Нравственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:28, реферат

Описание

Нравственность есть сугубо исторический социальный феномен, тайна которого заключена в условиях производства и воспроизводства общества, именно установление таких, казалось бы простых истин, что моральное сознание, как и всякое сознание, "никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием" , что, следовательно, моральное обновление человека и общества не только не является основанием и производящей причиной исторического процесса, но само может быть рационально осмыслено и правильно понято лишь как момент практической миро преобразующей деятельности, ознаменовало переворот во взглядах на нравственность, положило начало ее научному осмыслению.

Работа состоит из  1 файл

Нравственность.docx

— 16.29 Кб (Скачать документ)

Нравственность есть сугубо исторический социальный феномен, тайна которого заключена в условиях производства и воспроизводства общества, именно установление таких, казалось бы простых истин, что моральное сознание, как и всякое сознание, "никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием" , что, следовательно, моральное обновление человека и общества не только не является основанием и производящей причиной исторического процесса, но само может быть рационально осмыслено и правильно понято лишь как момент практической миро преобразующей деятельности, ознаменовало переворот во взглядах на нравственность, положило начало ее научному осмыслению. Вся последующая история марксистской этики была дальнейшим углублением, конкретизацией, развитием и защитой этих положений, по основам которых постоянно шла борьба с буржуазно-идеалистическими концепциями. Вскрывая принципиальные различия между материалистической этикой марксизма и всякими прочими теориями морали, В.И. Ленин говорил: "Всякую такую нравственность, взятую из вне человеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов". Социальная обусловленность нравственности допускается в буржуазной этике лишь в тех пределах, которые ограничиваются исходным идеалистическим постулатом о первичности и безусловности мира моральных ценностей. Напротив, с точки зрения научной методологии исторического материализма социальное - это не аспект, сторона, внешнее условие, свойство и т. д. морали, а ее суть, подлинная и единственная природа. Иной природы, иного источника у нее нет. Искать тайну нравственности вне общественно-исторической практики, будь то вымышленные миры теологов и идеалистов или вполне реальные биологические основы человеческого существования, является абсолютно бесперспективным. Всякие попытки выйти для объяснения нравственности за социальные границы, бесплодны в теоретическом отношении. Кстати, это один из тех пунктов, в котором позиции марксистско-ленинской этики и идеалистических концепций нравственности диаметрально противоположны. Конечно, далеко не со всеми положениями теории марксизма можно согласиться, однако мысль о признании коренных интересов общества (классов) в качестве масштаба нравственного действия, существенного содержания морального долженствования, - представляется весьма логичной.

Конкретизируя вопрос о социальной природе нравственности, марксистская этика в соответствии с историко-материалистической теорией  общественно-экономических формаций рассматривает ее в качестве формы  общественного сознания. Наряду с  другими формами ей свойственны  следующие признаки. Нравственность уходит своими корнями в обьективно-экономические отношения. Ф. Энгельс писал, что "люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т.е. из экономических отношений, в которых совершается производство и обмен".

В обществе, которое основано на классовых противоположностях, мораль всегда носит классовый характер, она или оправдывает господство и привилегии эксплуататорских классов, или является средством выражения  интересов угнетенных. "Вот почему мы говорим: для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует ..."

Нравственность  по своему существу есть явление историческое, она коренным образом меняется от эпохи к эпохе. " Не подлежит сомнению, что при этом в морали, как и  во всех других отраслях человеческого  познания, в общем и целом наблюдается  прогресс" . Однако, будучи явлением вторичным, производным, нравственность в то же время обладает относительной самостоятельностью, в частности, она имеет свою логику исторического движения, оказывает обратное воздействие на развитие экономического базиса, играет социально-активную роль в обществе.

Словом, тайна нравственности заключена  не в индивиде и не в ней самой; как явление вторичное, надстроечное, она уходит своими истоками и целями в материально-экономические потребности  и ее содержание, как уже отмечалось, не может быть чем-либо иным, как  осознанным общественным бытием. (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с. 25).

Чтобы выявить специфику нравственности, ее внутренние качественные границы, необходимо определить ее своеобразие в рамках самого общественного сознания. Формы  общественного сознания принято  различать между собой по следующим  критериям:

* роли  в обществе;

* способу  отражения;

* социальному  источнику. 

Имеет смысл рассмотреть особенности  нравственности в свете этих критериев.

Нравственность  является одним из основных типов  социальной регуляции, своеобразным способом организации реального процесса человеческой жизнедеятельности. Объективные  потребности общества, фиксируясь в  нравственности, принимают форму  оценок, общих правил и практических предписаний. Материальные отношения  отражаются в ней под углом  зрения того, как они могут и  должны реализоваться в непосредственной деятельности отдельных индивидов  и групп. Фиксируя те требования, которые  общественное бытие предъявляет  к сознательно действующим индивидам, нравственность выступает как способ практического ориентирования людей  в общественной жизни. Она по своей  роли в обществе однопорядкова с правом, обычаями и т.д. Мораль, согласно понятию "практически-духовного освоения мира" - это форма духовного отношения к миру, но такая, которая практически ориентирована, и ее непосредственная задача состоит в организации реального общения между людьми

Для понимания  регулятивной природы нравственности представляются существенными, по крайней  мере, четыре момента:

а) она  представляет собой определенное ценностное отношение к миру, - точнее - субъективно-заинтересованное. Она рассматривает мир, отдельные  социальные явления и акты (действия индивидов и групп, социальные институты, их решения и т. д.) не сами по себе, а с точки зрения их значения для общества (класса). Многообразие эмпирических событий она классифицирует или как положительные, или как отрицательные, или как нейтральные. Мир воспринимается в черно-белом изображении.

б) нравственность является выражением активности человеческого  сознания, - ценностное отношение к  миру есть в то же время отношение  деятельное. Характеризуя нечто как  добро или зло, нравственность одновременно подразумевает, что к первому  надо стремиться, а второго избегать. В.И. Ленин в конспекте "Науки  логики" Гегеля делает такую заметку: "...переход идеи истины в идею добра, теории в практику и vice versa" . Движение от истины к добру есть движение в направлении от теории к практике. Здесь подчеркнута практическая нацеленность нравственных понятии.

в) нравственные взгляды и представления даны в единстве с практическими отношениями, - особенность нравственного сознания, рассмотренного в целом, состоит  в том, что оно является нормативно-предписательным, нацеленным на определенные действия, поэтому моральные взгляды и представления надо брать в единстве с реальными нравственными отношениями. Это верно и тогда, когда речь идет об отдельных индивидах и тогда, когда речь идет о большой группе людей. Типичным заблуждением идеалистических этических учений как в прошлом, так и в настоящем является то, что они суживают содержание нравственности, односторонне сводят его к сфере внутриличностной мотивации. Известный позитивист Виктор Крафт в своей книге "Рациональное обоснование нравственности" пишет, что специфика "морали в отличие от всех регуляторов состоит в том, что последние касаются только внешнего ...........

Информация о работе Нравственность