Общая характеристика культуры Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 08:54, доклад

Описание

В середине 14 века в Италии начинается Эпоха Возрождения («Ренессанс»). Это переход от средних веков к культуре Нового времени. Культура Возрождения – городская культура, ее развитие напрямую связано с развитием городов. Эпоха – это именно культурно-историческая эпоха наивысшего расцвета. Хронологические рамки в разных странах разные. Италия – середина 14 века, длится несколько веков. В других странах другое время. Англия – последняя четверть 16 века и первая четверть 17.

Работа состоит из  1 файл

Общая характеристика культуры Возрождения.docx

— 16.14 Кб (Скачать документ)

Общая характеристика культуры Возрождения.

В середине 14 века в  Италии начинается Эпоха Возрождения («Ренессанс»). Это переход от средних  веков к культуре Нового времени. Культура Возрождения – городская  культура, ее развитие напрямую связано  с развитием городов. Эпоха –  это именно культурно-историческая эпоха наивысшего расцвета. Хронологические  рамки в разных странах разные. Италия – середина 14 века, длится несколько  веков. В других странах другое время. Англия – последняя четверть 16 века и первая четверть 17. Возрождение  носит разный характер. Италия –  культура, поэзия, Германия – философия, богословие, идеологический характер, Англия – театр. Формирование новых  буржуазных отношений. Экономика и  развитие Италии впереди других стран. Формирование нации приходится на ЭВ. Обнаружение античности – задом  наперед. Греческие ценности начинают постигаться в ЭВ.

Яркие моменты. Формирование нового типа человека. Возрождение  – очень трудный период, новые  представления. Особый тип личности – титан Возрождения (Энгельс). Много  талантов. Люди приходили в титаны из самых низов общества. Рассуждение  Энгельса о личностях. Люди, которые  создали буржуазное государство, не были буржуазно ограниченными. Многогранность личности.

Термин «Возрождение»  впервые был употреблен в 1550 –  Джорджо Вазари «Жизнеописания знаменитейших  живописцев, ваятелей и зодчих» - узаконенный  термин. Но слово появляется раньше – сами деятели ЭВ. Чтобы идти вперед надо оглянуться назад. Достичь  античного уровня в культуре, надо возродить античные ценности.

Средневековье изучало античность выборочно, только то, что подходило  к церковной догматике – Вергилий, Платон (выборочно), Аристотель (выборочно). Остальные авторы – в обрывках. ЭВ обратилась к античности. Как  к комплексу знаний, даже несколько  преувеличивала значение античности. Это первое толкование термина.

Второе – библейская мысль, притча о зерне, брошенном в камни. Служение во имя продолжения культурной традиции. Деятели ЭВ по большей  части были религиозными, но они  разрушали догматику церкви. Начинается церковное движение реформации. Мысль: человек может обратиться к Богу минуя церковь, обращение должно быт искренним. Вера приобретает другое качество. В ЭВ начинают формироваться современные представления о личности, индивидуальности. Средние века – название ЭВ уничижительное. В Средние века происходила подготовка к ЭВ.

Раскрепощение личности привело  к ренессансному эгоцентризму. Где  критерий свободы деятельности человека? Мы наблюдаем сложное и странное явление. Ренессансные гуманисты могли  быть инквизиторами. Охота на ведьм. «Молот Ведьм» Лосев «Эстетика Возрождения». Удивительная аморальность. Потеря критерия деятельности приводит к тому, что  тема титанической личности выходит  в искусстве на первый план. Шекспир  «Критерием является делание добра».

Ренессансный гуманизм –  понятие отлично от современного (гуманное отношение к человеку и животным). Исконно термин происходит от названия гуманитарных наук. Гуманистами называли преподавателей. Оценочного значения не было. Философы, эстеты и т.д. Средневековье тяготело к традициям, ЭВ – антитрадиционализм, ничто не принимается на веру. ЭВ – критицизм, предполагает собственное мнение. ЭВ – индивидуализм, часто перерождается в эгоцентризм. ЭВ – культ античности. Интерес к человеку, природе, месту человека в природе. Вера в неограниченные возможности человека, прежде всего, в познании. Тема Фауста. Разрыва с христианством не было, только с догмами. ЭВ – эстетизм, эстетические отношения к явлениям действительности.

Ренессансным гуманистом мог стать любой, но это очень  элитарное явление. Большая сумма  знаний. За три века в пяти главных  европейских странах существовало 5000 гуманистов. Вопрос о том, что  вкладывет ЭВ в понятие «Человек». В античности «человек – это животное социальное», для гуманистов «Животное ученое». Человек ценится только в культурных измерениях, только природные свойства, способность к обучению. Человек – тот, кто способен к обучению. Идея культивирования человека. Особое значение имела педагогика. Понятие «республика разума». Особое внимание этому уделяет Эразм Роттердамский.

ЭВ принято делить на три  этапа. Раннее Возрождение, Высокое  возрождение и Позднее Возрождение (кризис).

Новый жанр – новелла. Повествование  о новых в жизни явлениях. Апофеоз  – Боккаччо «Декамерон». Очень мало новелл с трагическим финалом. Чаще всего в новеллах человек побеждает судьбу. На 100 новелл Боккаччо только одна со смертью. Рассказчики ЭВ показывают, как человеческая инициатива побеждает все препятствия.

Позднее Возрождение. Попадание  в рабство. Человек не венец творения. Шекспир монолог «Человек квинтэссенция  праха». Главный жанр в кризис –  трагедия. Крушение идей, поиск морального выхода.

 


Информация о работе Общая характеристика культуры Возрождения