Образ Будды в художественной культуре Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:54, контрольная работа

Описание

Как обособленная религия, привлекавшая к себе новых последователей, укреплявшая свое влияние и создававшая новую литературу, буддизм процветал в Индии примерно до 500 г. н.э. Упадку буддизма способствовали различные факторы. В некоторых регионах сложилась неспокойная политическая обстановка, в других буддизм утратил покровительство властей, а кое-где натолкнулся на противодействие враждебно настроенных правителей. В XII в., когда в Индии власть перешла к мусульманам, буддизм в этой стране практически исчез. Никогда не проявлявший нетерпимости в отношении других религий, буддизм не мог противостоять их влиянию.
Цель работы – рассмотреть образ Будды в художественной культуре Индии.

Содержание

Введение…………………………………………………………….....................3

Глава 1. Распространение буддизма в Индии……………………………….....4

Глава 2. Основы философии буддизма………………………………………..12

Заключение………………………………………………...................................20

Список использованной литературы………………..........................................21

Работа состоит из  1 файл

Буддизм.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

       Космология и мифология буддизма наиболее полно и ярко представлены именно в Махаяне с ее тысячами Будд и бодисатв, дополнивших собой немногочисленный сонм Будд и архатов Хинаяны. Буддийская космология исходит из существования неисчислимого количества миров, сгруппированных в столь же гигантское количество мировых систем. Каждый мир - это плоский диск земли, лежащий в океане, который в свою очередь покоится в воздухе, находящемся в пространстве (акаша). В центре мира - гора Меру, опоясанная кольцевыми хребтами, за ними - четыре континента, главным из которых считается Джамбудвипа, обычно ассоциируемый с Индостаном. Только «в Джамбудвипе появляются Будды и праведные правители-чакравартины. Из шести сфер кармического мира - сансары - две расположены под землей (сфера обитателей ада и сфера прожорливых духов-претов), две на земле (животные и люди) и две на небесах (сфера демонов-асуров и сфера богов)» [9. С.217].

       Особо тщательно разработана в космологии Махаяны высшая сфера, которая делится на небеса-ярусы и где обитают как подверженные кармическому закону боги, так и освобожденные от него бодисатвы. Все миры в целом не вечны - они существуют лишь на протяжении махакальпы, которая делится на четыре кальпы (каждая длится миллионы лет). Махакальпы и кальпы сменяют друг друга, миры гибнут и появляются вновь. Не каждая кальпа отмечена появлением Будд - бывают и такие, когда Будды не рождаются вовсе; это пустые кальпы. Нынешняя кальпа буддоносная и считается очень удачной: на протяжении ее существования в мире должно появиться 1000 Будд, примерно по одному на каждые 5 тыс. лет. Особую силу закон (дхарма) каждого Будды имеет лишь около 500 лет, после чего эта сила постепенно исчезает, а мир погружается в тьму авидьи - до появления следующего Будды. Аналогичная картина во всех мирах.

       Будды занимают особое место в мифологии буддизма. Они бесконечно выше всех, включая и подверженных закону кармы богов. Рождение Будды в образе человека - великое событие, отмечаемое природными знамениями. Будды обладают чудодейственной силой, как психической (проникновение в мысли других, знание всех перерождений каждого), так и физической (способность летать, ходить по воде, становиться невидимым и т. п.). Наибольшее количество чудесных событий собрано в джатаках - повествованиях о жизни Гаутамы Шакьямуни в его различных перевоплощениях. Только Будды могут в результате собственных умственных усилий создавать целые миры, как это приписывается, в частности, Амитабе с его сукхавати. Что же касается бодисатв, то их функции в мифологии буддизма сводятся к функциям божественных персон, почитаемых святых, одним из которых, в частности, был бодисатва Авалокитешвара. Появившись на свет несколько необычно, не как большинство других бодисатв (Авалокитешвара считается эманацией Будды Амитабы), этот бодисатва со временем превратился в универсального спасителя и покровителя страждущих и стал почитаться буддистами едва ли не более многих Будд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Заключение

 

       Буддизм Махаяны был важным шагом в превращении первоначально не очень-то известной за пределами узкого круга монахов хинаянистской религиозной философии в более обычную и понятную людям религию. В этой религии многие Будды и бодисатвы не только были превращены в почитаемых обожествленных персон, но и обрели свой канонический облик, прежде всего в форме весьма распространившейся храмовой скульптуры. Конечно, все эти перемены не прошли мимо буддизма Хинаяны, который тоже не преминул заимствовать кое-что из нововведений, в частности скульптурную иконографию. Но в целом оба направления отошли друг от друга достаточно далеко, и каждое из них имело в дальнейшем свою судьбу.

       Центр буддизма Хинаяны уже на рубеже нашей эры переместился в Шри-Ланку, где еще во времена Ашоки буддизм обрел своих восторженных поклонников и где тщательно сохранялись связанные с великим Буддой реликвии, включая знаменитый зуб Будды, для хранения которого был выстроен в Канди специальный храм. Из Цейлона буддизм Хинаяны стал проникать в страны Индокитая.

       Конечным следствием этого процесса было укрепление буддизма в странах Юго-Восточной Азии и превращение его в некоторых из них в государственную религию, каковой он остается в ряде стран и по сей день. Что же касается самой Индии, то там влияние буддизма Хинаяны с начала нашей эры постепенно ослабевало, пока через несколько веков практически не исчезло вовсе. Дело, в том, что буддизм как религиозно-философская доктрина даже в его махаянистской форме не сумел преодолеть в Индии главного препятствия - кастового строя, структура которого была для него институционально неприемлема. Решительно порвав с системой каст, выйдя на наднациональный уровень, буддизм легко и безболезненно покинул Индию и столь же легко нашел себе новую родину в других странах.

 

                                  Список использованной литературы

 

 

1. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1: философия древности и средневековья. - М., 1995.

 

2. Культурология. История  мировой культуры / Под ред. А.Н.  Марковой – М., 1995.

 

3. Лукьянов А.Е.  Становление философии на Востоке  (Древний Китай и Индия). - М., 1992.

 

4. Маркова А.Н. История  мировой культуры: Учебник для  вузов. – М., 2000.

 

5. Никифоров В.Н. Восток  и всемирная история. – М., 1977.

 

6. Торчинов Е. А. Краткая история буддизма. - СПб, 2008.

 

7. Трофимова Е.А. Культурология: Текст лекций. – Спб, 2000.

 

8. Хоруженко, К.М. Культурология: Структурно-логические схемы. – М, 2003.

 

9. Энциклопедия. Т.1. Всемирная история  / Под ред. С.Т. Исмаиловой. –  М., 1994.

 

 

 


Информация о работе Образ Будды в художественной культуре Индии