Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:13, реферат
Первоначально школы имелись только при монастырях; в них элементы античных знаний сводились воедино с целью приспособить их к потребностям христианской церкви. В конце 7-го – начале 9-го вв. при Карле Великом в империи франков наблюдался некоторый подъем феодально-церковной культуры, получивший название «Каролингское возрождение». Для управления обширной державой нужны были кадры чиновников, судей, хотя бы с минимальной образовательной подготовкой. В то время ее можно было приобрести только в среде духовенства. Поэтому изданный Карлом Великим «Капитулярий о науках» 787 г. предписывал открывать при каждом монастыре и епископской кафедре школы для монахов и клириков; в эти школы стали допускаться и миряне.
Образование в Средние века.
Первоначально школы имелись
только при монастырях; в них элементы
античных знаний сводились воедино
с целью приспособить их к потребностям
христианской церкви. В конце 7-го –
начале 9-го вв. при Карле Великом
в империи франков наблюдался
некоторый подъем феодально-церковной
культуры, получивший название «Каролингское
возрождение». Для управления обширной
державой нужны были кадры чиновников,
судей, хотя бы с минимальной образовательной
подготовкой. В то время ее можно
было приобрести только в среде духовенства.
Поэтому изданный Карлом Великим
«Капитулярий о науках» 787 г. предписывал
открывать при каждом монастыре
и епископской кафедре школы
для монахов и клириков; в эти
школы стали допускаться и
миряне. Эти мероприятия оживили
культурную жизнь Франкского государства,
расширился круг образованных людей, в
скрипториях наряду с христианской
литературой стали
Лежавшие в основе античной системы обучения «семь свободных искусств» в 6-м в. были разделены на две ступени. Низшую составлял тривиум: грамматика, риторика и диалектика; высшую, квадривиум – геометрия, астрономия, арифметика и музыка. Риторика рассматривалась лишь как предмет, который учит церковному красноречию и умению литературно оформлять свои мысли. Диалектика (формальная логика) – как «служанка теологии», помогающая церкви в ее борьбе с ересями; арифметика – как предмет, облегчающий религиозно мистическое истолкование чисел, встречающихся в Писании. Под геометрией понималось самые фантастические сведения, относящиеся к описанию земли; музыка рассматривалась как необходимая принадлежность церковной службы; под астрономией понимался предмет, позволяющий определить сроки наступления церковных праздников. В целом астрономические представления были довольно абсурдны: так, церковь решительно отвергала учение о шарообразности земли, считала Иерусалим ее центром. Всякое знание считалось полезным лишь постольку, поскольку оно помогает усвоению церковного учения. Из науки выхолащивалось все, что так или иначе не гармонировало с церковными требованиями и могло побудить человека стремиться к приобретению знаний, основанных на опыте.
В 12-13 вв. в западной Европе начинает формироваться высшая школа – университет (от лат. universitas– совокупность). Так называлось объединение преподавателей и учащихся (universitas magistrorum et scholarium). Например, Парижский университет, получивший в 1200 г. королевскую грамоту, включал учащихся, преподавателей, переписчиков, посыльных, аптекарей и даже трактирщиков, обслуживающих университет. Как правило, в университетах было четыре факультета: младший, «артистический», на котором изучали «семь свободных искусств», а также медицинский, юридический и богословский, на которых учились те, кто закончил артистический. Богословский факультет считался самым высоки, но до 1400 г. из 46 западных университетов богословие преподавалось лишь в 18, а остальные университеты богословских факультетов вообще не имели. В конце 14 в. из 700 с лишним студентов Лейпцигского университета 600 чел. были артистами (студентами артистического ф-та), 100- юридического, 4-5 чел. медицину и всего 6-7 богословие. 1/3 поступавших в университет уходила со степенью бакалавра свободных искусств, а 1/16 – со степенью магистра. Большинство школяров шло в университеты и школы лишь для того, чтобы получить минимум знаний, который обеспечил бы их заработком. К окончанию богословского факультета стремились лишь те, кто принадлежал к духовному званию. Диплом, полученный в любом из университетов, признавался в каждом другом; образование, начатое в одном университете, можно было продолжить в любом другом. Все обучение велось исключительно на латыни, так что обучаться могли студенты из разных стран (поэтому часто места, где обычно проживали студенты, назывались Латинским кварталом). Учебный процесс заключался в слушании и записывании лекций студентами (утром бесплатных, вечером – платных); при недостатке помещений занятия могли происходить просто на улице: студенты располагались на охапках соломы, брошенных просто на землю. Частыми были диспуты – дискуссии по заранее предложенному вопросу (нередко заканчивались драками).
Отделение ремесла от земледелия и возникновение городов имели для развития средневековой культуры огромное значение. Зарождение ранней городской культуры средневекового общества явилось важным переломным моментом в истории общества, ибо именно она нарушила многовековую монополию католической церкви в области интеллектуального образования. Защитники светской культуры группировались вокруг городских школ, которые были отделены от церкви. Эти школы отличались от церковных и программой, и контингентом. Светские городские школы были принципиально новым явлением в интеллектуальной жизни средневекового общества. Светская шкода была частной и существовала за счет платы, взимаемой с учащихся. Особенно много таких школ возникло в Северной Франции, ставшей с начала XII в. одним из центров интеллектуального образования. Эти школы возглавлялись людьми, утверждавшими приоритет разума, преклонявшимися перед античной философией и неустанно прославлявшими светское знание. Наиболее известными школами были парижские школы Гильома Коншского и Петра Абеляра.
Объективным следствием развития городов стало также создание университетов. Первым университетом на Западе считался Болонский, возникший на основе Болонской частной школы, в которой преподавал знаток римского права Ирнерий, известный своими лекциями по всей Европе. Подобные университеты к началу XIII в. открылись в Палермо, Салерно, Париже, Монпелье, Оксфорде и др.
Типичным средневековым университетом был Парижский, получивший первую королевскую хартию с узакониванием его прав еще в 1200 г. и являвшийся средоточием учащихся из самых различных стран Европы.
Международный язык науки
— латинский — определял
Студенты (от лат. глагола «студере» — усердно заниматься) объединялись в организации («землячества, «провинции» и «науки»), во главе их стоял прокуратор, а все вместе выбирали ректора.