Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 08:54, доклад
В середине 14 века в Италии начинается Эпоха Возрождения («Ренессанс»). Это переход от средних веков к культуре Нового времени. Культура Возрождения – городская культура, ее развитие напрямую связано с развитием городов. Эпоха – это именно культурно-историческая эпоха наивысшего расцвета. Хронологические рамки в разных странах разные. Италия – середина 14 века, длится несколько веков. В других странах другое время. Англия – последняя четверть 16 века и первая четверть 17.
Общая характеристика культуры Возрождения.
В середине 14 века в Италии начинается Эпоха Возрождения («Ренессанс»). Это переход от средних веков к культуре Нового времени. Культура Возрождения – городская культура, ее развитие напрямую связано с развитием городов. Эпоха – это именно культурно-историческая эпоха наивысшего расцвета. Хронологические рамки в разных странах разные. Италия – середина 14 века, длится несколько веков. В других странах другое время. Англия – последняя четверть 16 века и первая четверть 17. Возрождение носит разный характер. Италия – культура, поэзия, Германия – философия, богословие, идеологический характер, Англия – театр. Формирование новых буржуазных отношений. Экономика и развитие Италии впереди других стран. Формирование нации приходится на ЭВ. Обнаружение античности – задом наперед. Греческие ценности начинают постигаться в ЭВ.
Яркие моменты. Формирование нового типа человека. Возрождение – очень трудный период, новые представления. Особый тип личности – титан Возрождения (Энгельс). Много талантов. Люди приходили в титаны из самых низов общества. Рассуждение Энгельса о личностях. Люди, которые создали буржуазное государство, не были буржуазно ограниченными. Многогранность личности.
Термин «Возрождение» впервые был употреблен в 1550 – Джорджо Вазари «Жизнеописания знаменитейших живописцев, ваятелей и зодчих» - узаконенный термин. Но слово появляется раньше – сами деятели ЭВ. Чтобы идти вперед надо оглянуться назад. Достичь античного уровня в культуре, надо возродить античные ценности.
Средневековье изучало античность
выборочно, только то, что подходило
к церковной догматике –
Второе – библейская мысль, притча о зерне, брошенном в камни. Служение во имя продолжения культурной традиции. Деятели ЭВ по большей части были религиозными, но они разрушали догматику церкви. Начинается церковное движение реформации. Мысль: человек может обратиться к Богу минуя церковь, обращение должно быт искренним. Вера приобретает другое качество. В ЭВ начинают формироваться современные представления о личности, индивидуальности. Средние века – название ЭВ уничижительное. В Средние века происходила подготовка к ЭВ.
Раскрепощение личности привело к ренессансному эгоцентризму. Где критерий свободы деятельности человека? Мы наблюдаем сложное и странное явление. Ренессансные гуманисты могли быть инквизиторами. Охота на ведьм. «Молот Ведьм» Лосев «Эстетика Возрождения». Удивительная аморальность. Потеря критерия деятельности приводит к тому, что тема титанической личности выходит в искусстве на первый план. Шекспир «Критерием является делание добра».
Ренессансный гуманизм – понятие отлично от современного (гуманное отношение к человеку и животным). Исконно термин происходит от названия гуманитарных наук. Гуманистами называли преподавателей. Оценочного значения не было. Философы, эстеты и т.д. Средневековье тяготело к традициям, ЭВ – антитрадиционализм, ничто не принимается на веру. ЭВ – критицизм, предполагает собственное мнение. ЭВ – индивидуализм, часто перерождается в эгоцентризм. ЭВ – культ античности. Интерес к человеку, природе, месту человека в природе. Вера в неограниченные возможности человека, прежде всего, в познании. Тема Фауста. Разрыва с христианством не было, только с догмами. ЭВ – эстетизм, эстетические отношения к явлениям действительности.
Ренессансным гуманистом
мог стать любой, но это очень
элитарное явление. Большая сумма
знаний. За три века в пяти главных
европейских странах
ЭВ принято делить на три этапа. Раннее Возрождение, Высокое возрождение и Позднее Возрождение (кризис).
Новый жанр – новелла. Повествование о новых в жизни явлениях. Апофеоз – Боккаччо «Декамерон». Очень мало новелл с трагическим финалом. Чаще всего в новеллах человек побеждает судьбу. На 100 новелл Боккаччо только одна со смертью. Рассказчики ЭВ показывают, как человеческая инициатива побеждает все препятствия.
Позднее Возрождение. Попадание в рабство. Человек не венец творения. Шекспир монолог «Человек квинтэссенция праха». Главный жанр в кризис – трагедия. Крушение идей, поиск морального выхода.
Информация о работе Общая характеристика культуры Возрождения