Наука и техника в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:52, контрольная работа

Описание

Наука и техника являются важнейшими составляющими современной культуры. Они взаимосвязаны друг с другом и составляют основу преобразования окружающего человека мира.
Науку как элемент культуры можно рассматривать в четырех аспектах:
 как особую систему знаний;
 как вид духовной деятельности;
 как особый социальный институт;
 как важный фактор, обеспечивающий создание материальных и духовных ценностей.

Работа состоит из  1 файл

НАУКА И ТЕХНИКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ.docx

— 36.50 Кб (Скачать документ)

       Оценивая  отношения религии и науки  в современном мире, можно отметить, что они взаимодействуют по принципу взаимодополнительности формально- рационального и интунтивно-этического способов познания и освоении мира. Для культуры сегодня необходимо взаимодействие, взаимодополнение  и равновесие науки и религии как единство веры и знания.

       В современных условиях отчетливо  проявляется и разрушительные тенденции прогресса науки. Создание оружия массового уничтожения, обострение глобальных проблем современности в результате развертывания НТР, проникновение науки в тайны человеческой психики и наследственности, развитие генной инженерии, попытки клонирования живых существ, в том числе и человека, особенно остро ставят перед обществом вопрос о необходимости гуманизации процесса развития науки. Смысл гуманизации науки заключается в соответствии научного прогресса социокультурному, нравственному измерению. Научные достижения и знания должны использоваться только на благо человечества.

       Все чаще сами деятели науки подчеркивают необходимость этического регулирования  науки, необходимость осознания  учеными проблемы своего нравственного  выбора, социальной ответственности  науки.  В основе этического регулирования науки должно быть единство гуманистических идеалов и целей научных исследований, гармоничное сочетание нравственных ценностей человечества и социальной направленности развития науки.

       Формируется новый взгляд на свободу научного поиска. Если в течении многих веков идея неограниченной свободы творческих исследований играла относительно позитивную роль в научном и социальном прогрессе, то в современных условиях эту идею уже нельзя принимать столь безоговорочно. Многие ученые, политические и общественные деятели, учитывая неограниченность развития таких направлений познания, как генная инженерия, биотехнология, биомедицина и других, призвали остановить ряд исследований, несущих потенциальную опасность для будущего цивилизации. Все больше государств на официальном уровне ставят под запрет проведение тех или иных научных разработок и экспериментов (например, запрет на эксперименты по клонированию человека). 
 

       Понимание места и роли науки в системе  культуры будет неполным без исследования ее взаимоотношения с техникой.

       В узком смысле слова «техника» - это  инструментальные средства, с помощью которых человек преобразует природу. В широком смысле, который включает в себя социокультурное и историко-цивилизационное измерение, «техника» - продукт человеческой цивилизации: инструментальное средство, технико-технологическое знание, составная часть общественного процесса.

       Феномен техники изучают многие науки, но каждая выделяет свой аспект.

  • Инструментально-технологический аспект, когда исследуется онтологическая природа технического объекта, «логика» его развитие (технические науки).
  • Естественный (природный), где акцент делается на взаимоотношении «техника-природа» (естествознание, инженерная экология).
  • Индивидуальный человеческий аспект, исследующий систему «техника-человек» (физиология, антропология, психология, эстетика и др.).
  • Социальный, изучающий систему «техника-общество-бытие человека» (социология, экономика, политология, культурология).
  • Социокультурный, который сконцентрирован на исследовании взаимоотношения «техника-культура» (культурология). Данный  аспект, в отличие от предыдущих, сравнительно мало изучен, хотя знание его для перспектив цивилизации очень велико.

       Как социокультурная ценность техника  может рассматриваться, по меньшей  мере, в трех измерениях:

  • как объект, орудия труда, машины, представляющие пользу для жизнедеятельности человека;
  • как знание (технологическое), умение, навыки;
  • как творческий процесс изобретения. Техника составляет основу вещного, созданного руками человека, мира.

       С точки зрения качества человеческой деятельности техника представляет собой «искусность», «мастерство» (от слова «techne») в любой сфере деятельности. В данном смысле техника понимается как технология (способ) деятельности, а ее социокультурное содержание заключено в технологическом совершенстве.

       В аспекте «меры человеческого  в человеке» социокультурный  смысл техники проявляется в  том, что техника, с одной стороны, расширяет человеческие возможности, а с другой стороны, помогает реализовать природные задатки.

       В научной литературе отношение к  истокам происхождения техники  довольно неоднозначно.

       С точки зрения натуралистического подхода  техника проистекает из естественно-природных  инстинктов, из стремления человека защититься от враждебной  окружающей среды  с помощью артефактов.

       Волевой подход, учитывая природные истоки техники, делает акцент на волевом факторе. Согласно данному подходу современная  западная индустриальная цивилизация и ее ценности вырастают из некой воли мирового вселенного порядка. Ряд мыслителей объясняет происхождение техники действием инфернальных, дьявольских сил.

       Рациональный  подход трактует технику и техническую  деятельность как сознательно направляемое действие, вытекающие либо из присущей человеческому сознанию технико-научной рациональности, либо из рациональности, обусловленной божественным  велением. В целом можно отметить, что данный подход опирается на антропологические и социокультурные предпосылки возникновения и развития техники. Антропологические предпосылки связаны  с признанием человека существом не только разумом (Homo sapiens), но и преобразовывающие природу (Homo faber). Преобразуя природу в соответствие со своими потребностями, человек осмысливает процесс деятельности, оценивает ее результативность. В стремлении повысить эффективность своей деятельности и расширить возможности человек изобретает и создает все новые орудия труда, средства воздействия на окружающую среду. Одновременно развиваются творческие, аналитические способности человека по оценке эффективности и совершенствованию создаваемой им техники.

