Образование в Средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:13, реферат

Описание

Первоначально школы имелись только при монастырях; в них элементы античных знаний сводились воедино с целью приспособить их к потребностям христианской церкви. В конце 7-го – начале 9-го вв. при Карле Великом в империи франков наблюдался некоторый подъем феодально-церковной культуры, получивший название «Каролингское возрождение». Для управления обширной державой нужны были кадры чиновников, судей, хотя бы с минимальной образовательной подготовкой. В то время ее можно было приобрести только в среде духовенства. Поэтому изданный Карлом Великим «Капитулярий о науках» 787 г. предписывал открывать при каждом монастыре и епископской кафедре школы для монахов и клириков; в эти школы стали допускаться и миряне.

Работа состоит из  1 файл

Образование в Средние века.docx

— 18.04 Кб (Скачать документ)

Образование в Средние  века.

 

Первоначально школы имелись  только при монастырях; в них элементы античных знаний сводились воедино  с целью приспособить их к потребностям христианской церкви. В конце 7-го –  начале 9-го вв. при Карле Великом  в империи франков наблюдался некоторый подъем феодально-церковной  культуры, получивший название «Каролингское  возрождение». Для управления обширной державой нужны были кадры чиновников, судей, хотя бы с минимальной образовательной  подготовкой. В то время ее можно  было приобрести только в среде духовенства. Поэтому изданный Карлом Великим  «Капитулярий о науках» 787 г. предписывал  открывать при каждом монастыре  и епископской кафедре школы  для монахов и клириков; в эти  школы стали допускаться и  миряне. Эти мероприятия оживили  культурную жизнь Франкского государства, расширился круг образованных людей, в  скрипториях наряду с христианской литературой стали переписываться произведения античных авторов. Внецерковные школы начинают возникать в начале 12 в., когда развивающиеся города начинают испытывать потребность в грамотных, образованных людях, для оформления торгово-ремесленнических операций, работать в органах городского управления, составлять исходившие от городов документы, начиная от всевозможных прошений, адресованных монархам, и кончая подробными, тщательно составленными коммунальными хартиями. Эти школы отличались от церковных, готовивших прежде всего клириков, но не моги сразу же избавиться от их влияния. Большинство преподавателей рассматривали свою работу в нецерковных городских школах как временную, до получения прихода и дальнейшего продвижения по церковной иерархии. Специфической чертой нецерковных школ было то, что они были частными, а их преподаватели – магистры – жили за счет платы, взимаемой с учеников (иногда это приносило приличный доход). Это осуждалось церковью, а папа Александр ІІІ заявлял, что знание есть дар божий, поэтому им нельзя торговать. Материальная независимость от церкви делала их относительно свободными. В Париже было несколько таких школ (пришли в упадок после возникновения парижского университета, который возник на их основе.) Выдающийся ученый и педагог Пьер Абеляр, будучи вынужденным какое то время переезжать с места на место, сопровождаем был частью своих учеников. Очевидно, так и зародились бродячие школяры, впоследствии обретшие имя вагантов. В стремлении уничтожить нецерковные школы церковь прежде всего противопоставляла им школы церковные, а также упорно отстаивала свое «право» давать разрешения на преподавательскую деятельность . Она подкупала магистров «свободных искусств» церковными бенефициями, боролась за сохранение церковной юрисдикции над всеми учащимися и жестоко преследовала тех магистров и школяров, которые нарушали церковную монополию в области образования и подрывали церковной авторитет. Александр ІІІ на Латеранском соборе 1175 г.: «Поскольку церкви божией, как в том, что служит для поддержания тела, так и в том, что относится к духовному преуспеянию, надлежит матерински заботится о нуждающихся, дабы у бедных, не могущих получать поддержку из родительских средств, не была отнята возможность читать и преуспевать, каждая соборная церковь должна отвести какой-нибудь подходящий бенефиций в пользу учителя, который учил бы даром клириков этой церкви, а равно и бедных школьников». В начале 12-13 вв. церковные школы, с желательным для церкви составом магистров и учащихся, были основаны в ряде крупных монастырей и во многих епископальных городах – епископальные школы. Многие из них впоследствии были превращены в богословские семинарии.

