Образование как социокультурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:28, доклад

Описание

Образование можно рассматривать как своеобразный способ вхождения человека в мир науки и культуры. Термин «культура» в переводе с латинского языка означает «взращивание, совершенствование», а применительно к человеку – это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Исходя из данной трактовки, культура является и предпосылкой, и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности – исторические, художественные, архитектурные и пр. Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:

Работа состоит из  1 файл

Образование как социокультурный феномен.docx

— 18.49 Кб (Скачать документ)

Образование как социокультурный феномен: вызов  времени.

Почему  образование так необходимо? Множество людей задаются этим вопросом. И на сегодняшний день он как никогда очень актуален.

Образование можно рассматривать как своеобразный способ вхождения человека в мир  науки и культуры. Термин «культура» в переводе с латинского языка  означает «взращивание, совершенствование», а применительно к человеку –  это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Исходя из данной трактовки, культура является и предпосылкой, и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности – исторические, художественные, архитектурные и пр. Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:

• вхождение человека в мир науки и культуры;

• социализация человека;

• обеспечение преемственности поколений;

• обеспечение трансляции культурных ценностей;

• обеспечение сохранения и развития национальных традиций;

• способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.

Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно  изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать  потенциал мировой цивилизации.

Ответ на вопрос о  целях образования совершенно не очевиден. И если какой-то ученик начинает задавать вопросы, зачем ему нужна  та или иная дисциплина, сформулировать убедительный ответ непросто. Обычно начинают говорить об утилитарной пользе, вроде того, что математика нужна, чтобы считать деньги, а русский  язык – чтобы писать письма. На эти  ответы следуют естественные возражения, что деньги и так сумеют посчитать, главное – были бы они, эти самые  деньги; а письма можно вообще не писать. И их действительно пишут  все реже и реже. А биология? Для  того чтобы есть грибы, вовсе не нужно  знать их место в линнеевской  классификации. Физика? Для того чтобы  пользоваться розеткой, утюгом, лампочкой  или даже телевизором, знание теории электричества вовсе не нужно.

 

Многие считают, что высшее образование нужно  для приличного заработка. Однако некоторые  зарабатывают неплохо, имея лишь среднее. Может быть для профессионального роста или для социального статуса? Для общего развития или для осознания того, что ты не хуже других? Или кто-то из вас хотел испытать все радости студенческой жизни? А может быть есть такие, кто учится потому, что так хотят родители?

 

Существует еще  одно распространенное мнение по поводу образования.

 

Если на вопрос «зачем нужно образование?» вы отвечаете: «для того, чтобы стать успешным человеком!», значит, вам нужно не образование, а умение пользоваться информацией.

 

Как правило, во всех вузах учат одному и тому же –  умению добывать информацию и потом  эту информацию умело использовать в жизни. Все формулы или исторические даты, которые вы так трепетно учили  перед экзаменом, как правило, выветриваются  из вашей памяти. А вот навык  по добыванию знаний останется с  вами навсегда. И теперь, если потребуется, вы без труда можете найти позабытые  формулы в определенных источниках и произвести с ними нужные действия.

 

У некоторых людей  этот навык работы с информацией  врожденный. И они спокойно могут  применять его на практике, как, например, основатель корпорации Майкрософт Билл Гейтс. Миллиардер поступил в Гарвард  в 1973 году и был отчислен оттуда спустя два года. Это не помешало ему  стать одним из самых богатых  людей в мире. Через 32 года руководство  университета решило задним числом сделать  Гейтса своим выпускником, почтив таким образом его особые заслуги.

 

Те, кто не обладает способностями Гейтса, для развития навыков работы с информацией  должны получать образование. Оно дает представление о различных аспектах организации знаний: методах их получения, классификации, передачи, хранения, защиты и т.д.

 

Жизнь идет вперед, меняются требования, и сегодня общество требует  специалистов высокого уровня. Проходит усиленными темпами развитие техники  и информационных технологий, а это  значит, что нужны специалисты, которые  будут разбираться во всех новинках. И такое развитие походит в  каждой сфере, поэтому специалисты  нужны разных направлений и специальностей.

Тот минимум образования, который нужен человеку, чтобы  прожить в обществе, дает ему школа. Здесь, сидя за школьной партой, мы не раз писали сочинение, зачем нужно образование. И каждый, в первую очередь, писал о том, что образование нужно, для того, чтобы найти престижную работу. Но образование нам нужно еще для того, чтобы повысить свою самооценку, чувствовать себя в обществе грамотным человеком, который разбирается в науке, искусстве, культуре и других сферах развития общества. 

Итак, можно сделать  некоторые выводы. Образование повышает шансы человека на успешную карьеру, а вместе с ней и на успешную обеспеченную жизнь. Можно поспорить  с этим утверждением, сказав, что  сейчас вокруг очень много обеспеченных или даже богатых людей, которые  не имеют высшего образования. Да это так! Но они заработали свой капитал  в эпоху перемен, когда лидерские  качества ценились выше образованности. А сейчас когда ситуация с каждым годом становится все стабильнее на первое место выходят специалисты, имеющие багаж необходимых знаний. А их очень трудно получить, не имея образования.

 

 

 


Информация о работе Образование как социокультурный феномен