       Техника является средством хранения и передачи информации о степени развития культуры в ту или иную эпоху. Каждое изделие  представляет собой систему знаков, передающую информацию как об идее, так и форме ее материализации. Система знаков лежит в основе выработки навыков технической деятельности.

       Разные  подходы сложились и к вопросу  о логике развития техники. Согласно так называемой теории «технологического детерминизма» направленность технического развития не связана с социальными и культурными процессами, а обусловлена только внутренними законами развития самой техники.

       Более широко трактуют феномен техники  сторонники «ценностного детерминизма». Данный подход рассматривает процесс  техники в общем контексте социокультурной динамики. Технический прогресс, с одной стороны, опирается на  свободный выбор ценностей, определяющих технико-технологическую деятельность человека, с другой, - всецело обусловлен внешними (социальными и в определенной мере природными) факторами.

       Анализируя  развитие техники, можно отметить, что  производство и совершенствование  техники – это процесс изменения  искусственной среды, созданной человеком. Деятельность человека обусловлена социальными, а не чисто природными законами, и сложившейся системой социокультурных ценностей. Однако, создавая искусственный мир вторичной природы, человек, так или иначе, копирует первичную природу и потому не может игнорировать ее законы. Таким образом, процесс развития техники детерминирован не только внутренней, технологической логикой, но и внешней многообразной системой социальных и культурных факторов.

       Одним из таких факторов является развитие науки. До эпохи Нового времени наука  и техника развивались относительно самостоятельно друг от друга, связь  между ними не была системной. И лишь в XVI-XVII веках, в связи с первой промышленной революцией (возникновением мануфактурного производства), а затем и второй промышленной революцией (возникновение машинного, индустриального производства) развитие науки начинает ориентироваться на потребности техники. Более того, создание и массовое внедрение машин в XVIII-XIX вв. означало важный этап в прогрессе науки и техники: машины брали на себя выполнение физических функций человека, части его мускульного труда.

       Но  лишь со второй половины XX века с появлением и широким распространением электронно-вычислительных машин, компьютеров происходит коренной переворот в развитии орудий труда, науки и техники, получивший название научно-технической революции. Начинается сближение и тесное объединение науки, техники и производства, они развиваются вместе. Научно-техническая революция – это процесс глубоких, качественных перемен во всех сферах жизни общества, вызванный превращением науки в непосредственную производительную силу, компьютеризацией и информатизацией общества. НТР не только в огромных масштабах увеличивает производительные силы общества, усиливает и глобализирует воздействие человека на природу, но и прямо или косвенно вызывает серьезные изменения в экономике, социальной, политической и духовной жизни общества. В этом и состоит социокультурный смысл НТР.

       НТР многогранно ускоряет процесс глобализации в обществе: экономические, социальные интеграционные процессы, формирование мирового рынка, ломка границ национальных культур; закладываются основы будущей мировой цивилизации. На первый план выходят общечеловеческие ценности. С другой стороны, глобализируются и многократно обостряются проблемы, состоящие перед человечеством: проблема всеобщей ядерной катастрофы, экологические, экономические культурные проблемы, проблема борьбы с преступностью, терроризмом и другие. Теряется самобытность национальных культур, размываются национальные особенности народов, их менталитет, происходит наступление некой мировой массовой культуры, в которой преобладающую роль играет американский образ жизни. На этом разворачивается противоположный интеграции процесс – рост национального самосознания.

       НТР поставила целый ряд проблем  во взаимоотношениях между элементами системы «человек-наука-техника». С одной стороны, НТР играет позитивную роль в развитии человека: многократно расширяет творческие возможности человека; помогает реализовать его природные задатки; умственный труд; повышает «разрешающую силу» человеческого мозга и т. д.

       С другой стороны, глобальная компьютеризация  несет угрозу превращения человека в придаток «мыслящих» машин, угрозу «механизации», а, следовательно, обезличивание человека. В результате нарастает деформация духовного мира человека, духовной коммуникации и связей; духовные ценности, творения превращаются в голую, обезличенную информацию, рассчитанную на усредненного массового потребителя и нивелирующую индивидуально-личностное восприятие. Происходит «механизация» взаимоотношений между людьми, теряется диалогичность общения, проявляется синдром «дефицита человечности», усиливается тенденция духовной и физической деградации человека.

       Компьютерная  техника предъявляет высокие  требования к профессиональному уровню человека, способствует росту творческого начала в работе и научно-исследовательской деятельности, развивает системность мышления, профессионализм, осознание своего места и значения на работе и в обществе. Одновременно происходит обезличивание результатов человеческого труда, возрастает угроза духовной односторонности в развитии человека и формирования технократического типа личности.

         НТР определяет собственные ценностные  ориентиры в сознании общества. Акцент делается на доминировании  материальных ценностей. Массовая  культура, реклама, пропагандируют потребительский образ жизни, подчинение духовных ценностей материальным. Безграничное развитие науки и техники преподносится само собой как разумеющаяся ценность. В результате накопленные человеком многие культурные, нравственные, этические, религиозные нормы объявляются «рудиментами», препятствием  на пути прогресса и подлежат «переоценке» или устранению. С данной проблемой человечество столкнулось в ходе разработки и создания различных систем оружия массового уничтожения, научных исследований в области генной инженерии и биомедицины, экспериментов по клонированию и т. д. Более того, в соотношении «техника-человек» предпочтение все более отдается техническому фактору, машинному интеллекту. Современная культура переживает серьезный кризис технической цивилизации, связанный с тем, что человеку и самой культуре остается все меньше места в системе техногенных ценностных измерений.

Информация о работе Наука и техника в системе культуры