Наука в её современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:45, реферат

Описание

Предпосылка неоклассической экономической теории, суть которой состоит в том, что индивид, делая свой выбор, сопоставит все возможные комбинации благ и отдаст предпочтение большему количеству благ перед меньшим. Это положение всегда представлялось спорным, поскольку на практике рациональный подход может потребовать серьезных расчетов и сбора большого объема информации. Однако без учета данной предпосылки теряют силу многие выводы теории потребления (consumer theory) и теории поведения производителя (producer theory). Альтернативные теории пока не позволяют строить достоверные прогнозы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 27.35 Кб (Скачать документ)

РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

(rationality) Предпосылка неоклассической экономической теории, суть которой состоит в том, что индивид, делая свой выбор, сопоставит все возможные комбинации благ и отдаст предпочтение большему количеству благ перед меньшим. Это положение всегда представлялось спорным, поскольку на практике рациональный подход может потребовать серьезных расчетов и сбора большого объема информации. Однако без учета данной предпосылки теряют силу многие выводы теории потребления (consumer theory) и теории поведения производителя (producer theory). Альтернативные теории пока не позволяют строить достоверные прогнозы. Cм. также: ограниченная рациональность (bounded rationality).

 

1111111111111111

Наука в ее современном  понимании является принципиально  новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новоевропейской  цивилизации в XVI — XVII веках. Она  появилась не на пустом месте. Немецкий философ К. Ясперс говорит о двух этапах становления науки.

I этап: «становление логически  и методически осознанной науки  — греческая наука и параллельно  зачатки научного познания мира  в Китае и Индии». II этап: «возникновение современной науки, вырастающей с конца средневековья, решительно утверждающейся с XVII в. и развертывающейся во всей своей широте с XIX в.» (К. Ясперс. Смысл и назначение истории - М., 1994.- С. 100).

Именно в XVII в. произошло  то, что дало основание говорить о научной революции — радикальной  смене основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижении новых  принципов познания, категорий и  методов.

Социальным стимулом развития науки стало растущее капи-талистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Для осуществления этих потребностей и понадобилась наука в качестве производительной силы общества. Тогда же были сформулированы и новые цели науки, которые существенно отличались от тех, на которые ориентировались ученые древности.

Греческая наука была умозрительным  исследованием (само слово теория в  переводе с греческого означает умозрение), мало связанным с практическими задачами. В этом Древняя Греция и не нуждалась, поскольку все тяжелые работы выполняли рабы. Ориентация на практическое использование научных результатов считалась не только излишней, но даже неприличной, и такая наука признавалась низменной.

Только в XVII в. наука стала  рассматриваться в качестве способа  увеличения благосостояния населения  и обеспечения господства человека над природой. Декарт писал: «Возможно вместо спекулятивной философии, которая лишь задним числом понятийно расчленяет заранее данную истину, найти такую, которая непосредственно приступает к сущему и наступает на него, с тем, чтобы мы добыли познания о силе и действиях огня, воды, воздуха, звезд, небесного свода и всех прочих окружающих нас тел, причем это по¬знание (элементов, стихий) будет таким же точным, как наше знание разнообразных видов деятельности наших ремесленников. Затем мы таким же путем сможем реализовать и применить эти познания для всех целей, для которых они пригодны, и таким образом эти познания (эти новые способы представления) сделают нас хозяевами и обладателями природы» (Декарт Р. Рассуждение о методе. Избр. произв.- М., 1950.- С. 305).

Современник Декарта Ф. Бэкон, также много сил потративший  для обоснования необходимости  развития науки как средства покорения  природы, выдвинул знаменитый афоризм: «Знание — сила». Ф. Бэкон пропагандировал  эксперимент как главный метод  научного исследования, нацеленный на то, чтобы пытать мать-природу. Именно пытать. Определяя задачи экспериментального исследования, Ф. Бэкон использовал  слово «inquisition», имеющее вполне определенный ряд значений — от «расследования», «следствия» до «пытки», «мучения». С помощью такой научной инквизиции раскрывались тайны природы (сравни русское слово «естествоиспытатель»).

Стиль мышления в науке  с тех пор характеризуется  следующими двумя чертами: 1) опора  на эксперимент, поставляющий и проверяющий  результаты; 2) господство аналитического подхода, направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложимых первоэлементов реальности (редукционизм).

Благодаря соединению этих двух основ возникло причудливое сочетание  рационализма и чувственности, предопределившее грандиозный успех науки. Отметим  как далеко не случайное обстоятельство, что наука возникла не только в  определенное время, но и в определенном месте — в Европе XVI века.

Причина возникновения науки  — своеобразный тип новоевропейской  культуры, соединившей в себе чувственность  с рациональностью; чувственность, не дошедшую, как, скажем, в китайской  культуре, до чувствительности, и рациональность, не дошедшую до духовности (как у  древних греков). Никогда ранее  в истории культуры не встречавшееся  причудливое сочетание особой чувственности  с особой рациональностью и породило науку как феномен западной культуры.

