научный;

                    научно-технический (производственно-технический);

                    научно-информативный;

                    научно-справочный;

                    учебно-научный;

                    научно-популярный.

Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:

                    сообщение;

                    ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка);

                    рассуждение;

                    языковой пример;

                    объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

Многообразие видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.

 

В рамках собственно-научного подстиля выделяются такие жанры, как монография, диссертация, доклад и др. Подстиль отличается в целом строгой, академической манерой изложения. Он объединяет научную литературу, написанную специалистами и предназначенную для специалистов. Этому подстилю противопоставлен научно-популярный подстиль. Его функция заключается в популяризации научных сведений. Здесь автор-специалист обращается к читателю, не знакомому в достаточной мере с данной наукой, поэтому информация преподносится в доступной, и нередко - в занимательной форме.

Особенностью научно-популярного подстиля является соединение в нем полярных стилевых черт: логичности и эмоциональности, объективности и субъективности, абстрактности и конкретности. В отличие от научной прозы в научно-популярной литературе значительно меньше специальных терминов и других собственно научных средств.

Научно-учебный подстиль соединяет в себе черты собственно-научного подстиля и научно-популярного изложения. С собственно научным подстилем его роднит терминологичность, системность в описании научных сведений, логичность, доказательность; с научно-популярными - доступность, насыщенность иллюстративным материалом. К жанрам научно-учебного подстиля относятся: учебное пособие, лекция, семинарский доклад, ответ на экзамене и др.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно-научного подстиля относятся лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение.

Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств:

на уровне лексики:

        насыщенность терминами данной науки;

        использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование;

        употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц);

        частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому;

на уровне морфологии:

        редкое использование личных местоимений я и ты и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа;

        специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...; Представляется необходимым...),

        использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;
на синтаксическом уровне:

        употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений;

        неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений;

        частые цитаты, ссылки;

        использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.

Жанры научной литературы : реферат, аннотация, конспект.

Реферат — краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель — ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.

Виды рефератов: реферат-резюме (составляется по одному источнику) и реферат-обзор (по нескольким источникам, посвященным одной теме).

Функции реферата:

1) информативная (реферат обычно содержит фактографическую информацию);

2) поисковая (изложение основного содержания первичного документа);

3) индикативная (реферат характеризует источник не только с точки зрения содержания, но и описывает его, например, называет его вид – книга, статья, указывает на наличие иллюстрации; перечисляет основные вопросы содержания ит.д.);

4) справочная;

5) сигнальная (проявляется при оперативном информировании, о планах выпуска литературы (авторские рефераты) ит.д.);

6) адресная (реферат дает точное библиографическое описание первичного документа);

7) коммуникативная.

Структура реферата-резюме:

1.Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2.Темастатьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения: Статья (книга, монография) посвящена (теме, вопросу, проблеме).

3.Композиция.

Указывается из скольких и каких структурных частей состоит источник (обычно книга). Выражения: Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит) … (трех разделов и т. п.).

4.Основноесодержание.

Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со

Структурой статьи. Выражения:

Во введении указывается (отмечается), что…;

В первой главе освещается… Автор отмечает (указывает, делает вывод), что…;

Вторая глава посвящена (содержит)… По мнению автора, …;

В третьей главе…;

В заключении указывается (отмечается), что... ит. п.

5.Наличиеиллюстративногоматериала.

Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов.

Используемые речевые формулы:

Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы… ит. п.

6. Адресат. Отмечается, для кого предназначается текст. Выражения:

Статья предназначена для специалистов в области…; Статья представляет интерес для … (широкого круга читателей) ит. п. Аннотация — краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее

назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель — ответ на вопрос, о чем говорится в статье.

Структура аннотации:

1.        Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2.        Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения: Статья (книга, монография и т. п.) посвящена (теме, вопросу, проблеме).

3. Проблематика. Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте.

В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы;

дается анализ (характеристика, описание);

приводятся результаты;

излагается теория (история, методика, проблема);

исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) ит. д.

4. Адресат.

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области…;

представляет интерес для (широкого круга читателей и т. д.).

Образцы аннотации содержатся практически в любой книге на втором листе.

Конспект — краткая запись содержания прочитанного.

Принципы составления конспекта:

1.    Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания.

2.    Выделить поля слева и справа. Слева — отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзагловки и т. п.), формируются основные проблемы. Справа — записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.

3.    В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно включать цитаты из прочитанного текста.

4.    Необходимо сохранять структуру (композицию) источника, последовательность изложения, тематические разделы.

5.    Пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень содержащихся конспектов.

 

Морфологические особенности научного стиля речи

Языку научного общения присущи свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк - хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, т.е. утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля изложения. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, называющее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется также в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается си-нонимией структур предложения: перегонку производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится заключение и пр.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения; Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x принял определенное значение. По наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.

Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.

Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении "мы совокупности" (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить

Синтаксические особенности научного стиля речи

Информация о работе Научный стиль: его элементы и уровни