 

Лежавшие в основе античной системы обучения «семь свободных  искусств» в 6-м в. были разделены на две ступени. Низшую составлял тривиум: грамматика, риторика и диалектика; высшую, квадривиум – геометрия, астрономия, арифметика и музыка. Риторика рассматривалась лишь как предмет, который учит церковному красноречию и умению литературно оформлять свои мысли. Диалектика (формальная логика) – как «служанка теологии», помогающая церкви в ее борьбе с ересями; арифметика – как предмет, облегчающий религиозно мистическое истолкование чисел, встречающихся в Писании. Под геометрией понималось самые фантастические сведения, относящиеся к описанию земли; музыка рассматривалась как необходимая принадлежность церковной службы; под астрономией понимался предмет, позволяющий определить сроки наступления церковных праздников. В целом астрономические представления были довольно абсурдны: так, церковь решительно отвергала учение о шарообразности земли, считала Иерусалим ее центром. Всякое знание считалось полезным лишь постольку, поскольку оно помогает усвоению церковного учения. Из науки выхолащивалось все, что так или иначе не гармонировало с церковными требованиями и могло побудить человека стремиться к приобретению знаний, основанных на опыте.

 

В 12-13 вв. в западной Европе начинает формироваться высшая школа  – университет (от лат. universitas– совокупность). Так называлось объединение преподавателей и учащихся (universitas magistrorum et scholarium). Например, Парижский университет, получивший в 1200 г. королевскую грамоту, включал учащихся, преподавателей, переписчиков, посыльных, аптекарей и даже трактирщиков, обслуживающих университет. Как правило, в университетах было четыре факультета: младший, «артистический», на котором изучали «семь свободных искусств», а также медицинский, юридический и богословский, на которых учились те, кто закончил артистический. Богословский факультет считался самым высоки, но до 1400 г. из 46 западных университетов богословие преподавалось лишь в 18, а остальные университеты богословских факультетов вообще не имели. В конце 14 в. из 700 с лишним студентов Лейпцигского университета 600 чел. были артистами (студентами артистического ф-та), 100- юридического, 4-5 чел. медицину и всего 6-7 богословие. 1/3 поступавших в университет уходила со степенью бакалавра свободных искусств, а 1/16 – со степенью магистра. Большинство школяров шло в университеты и школы лишь для того, чтобы получить минимум знаний, который обеспечил бы их заработком. К окончанию богословского факультета стремились лишь те, кто принадлежал к духовному званию. Диплом, полученный в любом из университетов, признавался в каждом другом; образование, начатое в одном университете, можно было продолжить в любом другом. Все обучение велось исключительно на латыни, так что обучаться могли студенты из разных стран (поэтому часто места, где обычно проживали студенты, назывались Латинским кварталом). Учебный процесс заключался в слушании и записывании лекций студентами (утром бесплатных, вечером – платных); при недостатке помещений занятия могли происходить просто на улице: студенты располагались на охапках соломы, брошенных просто на землю. Частыми были диспуты – дискуссии по заранее предложенному вопросу (нередко заканчивались драками).

 

 

 

 

Отделение ремесла от земледелия и возникновение городов имели  для развития средневековой культуры огромное значение. Зарождение ранней городской культуры средневекового общества явилось важным переломным моментом в истории общества, ибо  именно она нарушила многовековую монополию  католической церкви в области интеллектуального  образования. Защитники светской культуры группировались вокруг городских школ, которые были отделены от церкви. Эти  школы отличались от церковных и программой, и контингентом. Светские городские школы были принципиально новым явлением в интеллектуальной жизни средневекового общества. Светская шкода была частной и существовала за счет платы, взимаемой с учащихся. Особенно много таких школ возникло в Северной Франции, ставшей с начала XII в. одним из центров интеллектуального образования. Эти школы возглавлялись людьми, утверждавшими приоритет разума, преклонявшимися перед античной философией и неустанно прославлявшими светское знание. Наиболее известными школами были парижские школы Гильома Коншского и Петра Абеляра.

 

Объективным следствием развития городов стало также создание университетов. Первым университетом  на Западе считался Болонский, возникший на основе Болонской частной школы, в которой преподавал знаток римского права Ирнерий, известный своими лекциями по всей Европе. Подобные университеты к началу XIII в. открылись в Палермо, Салерно, Париже, Монпелье, Оксфорде и др.

 

Типичным средневековым  университетом был Парижский, получивший первую королевскую хартию с узакониванием  его прав еще в 1200 г. и являвшийся средоточием учащихся из самых различных  стран Европы.

 

Международный язык науки  — латинский — определял интернациональный  характер университетов. Членами университета были учащиеся, преподаватели, книгопродавцы, переписчики, аптекари и даже трактирщики. В Парижском университете было четыре факультета: «младший», так называемый артистический, на котором изучались «семь свободных искусств», т. е. тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки), и три «старших» — медицинский, юридический и богословский, на которые принимали студентов по окончании «артистического.» факультета. Можно было закончить университет бакалавром или магистром. Но обучение было сложным, и лишь одна треть учащихся заканчивала бакалавриат и одна шестнадцатая — магистрат.

 

Студенты (от лат. глагола «студере» — усердно заниматься) объединялись в организации («землячества, «провинции» и «науки»), во главе их стоял прокуратор, а все вместе выбирали ректора.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Образование в Средние века