Западную культуру не зря  называли рациональной, и ее не похожая  на греческую рациональность оказалась  очень хорошо увязана с капиталистическим  строем. Она позволила все богатство  мира свести в однозначно детерминированную  систему, обеспечивающую за счет разделения труда и технических нововведений (тоже следствия рационализма) максимальную прибыль. Но у выдающегося социолога XX в. П. Сорокина были основания и  для того, чтобы назвать западную культуру чувственной, поскольку она  старалась прочно опираться на опыт. Обе черты западной культуры понадобились для развития науки вместе с еще  одной, также для нее характерной. «В греческом мышлении ответ на поставленный вопрос дается в результате убеждения в его приемлемости, в современном — посредством опытов и прогрессирующего наблюдения. В мышлении древних уже простое размышление называется исследованием, в современном — исследование должно быть деятельностью» (Ясперс К. Смысл и назначение истории- С. 104). В науке нашла свое выражение еще одна специфическая черта западной культуры — ее деятельностная направленность.

Деятельностной направленности ума благоприятствовал умеренно-континентальный климат данного региона. Таким образом, имело место взаимовлияние природных, социальных и духовных факторов.

Итак, если теперь попытаться дать общее определение науки, то оно будет выглядеть так: наука  — это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Возникнув после философии и  религии, наука, в определенной степени - синтез этих двух предшествовавших ей отраслей культуры, результат «существовавшей в средние века непререкаемой веры в рациональность Бога, сочетающего личную энергию Иеговы с рациональностью греческого философа» (Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса- М., 1986.- С. 92).

Принципы научного познания

 

Для этих целей разными  направлениями методологии науки  сформулировано несколько

принципов. Один из них получил  название принципа верификации:

какое-либо понятие или  суждение имеет значение, если оно сводимо к

непосредственному опыту  или высказываниям о нем, т.е. эмпирически

проверяемо. Если же найти нечто эмпирически фиксируемое для такого

суждения не удается, то оно либо представляет собой тавтологию, либо лишено

смысла. Поскольку понятия  развитой теории, как правило, не сводимы  к данным

опыта, то для них сделано  послабление: возможна и косвенная верификация.

Скажем, указать опытный аналог понятию «кварк» невозможно. Но кварковая теория

предсказывает ряд явлений, которые уже можно зафиксировать опытным путем,

экспериментально. И тем  самым косвенно верифицировать саму теорию.

Принцип верификации позволяет  в первом приближении отграничить  научное знание от

явно вненаучного. Однако он не может помочь там, где система идей скроена так,

что решительно все возможные эмпирические факты в состоянии истолковать в

свою пользу — идеология, религия, астрология и т.п. В таких  случаях полезно

прибегнуть еще к одному принципу разграничения науки и  ненауки, предложенному

крупнейшим философом XX в. К. Поппером, — принципу фальсификации. Он

гласит: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость или

опровержимость. Иначе говоря, только то знание может претендовать на звание

«научного», которое в  принципе опровержимо.

Несмотря на внешне парадоксальную форму, а, может быть, и благодаря  ей, этот

принцип имеет простой  и глубокий смысл. К. Поппер обратил  внимание на

значительную асимметрию процедур подтверждения и опровержения в познании.

Никакое количество падающих яблок не является достаточным для  окончательного

подтверждения истинности закона всемирного тяготения. Однако достаточно всего

лишь одного яблока, полетевшего прочь от Земли, чтобы этот закон признать

ложным. Поэтому именно попытки  фальсифицировать, т.е. опровергнуть теорию,

должны быть наиболее эффективны в плане подтверждения ее истинности и

научности.

Теория, неопровержимая в  принципе, не может быть научной. Идея божественного

творения мира в принципе неопровержима. Ибо любую попытку ее опровержения

можно представить как результат действия все того же божественного замысла,

вся сложность и непредсказуемость которого нам просто не по зубам. Но раз

эта идея неопровержима, значит, она вне науки.

Можно, правда, заметить, что  последовательно проведенный принцип

фальсификации делает любое  знание гипотетичным, т.е. лишает его

законченности, абсолютности, неизменности. Но это, наверное, и неплохо:

именно постоянная угроза фальсификации держит науку «в тонусе», не дает ей

застояться, почить на лаврах. Критицизм является важнейшим источником роста

науки и неотъемлемой чертой ее имиджа.

22222222222

Религия как феномен  культуры:

Религия (от лат. благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), которая основывается на вере в существование одного или нескольких богов, вере в сверхъестественное.

Религия является закономерным результатом развития культуры, ее составной частью на всех этапах существования  человечества. Религии аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной степени являются хранителями культурного наследия народов и государств.

Культ – вид религиозной  деятельности, объектом которого являются осознаваемые в форме религиозных  образов силы, господствующие над  людьми в их повседневной жизни.

Различают две основные разновидности  религиозного культа:

1) Магия (колдовство):

Возникло в первобытном  обществе и стало элементом всех религий.

2) Умилостивительный культ:

Обращен к богу или духу. Средствами религиозного культа выступают храм, молитвенный дом, религиозное искусство и различные предметы.

 

К элементарным культовым  актам относятся: поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы. Более  сложными являются такие обряды, как  проповедь, молитва и пр.

Религиозное мировоззрение  смещает ориентацию человека из сферы  общественно необходимых жизненных  задач в сферу индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает  личное спасение, связанное с бессмертием  души и загробным воздаянием.

 

Наука тесно связана с образованием, воспитанием, видами искусства, свободой совести, информационной жизнью и другими элементами духовной культуры . 
С различными компонентами культуры наука взаимодействует своеобразно на основе своей специфики и особенностей объекта взаимодействия. Но при этом проявляются и общие признаки функционирования науки в культуре.. Так, отношения науки с религией никогда не были «теплыми», органичными. Они всегда оставались сложными, а иногда приобретали враждебный характер. Наиболее ярко социально-культурный антагонизм науки и религии проявился в европейской средневековой инквизиции. Католическая церковь открыто и жестоко преследовала не только своих отступников от веры, но и ученых - естествоиспытателей, представителей других наук. 
В современных развитых странах отношения науки и религии стали более лояльными. Но существует множество стран, в которых верования только подходят к взаимоуважительным отношениям с наукой. Еще имеют место факты провозглашения той или иной религии официальной религией. Данные факты относятся прежде всего к исламу. Но во многих странах церковь отделена от государства, а школа — от церкви. Тем самым создана положительная основа для равноценного и доброжелательного сосуществования науки и религии.

 

1111…Марксистское понимание религии

Марксистская концепция  религии исходит из того, что религия  есть социальное явление и понять ее можно лишь на основе изучения тех  общественных отношений, которые ее необходимо рождают и воспроизводят. Религия создается людьми. «Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»

Для того чтобы понять религию  как систему верований, культовых действий и соответствующих организаций, необходимо отправляться не от изолированного индивида и его сознания, а исходить из анализа социальных систем, в которых постоянно воспроизводится религия. В противовес концепциям, рассмотренным выше, марксизм ищет истоки религии не в мнимой «потусторонней» сфере и не и глубинах психики отдельного индивида, в его якобы извечных «экзистенциальных» проблемах, а в общественных формациях, рождающих у людей потребность в религии.

Классическое определение  религии дал Ф. Энгельс. «…Всякая религия, — писал он, — является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех  внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» 2.

Как и любая другая форма  общественного сознания, религия  отражает по-своему объективные условия  жизни людей, их общественное бытие. Специфика форм сознания проявляется, во-первых, в том, }что отражает данная форма сознания, какую сторону общественного бытия, и, во-вторых, в том, как, в каких формах происходит это отражение.

Рассмотрим с этой точки  зрения религию. В определении Ф. Энгельса указывается, с одной стороны, на то, что отражает религия (реальные силы, господствующие над людьми), а с другой — на форму религиозного отражении (темные силы превращаются в неземные). Между этими двумя аспектами определения религии существует внутренняя, органическая связь. Искаженные представления о мире, характерной чертой которых является вера в сверхъестественное, возникают в сознании людей именно потому, что над ними господствуют внешние силы, подлинной природы которых они не понимают. Превратное отражение этих сил в религиозном сознании есть результат практического бессилия людей, их придавленности, неспособности подчинить себе окружающую природу и собственные общественные отношения. Таким образом, подлинные причины, источники ложного, извращенного сознания, свойственного религии, лежат в сфере общественного бытия.

22222…Отношение Вольтера к религии 

 

 

 

Антиклерикализм. «Раздавите гадину» - католическую церковь. Придерживается деистических позиций. Рациональные доводы - ньютоновская механика, проблема источника движения - Бог дал первотолчок, объяснение сложного устройства живых существ. Объяснить иначе не мог, природа возникла в результате разумного акта творчества, творец искусен. Физико-теологический аргумент - целесообразность устройства определенных существ. Позиция телеологическая, существует цель, ее задал творец. Как осуществляется творение? Объяснить не может. Это указывает на слабость позиции, критика Вольтера с позиций атеистического мировоззрения, Вольтер утрачивает свои ведущие позиции в французской философии. Отказ от концепции первотолчка, сотворенности материи, переход к пантеистическим взглядам. Принцип движения имманентен природе, а материальная природа - истечение Бога (постоянное), перманентный креационизм.  

Информация о работе Наука в её современном мире